Национальный вопрос — один из самых актуальных в современной России.  В  настоящее  время  нет  недостатка  в  попытках  осмыслить бытие российских этносов, проблемы межэтнического взаимо- действия, активность этнополитических элит. Однако большинство участников этих дискуссий накладывают на Россию сетку понятий и парадигм, разработанных на Западе и отражающих реалии жизни народов Запада. Поэтому они говорят о российских нациях, о национализме, о национальных государствах в составе России, о перспективе самой России как национального государства, о федерализме или унитаризме российского государства.

Автор этой книги исходит из того, что ничего этого в России нет (а если и есть, то носит либо зародышевый, либо имитационный характер). Ни русские, ни другие народы России не являются политическими нациями в западном смысле слова, республики в составе России не являются государствами, федерализм и унитаризм существуют лишь в идеологической реальности, прикрывающей настоящую,  мало кем понятую и осмысленную социальную реальность, национализм народов России во многом остается верхушечной идеологией, которую разделяют интеллектуальная элита и маргиналы, но которая практически лишена почвы.

Для понимания того, что происходит в России в области межэтнических и этнополитических  взаимодействий,  нужна  новая  теория. На мой взгляд, она содержится в работах современного социо- лога Симона Гдальевича Кордонского. Не соглашаясь с некоторыми выводами из нее, а также с содержащимися в ней оценками, я согла- сен с ее анализом структуры и особенностей российского общества. Думаю, что Россия действительно в отличие от Запада является не классовым, а сословным обществом (в расширенном смысле слова «сословие», не обязательно предполагающем наследственный ха- рактер привилегий). Иначе говоря, в структуре российского  обще- ства преобладают не политически равноправные экономические группы (высший, средний, низший классы), а составляющие ие- рархию и зависящие от государства политические  группы  со  сво- ими  привилегиями  и  обязанностями  (служивые,  обслуживающие и другие сословия). О  служилом  характере  российского  государства писали и ранее, например Н. С. Трубецкой и Н. Н. Алексеев, но это были социально-философские декларации. Теперь же  воз- никла социологическая теория, подтвержденная эмпирическими исследованиями. Отталкиваясь от этой теории,  я  стал  разрабатывать концепцию этносословий,  которая  позволила  иначе  взглянуть на нацреспублики в составе России, на российский федерализм, национализмы и т. д.

Книга  объединила  статьи  на  эту  тему,  которые  публиковались в разных изданиях (печатных и сетевых) в течение 2012—2015 годов. В первой части читатель найдет статьи, посвященные общим вопро- сам — дефинициям сословий и этносословий, отличиям этнососло- вий от наций, анализу феномена национализма. В сборник вошли также статьи, посвященные национальному вопросу в русской исто- рии и современному русскому национализму.

Вторая часть посвящена этносословиям Республики Башкортостан. Ее ядром стала большая аналитическая статья «Структура постсоветского этносословия   (на   примере   этносословия   башкир в Республике Башкортостан)», которая может рассматриваться как отдельная самостоятельная работа. Кроме того, в этой части затро- нуты другие этносословия (например, этносословие русских в РБ), феномен корпораций при этносословиях и т. д. Я выбрал в качестве объекта исследования этносословия Башкирии, потому что имею эмпирический материал. В целом, если отвлечься от некоторых особенностей, картина в этой республике, как мне кажется, совпадает с картиной типичной нацреспублики России.

Конечно,  в  книге  встречаются  повторения.  Статьи  были  написаны в разное время и напечатаны в разных изданиях для разной аудитории (журналы «Отечественные записки», «Геополитика», интернет- издания «Имхоклуб» (Латвия), «Центр Льва Гумилева. Современное евразийство», «Политическое обозрение», сайт традиционалистов Башкортостана «РБ — XXI век», сборники научных трудов), всякий раз читателям приходилось заново объяснять основные понятия теории сословности (это дает и преимущество: статьи друг от друга мало зависят, и книгу можно читать с любого места). Однако, как мне кажется, эти статьи образуют своеобразный абрис, отображающий этнический срез социальной реальности России и типичной нацре- спублики в ней. Разумеется, это только постановка проблемы — необходимо серьезное многоплановое исследование, которое  описало бы весь ансамбль этносословий России и ее нацреспублик, а также связанных с ними корпораций и этнокланов. Тогда можно было бы объяснить многие феномены нашей национальной политики и про- гнозировать развитие нашего федерализма и национализмов. Но это дело будущего, поскольку такое исследование, безусловно, требует работы целых научных коллективов.

Мой приятный долг — выразить благодарность всем, кто помог мне в подготовке и издании книги. Это мои уфимские коллеги, кото- рые обсуждали со мной основные идеи теории этносословий: канди- дат философских наук Азат Тагирович Бердин, кандидат историче- ских наук Азамат Мажитович Буранчин, доктор исторических наук Булат Ахмерович Азнабаев, кандидат политических наук Евгений Александрович Беляев, доктор политических наук Рустем  Фаридо- вич Латыпов, доктор социологических наук Рушан Рахимзянович Галлямов. Благодарю за помощь в организации моего выступления на тему этносословности на методологическом семинаре  Башкир- ской академии госслужбы (25 сентября 2015 года) проректора акаде- мии, доктора философских наук Ирину Васильевну  Фролову.  Отдель- ная благодарность — участвовавшему в заседании этого семинара известному российскому специалисту по нациеведению, кандидату философских наук Андрею Александровичу Тесле (г. Хабаровск), чья конструктивная критика подвигла меня на уточнение многих формулировок концепции.

Благодарю также известного политолога и публициста Павла Ливерьевича Крупкина — отчасти моего единомышленника, отчасти оппонента и критика. Его живой  интерес  к  концепции  этнососло- вий  и  его  критические  замечания  вдохновляли  меня  и  помогали в работе.

Издание этой книги было бы невозможно без финансовой помощи Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» (г. Мо- сква) и без благожелательного курирования проекта со стороны его директора — Чолпон Эрмековны Бейшеналиевой и главы экспертного совета фонда, ординарного профессора ВШЭ Симона Гдальевича Кордонского, на теоретические разработки которого я опирался в своих исследованиях.

Наконец, я должен поблагодарить мою жену Анну Евгеньевну Родионову, без поддержки которой написать эту книгу было бы гораздо труднее.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля