29-31 мая 2024 г. в Санкт-Петербургском государственном институте культуры в рамках проекта «Школы молодого этнополитолога» (поддержан Фондом президентских грантов) прошла научно-практическая конференция «Роль информационной аналитики в исследовании социальных процессов». Соорганизаторами мероприятия выступили Институт стратегических исследований Академии наук РБ и СПбГИК.
Накануне пленарной сессии Вячеслав Константинович Петров (руководитель Школы молодого этнополитолога, члена-корр. РАЕН, члена Экспертного совета при ФАДН, к.филос.н) провел для преподавателей, молодых исследователей и студентов мастер-класс «Введение в информационную аналитику». Лектор дал исчерпывающее определение понятия «информационная аналитика», показал принципиальное различие данного вида деятельности от традиционной аналитики, отметил важность формирования правильного мировоззрения, построения информационной картины мира. Он также остановился на проблеме выработки адекватных понятий и в целом развития понятийного аппарата, привел модель информационного взаимодействия, процессы, определяющие сущность аналитики. В.К. Петров отметил, что у заказчиков аналитической продукции сложились завышенные ожидания, что негативно отражается на их взаимодействии с информационными аналитиками.
В этот же день прошел мастер-класс Александра Ивановича Доронина, к.экон.н., доцента (г. Тула) «Роль и место открытых источников информации (Open-Source INTelligence – OSINT) в информационной аналитике». Эксперт поднял крайне актуальную проблему информационной безопасности, рассказал о текущем состоянии дел с технологиями обработки открытых источников информации в России и за рубежом, изменениях в структуре мировых информационных потоков, трансформации создателей информационного контента; об образовательных программах в данной области в России и за рубежом; о том, как Интернет и «большие данные» кардинально поменяли методологию информационной и аналитической работы; о технологиях искусственного интеллекта, а также поделился мыслями о совершенствовании обучения информационной аналитике.
Оба выступления вызвали у слушателей большой интерес, по отдельным моментам завязалась оживленная дискуссия.
30 мая открылась пленарная сессия, модератором которой выступил В.К. Петров. Он и Виктор Алексеевич Мутьев (доцент кафедры медиалогии и литературы, проректор по научной и творческой работе СПбГИК, к.пед.н.) обратились к участникам семинара с приветственным словом.
Виктор Алексеевич представил доклад «Новостная грамотность в системе подготовки информационных аналитиков», в котором обобщил опыт преподавания информационной аналитики на библиотечно-информационном факультете института, рассказал об этапах разработки и начале обучения по профилю «Анализ информации в книжном деле, искусстве и бизнесе», провел анализ научной литературы и образовательных практик, рассказал об общих трендах библиотечно-информационных наук, об актуальных тематических направлениях библиотечно-информационных исследований, технологической модели деконструкции новостных текстов.
Тему с докладом «Информационно-аналитический профиль обучения в вузе культуры: как растить исследователей социокультурных процессов» продолжила Оксана Александровна Александрова (доцент кафедры медиалогии и литературы СПБГИК, к.пед.н). Она конкретизировала информацию об основных этапах развития информационного образования в вузах культуры, в частности о подготовке высококвалифицированных аналитиков в стенах СПБГИК.
Содержательный доклад «Язык как инструмент мышления и основа аналитики. Особенности русского языка». представила Марина Юрьевна Петрова (редактор интернет-журнала «Политическое образование», доцент, к.психол.н.). Эксперт рассказала о диалектической связи мышления и языка, об особенностях русского языка, объяснила, почему важно для аналитиков глубоко знать русский язык и уметь использовать его в аналитической деятельности, в частности, при поиске информации и подготовке аналитических текстов.
Глубокое понимание связи языка с мышлением, осознание специфики русского языка как средства познания действительности с теоретической стороны и активное овладение навыками использования языка как средства вербализации информации в целях ее поиска и последующего представления с практической стороны позволит подготовить аналитиков-профессионалов Кроме того, докладчик констатировала критическое снижение грамотности у студентов и молодых ученых, а также небрежность в оформлении документов, что еще раз доказывает актуальность поставленной проблемы.
Святослав Викторович Пилюшин (доцент кафедры информационного права факультета криминальной милиции Академии МВД Республики Беларусь, к.юрид.н.) выступил с докладом «По следам исследователей аналитики». Он подчеркнул важность дальнейшего развития научных представлений о сущности и содержании аналитической деятельности, необходимость выработки единых подходов в разработке понятийно-категориального аппарата аналитической деятельности, что, по его мнению, вполне достижимо в процессе расширения и углубления научного сотрудничества между учеными России и Беларуси.
Альбина Самиуловна Крымская (доцент кафедры медиалогии и литературы СПБГИК, к.пед.н) представила доклад «Политические ассоциации как поставщики информационных ресурсов для глобальных и региональных исследований». Она остановилась на создании и функционировании Союза международных ассоциаций, отметила, что профессиональные ассоциации можно рассматривать, во-первых, как субъект международных отношений; во-вторых, как генератор и поставщик информации.
Докладчик считает важным системные исследования профессиональных ассоциаций в России в связи с их увеличением, неясностью в отношении представлений об их функциях и специфике деятельности. В качестве примера А.С. Крымская выделила профессиональные ассоциации в сфере политических наук, привела некоторые результаты исследования их сайтов.
С ее слов, анализ выявил, что информационные ресурсы рассеяны практически по всем рубрикам, и это не может не создавать для пользователей трудностей в поиске нужной информации. Подобное рассеивание вызывает необходимость создания информационного продукта, который мог бы стать навигатором по информационным ресурсам. На начальном этапе это может быть каталог интернет-ресурсов профессиональных ассоциаций, который может размещаться на сайтах как профильных библиотек, так и профильных учреждений (например, институтов Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН).
31 мая (второй день пленарной сессии) открыл доклад Ивана Максимовича Орлова (руководитель международного направления отдела аналитики АО «Крибрум») «Социальная напряженность в информационном пространстве». Он подробно остановился на определении, проявлении и характеристике социальной напряженности, целях и задачах анализа уровня протестной активности в социальных медиа и его практической применимости.
Докладчик отметил, что социальная напряженность является одним из показателей выражения общественного состояния, свидетельствующего о начинающемся социальном конфликте.
И.М. Орлов подчеркнул, что в социальных медиа находит отражение недовольство текущими проблемами, которое, при наличии повода, может спровоцировать к участию в акциях протеста. С учетом этого создана система мониторинга и анализа СМИ, социальных медиа и мессенджеров «КРИБРУМ.ПРО», позволяющая осуществлять поиск информации в открытых данных и дельнейшее построение связей с целью профилактики и оперативного реагирования на инциденты.
В качестве примера докладчик привел январские события 2022 года в ряде регионов Казахстана – многочисленные акции протеста, вынудившие власть ввести режим ЧП и применить силу к протестующим, их информационный след, который был проигнорирован, что не позволило купировать ситуацию на ранней стадии напряженности.
Далее выступил Александр Иванович Доронин с темой «Информационная аналитика как сфера междисциплинарных исследований». Докладчик привел базовые признаки исследуемого объекта, выделяемые из полнотекстовой информации как основу проведения исследований, коснулся проблемы знания в философии (соотношение знания и информации), дал определение исследовательской информации, привел ее характеристики, выделил три ее главных принципа планирования.
С интересной темой «От привычной социологии к социальной аналитике» выступил Алексей Михайлович Пономарев (директор Удмуртского филиала по исследованию проблем этнополитики и государственного строительства УрО Института философии и права РАН, д.филос.н.). Докладчик отметил, что трансформация социологии в «социальную аналитику» закономерный процесс, связанный, в частности, с растущим влиянием искусственного интеллекта на социальность (появление искусственной/цифровой социальности).
А.М. Пономарев привел определение «Социальная аналитика», данное А.В. Резаевым и Н.Д. Трегубовым как «умение правильно поставить исследовательскую проблему о жизни». Он выделил ключевые проблемы современного общества, в частности, отметил, что современная коммуникация становится активной средой для функционирования ИИ, возникают ситуации, когда есть информация, но нет сообщения, не всегда понятно, кто адресат, какова эффективность общения.
Происходят принципиальные изменения в том, что и как измеряется, в логике массового обследования, в самой методологии социологических исследований. В этих условиях социальный аналитик должен обладать рядом качеств.
Далее докладчик остановился на этнополитике как особом типе социальной аналитики. По его мнению, этническое не репрезентируется в цифровом мире, оно процессуально в нём производится. В исследовательском плане (и в практическом) ключевым вопросом становится отслеживание информационных потоков этноконфессионального характера, их пересечения с потоками политической информации и – главное, точек сборки этнического с политическим: кто, как комментирует, анализирует, – и субъектная идентификация этих точек сборки на основе цифровых следов.
Далее с докладом «О некоторых аспектах совершенствования процесса подготовки информационных аналитиков» выступил В.К. Петров, выделив в качестве проблем: недостаточное наполнение базового уровня обучения, отсутствие тем работы с информационными потоками, организации работы самих аналитиков, взаимодействие с заказчиками и т.д.
В рамках своего выступления В.К. Петров презентовал проект «Школа молодого этнополитолога», рассказал его историю, этапы развития, достигнутые результаты.
Помимо мастер-классов и пленарной сессии, программа семинара включала круглые столы: «Совершенствование обучения аналитиков в гуманитарных вузах», «Информационная аналитика в исследовании социальных процессов» и «Основные направления использования информационной аналитики», в ходе которых состоялась конструктивная дискуссия по наиболее проблемным вопросам между экспертами, преподавателями и студентами.
По общему мнению участников, мероприятие было чрезвычайно полезным, прошло на хорошем организационном уровне. Эксперты представляли результаты своих научных и практических исследований, обменивались опытом и идеями сотрудничества, выявляли новые подходы и разрабатывали рекомендации для развития образования в области информационной аналитики.
В ходе выступлений докладчики неоднократно упоминали Татьяну Феофантовну Гордукалову, много лет проработавшую в СПБГИК, являющуюся одной из основоположников теории информационной аналитики в стране. Ее труды имеют непреходящую ценность при организации обучения будущих аналитиков.
К сожалению, по объективным обстоятельствам в семинаре не смогли участвовать Меликов Эмиль Эльбрусович (руководитель отдела аналитики АО «Крибрум») и Иванова Светлана Викторовна (профессор, доцент кафедры английского языка в сфере философии и социальных наук факультета иностранных языков Санкт-Петербургского государственного университета, д.филол.н.), но они заранее прислали организаторам свои тезисы и презентации.
Все присланные материалы будут размещены на сайте «Политическое образование».
Команда проекта «Школа молодого этнополитолога» благодарит соорганизаторов мероприятия в лице Виктора Алексеевича Мутьева и Альбины Самиуловны Крымской, а также участников семинара, выражает надежду на дальнейшее сотрудничество.
Зарипова Гузель, пресс-секретарь ШМЭП