На актуальном этапе социального развития немаловажную роль играет историческая память. Обращаясь к прошлому, мы испытываем необходимость его критически осмысливать для понимания настоящего, определения арбитров будущего вмешательства со стороны идеологов и политиков, является только побуждением профессиональных историков повысить свою гражданскую ответственность за произнесенное слово исторической правды. 

Глобальные социальные вызовы современности: геополитическая турбулентность, столкновение традиционных нравственных ценностей с искаженными формами человеческого мировосприятия и бытия актуализирует важность формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами» (2001 г.), Всеобщей Декларации о культурном разнообразии (2001 г), Конвенции ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (2005 г.) указывается, что культурное разнообразие, в которое входит культурно-историческая память и идентичность, являются общим достоянием человечества, закрепленным в интересах нынешнего и будущего поколения, выступают неотъемлемой отличительной чертой. Рассмотренные документы играют значительную роль в институционализировании исторической памяти, которая относится к способам конструирования смыслов или значений прошлого. 

В Российской Федерации формирование гражданской идентичности и культурно-исторической памяти подрастающего поколения является одним из стратегических приоритетов образования и молодежной политики. Ключевые положения и требования их формирования содержатся в комплексе нормативно-правовых документов: ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489; Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»; Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 

В условиях интеграции Донецкой и Луганской народных республик в единое российское образовательное пространство актуализируется проблема воспитания гражданской идентичности и культурно-исторической памяти населения, проживающей на их территориях, что является базовой предпосылкой укрепления российской государственности и консолидации общества, основой будущего устойчивого социально-экономического развития Донецкой и Луганской Народных Республик. 

Молодежь, проживающая на данных территориях, находится в трудной жизненной ситуации, характеризующейся высоким эмоциональным напряжением и хроническим стрессом, нестабильностью социально-экономических условий, значительно нарушающим обычное течение жизни и устоявшиеся внутренние и внешние социальные контакты, являющейся прямым следствием ситуации специальной военной операции. Подобная ситуация осложняет процесс обретения молодыми людьми гражданской идентичности и может сформировать в молодежной среде «модель риска» гражданской идентичности с доминирующей тенденцией деформации правового и патриотического сознания. 

В узком смысле, культурно-историческая память является личностно-смысловым многомерным образованием духовного и когнитивно-интеллектуального порядка в структуре мировоззрения, определяющим ценностное отношение личности к истории на основе формирования исторической эмпатии и сопереживания, определяющим представления о мире, формирующим интенциональное устремление к сохранению исторической правды. В широком контексте понимания данной категории культурно-историческая память проявляется в коллективном «согласии» с интерпретацией образа прошлого и нормативной модели культуры, коллективной сопричастности общества к истории и судьбе своего народа и государства, единстве ощущения исторической эмпатии. Созидание культурно-исторической памяти реализуется от индивидуально-личностного контекста к коллективному, поколенческому и межпоколенческому, что порождает такой феномен как «коллективная память», определяющее национальное самосознание через процесс коммеморации (сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого). Категория культурно-исторической памяти поколения не может рассматриваться вне контекста сознания и мировоззрения личности. Культурно-историческая память является конструктом в сознании личности, определяющим образ ее гражданской идентичности. Мы рассматриваем категории культурно-исторической памяти и гражданской идентичности в диалектическом единстве, как духовно-ментальные конструкции, находящиеся в амбивалентной зависимости по отношению друг другу.  

Таким образом, модусы культурно-исторической памяти проявляются в неразрывном единстве интерпретации историко-событийного пространства и духовно-деятельного воспроизводства культуры на социетальном уровне (сфера общественного коллективного сознания и памяти) и на индивидуальном уровне (конструкт персонального сознания и мировоззрения), определяющим гражданскую идентичность как отдельной личности, так и народа, в целом. 

Анализ исследований, посвященных содержанию понятий культурно-историческая память и гражданская идентичность, позволил разработать анкету «Гражданская идентичность и культурно-историческая память молодежи» авторами В.В. Николина, А.А. Лощилова, С.В. Фролова, С.И. Аксенов из Нижегородского государственный педагогический университет имени Козьмы Минина при активной работе в сотрудничестве с политологическими и социологическими кругами Донецкого государственного университета. На основе анализа и обобщения результатов анкетирования получены первичные данные об исходном состоянии гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи Донецкой и Луганской Народных Республик. 

В эмпирическом исследовании принимало участие 185 обучающихся в возрасте от 14 до 20 лет, проживающих в Донецкой и Луганской народных республиках. Из них 60,5% респондентов женского пола, 39,5% мужского пола. В исследовании использовались следующие методы: теоретические – анализ предмета исследования на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы, обобщение и систематизация полученных данных; эмпирические – анкетирование, опрос, беседа. 

Осознание личностью связи со своей страной и малой Родиной является одним из ключевых составляющих гражданской идентичности. В ходе эмпирического исследования установлено, что 87,3 % респондентов идентифицируют себя с Российской Федерацией, указывая её в качестве места своего географического проживания, 2,2% участника анкетирования отождествляют себя с Украиной, 10,5% – с регионом своего проживания (ДНР, ЛНР), отмечая конкретные населенные пункты. 

Важным показателем гражданской идентичности является национальность, с которой себя отождествляют респонденты. 51,4% назвали себя русскими, из них 12,9% – россиянами; 24,86% – украинцам, из них 2,16 % указали в качестве страны проживания Украину. Остальные участники анкетирования связывают себя с другим национальностями: греки, осетины, евреи, кумыки, чеченцы, 0,54 % относят с себя к славянской языковой группе. Отметим, что 1,62% идентифицируют себя с дончанами, 0,54% жителями ДНР, что свидетельствует о преобладании у данной категории респондентов региональной идентичности. Вместе с тем выделяется группа молодежи, считающие себя одновременно и украинцами, и русскими (3,24%), что указывает на то, что они до конца не определись в собственной национальной принадлежности. У 7,57% респондентов данный вопрос вызвал затруднение. Для нашего исследования является значимым, что более половины молодежи Донецкой и Луганской народных республик считают себя русскими. 

Знание государственных границ России демонстрируют 49,07% молодежи Донецкой и Луганской народных республик. 31,12% отметили административные субъекты, имеющие границу с ДНР и ЛНР; 4,35% назвали государства, граничащие с Украиной. Затруднились ответить – 15,53%. 

Анализируя ответы на вопросы, связанные со знанием государственной символики, гражданских прав и обязанностей, выявлено, что более половины участников анкетирования считают важным знание гражданином своих прав и обязанности (52,2%), скорее да, чем нет (42,9%). Остальные респонденты не смогли ответить на данный вопрос (4,9%). 

Следует отметить, что символика РФ знакома более 80% молодежи Донецкой и Луганской народных республик. Они знают российский государственный герб и флаг (86,29%). Только 1,14% указали герб Украины (тризуб), а 12,57% не ответили на данный вопрос. Интерес к истории России проявляют 36,4% молодежи Донецкой и Луганской народных республик РФ, 51,8% – скорее да, чем нет. 

Анализируя ценностное отношение молодежи к традициям, определено, что 54% знают и положительно относятся к российским традициям, особенно, выделяя памятные даты и праздники. Последние были систематизированы нами по трем категориям: общественно-политические, религиозные и семейные праздники. Определено, что лидирующие позиции занимают Новый год – 85,23%, Пасха – 68,75%, День Победы – 27,27%. Вместе с тем 8,52% участников анкетирования затруднились ответить на данный вопрос. 

Одна из составляющих гражданской идентичности – ценностное отношение к природе своей страны и родного края. Как показал анализ ответов, 81,4% респондентов любят природу родного края, 14,8% – скорее да, чем нет, у 3,8% выявлено отрицательное отношение. 72,7% молодежи считают, что каждый должен делать все возможное для сохранения природного богатства своей страны, 22,4% – скорее да, чем нет. Наряду с этим, лишь 25,7 % имеют опыт участия в экологических акциях, 12,3% – скорее да, чем нет. 

Активная гражданская позиция респондентов проявляется не только в их готовности заботиться о природе, но и действовать во благо страны, её свободы и независимости – 49,7%. Для 69,2% молодых людей характерно чувство гордости за свою страну, 24,7% – скорее да, чем нет. В своих ответах участники анкетирования ха рактеризовали себя как, «будущий защитник»; «гражданин своей республики; «я тот, кто следит за сохранением чистоты в природе, я тот, кто любит страну Россию, я тот, кто будет помогать если понадобится», «любящий свою Родину»; «я мужчина»; «я русский, с нами Бог, «сила в правде Z»; «я патриот, я горжусь своей страной, я вижу себя в будущем лишь на территории своей страны, я волонтер, я люблю помогать людям, я люблю быть обществе»; «я верен Родине». Приведённая выборка ответов свидетельствует о ярко выраженной патриотической позиции, являющейся одним из условий формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти. 

44,5% молодежи выражают свою гражданскую позицию, обсуждая проблемы и ситуации с семьей, друзьями, в школе; 24,7% – скорее да, чем нет. Это свидетельствует об их неравнодушии к судьбе Родины, желании открыто выражать свои взгляды и оказывать помощь в решении посильных для них проблем. Так, 53% респондентов стараются помогать старшим и окружающим людям. Участвуют в волонтерской деятельности 16,5%, скорее да, чем нет 20,5%. Значительный процент молодежи (44,9%) не считают себя волонтерами, 18,2% – скорее нет, чем да. Вместе с тем большинство молодых людей Донецкой и Луганской народных республик убеждены в позитивном влиянии собственной активности на социум и изменение социокультурной ситуации в своем регионе. 

Отметим, что 44,2% участников анкетирования выражают готовность жить и работать в своей стране, развивать её экономику и культуру, 32% – скорее да, чем нет. При этом 32,8% молодежи считают, что комфортно смогут себя чувствовать практически в любой стране мира, 29,4% – скорее да, чем нет. 27,2% – скорее нет, чем да; 10,6% – нет. 

Анализ и обобщение ответов на блок вопросов, связанных с культурно-исторической памятью, позволил установить, что 48,9% респондентов проявляют интерес и ценят культуру и российские традиции, 38,5% скорее да, чем нет, 9,9% – скорее нет, чем да. Им близки такие традиционные ценности, как историческая память и преемственность поколений, семья. Традиционных взглядов на модель семьи придерживаются 53,8%, 28% – скорее да, чем нет, и только 9,9 % – нет. Счастье семьи превыше всего для 75,8% участников анкетирования, 18,1% – скорее да, чем нет, 6,1% – скорее нет, чем да. Уважение к старшему поколению проявляют 67% респондентов, 26,4% – скорее да, чем нет; 6% – скорее нет, чем да. Стараются помогать старшим и прислушиваться к их мнению – 53%, скорее да, чем нет – 38,1%, скорее нет, чем да – 8,9%.

Обращают на себя внимание ответы на вопрос о наиболее значимых исторических событиях. 73,51% молодежи Донецкой и Луганской Народных Республик назвали события, связанные с военными действиями. Наиболее упоминаемые – вторая мировая война – 18,38%, Великая Отечественная война – 44,85%, СВО – 13,24%, война 2014 г. – 17,65%. Среди позитивных – присоединение Донецкой и Луганской народных республик – 8,09%, Крещение Руси – 10,29%, признание ДНР и ЛНР – 2,21%. 

Оценивая знание респондентами известных российских писателей, художников, ученых, было установлено, что лишь 55,88% участников анкетирования смогли назвать выдающихся деятелей науки. Наиболее упоминаемыми являются Д.М. Менделеев (37,5%), М.В. Ломоносов (43,38%), Н.И. Лобачевский (6,62%). У 44,12% данный вопрос вызвал затруднения. Среди писателей лидируют классики российской литературы – А.С. Пушкин (34,57%), Н.В. Гоголь (9,26 %), Л.Н. Толстой (6,79%), С. Есенин (6,79%). Интересно, что к писателям респондентами были отнесены такие авторы-исполнители современной эстрады, как Shaman, О. Газманов, И. Кобзон. Затруднились ответить на данный вопрос – 27,9%. Наиболее известны молодежи следующие отечественные художники: И.Е. Репин (26,32%), В.М. Васнецов (26,54%), И.К. Айвазовский (17,29%), И.И. Шишкин (15,75%), К.С. Малевич (6,77%). Не назвали выдающихся деятелей искусства 45,86% респондентов. При этом 94,59% молодых людей разносторонние личности, имеют разнообразные увлечения и хобби (спорт, музыка, литература, программирование, вокал и пр.). 

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сформулировать ряд выводов. Более половины молодежи (64,3%) Донецкой и Луганской народных республик считают себя русскими и ассоциируют себя Россией, 87,3% указывают её в качестве места своего рождения и проживания. Более 80% респондентов знают государственную символику Российской Федерации, основные исторические события. 52,15% отождествляют себя с гражданами, готовы действовать на благо Родины (49,7%), испытывают чувство гордости за страну (69,2%). Вместе с тем менее половины участников анкетирования в неполной мере осведомлены о культурном наследии России, выдающихся деятелях культуры, науки и искусства. Невысоки показатели социальной активности (участие в проектах, акциях, волонтерской деятельности). 82,6% молодых людей, проживающих на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, выражают готовность покинуть страну в случае, если им будет предложена высокооплачиваемая работа за рубежом.  

С другой стороны, имеем тенденцию к свидетельству о неустойчивой гражданской идентичности и культурно-исторической памяти у молодежи Донецкой и Луганской Народных Республик. Вместе с тем для них значимы ценности семьи, дружбы, любви к Родине. Они склонны к проявлению активной гражданской позиции, взаимопомощи, готовности к участию в социальной жизни региона. У ряда респондентов явно выражены патриотические настроения, которые проявляются в гордости за страну, желании служить Отчизне. Результаты проведенного измерения могут стать основой определения направлений и политологических условий формирования культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи Донецкой и Луганской Народных Республик, создания методических рекомендаций, академических, научно-образовательных программ по реализации мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик. 

Таким образом, историческая память способствует формированию сознания молодежи, студентов в которой основой являются знания, взгляды, представления, понимание связи между прошлым и настоящим, традициями и опытом разных генераций. Она помогает будущим поколениям, выделять общечеловеческие ценности, критически относиться к мировому историческому опыту, усваивать его уроки, вырабатывать собственные убеждения и гражданскую позицию. Историческая реминисценция, особенно историческая правда в условиях нынешней информационной войны, чрезвычайно актуальна, является основой воспитания и просвещения. Историческая память и сознание формируют историческую культуру, которая, с одной стороны, выступает мощным средством региональной самоидентификации, а с другой – способствует взаимопониманию, диалогу между гражданами, представителями различных социальных групп, слоев, организаций и учреждений ЛДНР, что является краеугольным камнем формирования нового мышления, создания и соответствующего развития Донбасса. 

Чурков В.В., студент IV курса н.п. «Политология» ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет» (г. Донецк, РФ)

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля