19 мая в Кремле прошло заседание Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. Оно было посвящено вопросам системной перезагрузке национальной политики и интеграции четырех новых регионов в ее контур.
Констатировано, что аналитика постфактума не соответствует динамичности протекающих сложных процессов в такой чувствительной сфере, как этноконфессиональные отношения. Необходим упор на выработку превентивных действий по своевременному выявлению, предотвращению и локализации конфликтных ситуаций на межэтнической основе.
Прямо скажем, эта задача возникла не сегодня. Она стояла перед страной и обществом и вчера, и позавчера. Однако выйти на построение адекватных сценариев развития ситуации в средне- и долгосрочной перспективе в целом ряде случаев не удается. В первую очередь это связано с забвением серьезной аналитической и прогностической работы как минимум с середины 70-х годов прошлого века. Нынешнему руководству приходится буквально по крупицам создавать систему аналитики, вновь учится работать с известными и перспективными экспертами. Это чрезвычайно трудно, поскольку в экспертной среде велико недоверие к власти, которая, к сожалению, занимается больше декларированием своих намерений. При таком подходе даже вливание серьезных финансов не приведет к должному эффекту.
Опубликованные в СМИ краткие итоги заседания Совета наводят на мысль, что четкого понимания, что и как делать, у власти по-прежнему нет. Тезис о необходимости существенного повышения качества аналитической работы развития так и не получил.
Если по порядку.
1. Отдельно поручено обновить список коренных и малочисленных народов России согласно Всероссийской переписи населения 2020 года. К чему это приведет? Однозначно к усложнению национальной структуры страны. Безусловно, делать это надо, но вопрос – готова ли к этому власть. Ведь из теории управления известно, что управляющая система должна быть сложнее (упорядоченной, слаженной), чем управляемая система (общество). В противном случае вместо всестороннего учета культурных, социальных, экономических и др. потребностей каждого этноса, народности, народа мы, наоборот, придем к хаотизации социального пространства. Тем более, что сами итоги переписи уже подвергаются сомнениям.
2. Определены ключевые некоммерческие организации, активно работающие в этой сфере – «Россия – страна возможностей», общество «Знание», «Движение первых». Особо подчеркнута роль общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России».
3. Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России и Росмолодежью поручено принять дополнительные меры по активизации работы с молодежью Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей «по вопросам гармонизации межнациональных отношений и упрочения общероссийской гражданской идентичности, а также по проведению в студенческой и школьной среде информационной работы, касающейся разъяснения причин и задач специальной военной операции».
4. Еще раз зафиксировано, что Россия – это государство-цивилизация. В нем проживают россияне (гражданская идентичность). Россияне – это многонациональный народ, состоящий из множества этнических групп. Государствообразующим ядром для Государства Российского выступает Метанарод Русский, состоящий из русских, белорусов и украинцев как трех ветвей единого этнического ствола. Русский язык (ключевой для идентичности ЛДНР, Запорожья и Херсона) определен как государственный язык государствообразующего народа и язык межнационального общения.
Что можно сказать? Задачи масштабные, насущные, сложные. От их решения во многом зависит будущее России, само ее существование.
Давайте подключаться. Каждый на своем месте и в меру своих возможностей. Другого пути просто нет.
Вячеслав Петров