От ред: На наш взгляд, пора внести ясность в нашу русскую самоидентичность. Понятие «триединый русский народ» (великороссы, малороссы, белоруссы или русские, украинцы и белоруссы) следствие антирусской политики различных политических сил от поляков до австро-венгров, немцев и большевиков и не имеет никакого отношения к действительности.
Древнерусское государство было создано на землях восточных славян, племена которых перечисленны в Повести временных лет, самоназвание которого Русь, Русское государство. Термин «Киевская Русь» введён московскими профессорами в XIX веке, является историографическим, введенным историками для удобства классификации периодов развития.
Примерно через век после Крещения (988 г), племенные этнонимы исчезают, начинается слияние племен в единый народ. Вместо идентичности по названиям племен приходит региональная идентичность – новгородец, рязанец, черниговец и т.д.
Единственным топонимом, связанным с племенным делением в 11 веке осталась Северская земля (племя Северян, территории современных Курской, Белгородской, Черниговской, Харьковской областей) . Отсюда название города Новгород-Северский.
Постоянная колонизация северо-восточных земель привела к включению в складывающийся русский этнос значительного числа финно-угорских племён. В юго-западной Руси шел процесс ассимиляции тюркского населения, что видно данным антропонимии (фамилии, заканчивающиеся на ук, юк, бей), так и антропологии – тип украинской женщины – брюнетка как в народной песне “Черные брови, карие очи”.
В удельный период, население Поднепровья под давлением кочевников стало массово уходить в Ростово-Суздальскую землю, благодаря чему Юрий Долгорукий и его ближайшие приемники смогли основать 21 город, в том числе и Москву. Часто переселенцы называли вновь основанные населённые пункты в память мест откуда они пришли – Перемышль, Галич, Звенигород и т.д. Как отмечал американский исследователь Р. Пайпс: «переселенцы сюда устремились со всех сторон – из Новгорода, западных земель и степи». В упадок пришёл и сам Киев, ставший ареной междоусобной борьбы различных княжеских семей. К началу монгольского вторжения века Ростово-Суздальскаая земля оказалась наиболее плотно населённой частью Руси.
В XIV веке, часть русских земель осталась под властью Орды, а часть оказалась в составе Польши и Литвы. Это вынудило патриархов Константинополя, для удобства управления делами Церкви, ввести понятия Великой и Малой Руси. Ничего необычного в этом не было, например, в Польше с XIII века употребляли обозначения – Великая и Малая Польша. Можно указать и на Францию где название Иль-де-Франс (с фр. — «остров Франции») происходит от франкского «liddle Franke» (фр. Petite France); «Малая Франция».
Следует отметить, что сами жители Малороссии и Великороссии никогда не считали себя разными народами. Впрочем, об этом знали и враги Руси. После венчания на царство Ивана IV, польский король Сигизмунд II Август написал Папе Римскому послание, в котором предупреждал, что признание папством за Иваном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русинами». А после начала восстания Б. Хмельницкого воевода брацлавский А. Кисель 31 мая 1648 года в письме к архиепископу Гнезненскому выражал опасение, что на помощь к «изменнику» (так он называл Хмельницкого) могут подойти силы Московского государства. «Кто может поручиться за них? – вопрошал Кисель. – Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству».
Признаки завершения этногенеза единого Русского Народа проявились в народном самосознании после Куликовской битвы (1380 г.) На битву пришли силы владимирцы и московиты, ярославцы, брянцы, белозерцы, половчане и др, а с битвы вышел Русский народ, единая идентичность которого устанавливалась еще 100 лет по мере расширения Великого княжества Московского вплоть до Стояния на Угре в 1480 г.
Таким образом получив политическую независимость, которая является обязательным условием поступательного развития любого культурно-исторического типа (цивилизации), русское население Московского княжества стало цивилизационным ядром и культурным полюсом притяжения остальных частей разделенного русского народа. Это притяжение, осознание этнического и цивилизационного единства стало основой для дальнейшего политического объединения в XV в. Цивилизационное единство русских стало основой для масштабного западно-русского восстания против польских захватчиков в XVII в., охватившего территорию современных Украины и Белоруссии и вошедшего в историю под названием Освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого.
Термин «Украина» до XIX века не имел этнического значения, а означал пограничье. Русские летописи знают его, как минимум, с XII века. Впервые он упоминается в Киевской летописи Ипатьевского свода XII—XIV веков под 1187 годом в связи со смертью переяславского князя Владимира Глебовича, позднее украина упоминается в той же летописи под 1189 и в Галицко-Волынской летописи под 1213 годом.
После того, как в 1569 г. Юго-Западная Русь вошла в Корону Польскую из Великого княжества Литовского), часть её территории, простирающаяся от Подолья на западе до устья Днепра на юге, и включающая в себя большую часть земель будущей Екатеринославской губернии на востоке, стала в этом государстве неофициально именоваться «Украиной». Связано это было с приграничным расположением этих территорий в польском государстве.
Таким образом, в XVI—XVIII веках «Украина» становится названием конкретного географического региона среди названий других историко-этнографических регионов. Именно так воспринимал Украину и Тарас Шевченко, у которого это лишь география Южной Руси. После Андрусовского перемирия (1667), разделившего Украину по Днепру, в употреблении появляются названия «сегобочная Украина», «тогобочная Украина» и «Малороссийская Украина».
С XVIII века понятие «Украина» используется в географическом смысле и является общеизвестным наравне с названием «Малороссия». По мере обособления Галиции, украинцами постепенно (и то не всегда) стали именовать приверженцев унии. Впрочем, термины Малороссия и малороссияне/малороссы использовались прежде всего в официальных документах, а также в среде православного духовенства.
В простонародном языке самоназванием оставались главным образом слова «русин», «руський».
Следует отметить – Правобережная Украина в конце XIX начале XX века, была центром РУССКОГО национализма. Именно в Киеве был создан СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА, в который вступили тысячи крестьян Подольской, Волынской и прочих западнорусских губерний. Кстати, положение о «единой и неделимой России» впервые сформулировал, имеющий малороссийские корни юрист Николай Лазаревский.
Примерно с середины XIII века появляется термин «Белая Русь», употреблявшегося по отношению к различным регионам нашей Отчизны. До конца XV века большинство упоминаний о «Белой Руси» происходит из Западной Европы и относится к территории Новгородской республики.
По отношению к части современной территории Белоруссии, а именно к подвинской земле (Витебская область), название «Белая Русь» впервые стало употребляться с конца XIV века.
В XV—XVIII веках термин также относился к Московскому княжеству. В 1655 году царь Алексей Михайлович начал именоваться «самодержцем всея Великой, Малой и Белой России».
В конечном счёте, Белой Русью стали именовать русские земли, находящиеся в составе Великого Княжества Литовского. Само население региона до XIX века в качестве самоназвания употребляло этноним «русины» или политоним «литвины».
Одна из самых западных областей Руси, примерно совпадающая с Галичиной именовалась Червонная Русь (название происходит от города Червена́ (Червна), ныне территория Польши).
В конце XIX века в Российской империи появился ещё один «цветной» проект – Желтороссия. Термин впервые употребил журналист Илья Левитов, который писал: «Под Желтороссией я понимаю пространство, в котором русский элемент смешивается с жёлтой расой, особенно то, которое простирается от Байкала к Тихому океану».
Захватившие власть в России большевики, старались максимально расщепить большую русскую народность, для чего создали множество национальных республик с разным статусом. Особенно жесткой была их политика дерусификации на Украине и в Белоруссии. В первой был фактически запрещён сам термин малороссия, официально признанный шовинистическим. В ходе Всесоюзной переписи 1926 года переписчикам было дано указание не записывать опрашиваемых малороссами, а только украинцами либо русскими. Началось насаждение местных наречий получивших статус языков.
Классическая славистика, в лице своих наиболее значимых представителей, никогда не признавала за жителями Украины и Белоруссии статуса отдельных народов. Современные одноимённые квазигосударства – следствие политического проекта враждебных единому Русскому народу сил.
Цивилизационная историософии Данилевского верно определяет основные вехи этногенеза Русского народа и те племена, которые находятся в самом основании этого процесса. Началом этногенеза Русского народа из группы восточнославянских племен является конец 9 века (призвание Рюрика) и Крещение Руси (конец 10 века). Завершение конец 14 века (Куликовская битва) и конец 15 века (стояние на Угре). Внутри этого периода можно спорить о том, когда в летописях исчезает племенная идентичность (11 век?), когда появляется городская (конец 11 – начало 12 века?), но то, что это период народообразования Русских не подлежит сомнению.
Спекуляции касательно исторического феномена, когда большая княжеств Юго-Западной Руси оказалась в составе Великого княжества литовского, и что там образовалась новая то ли литвинская, то ли украинская идентичность не имеют под собой никаких исторических оснований. Мало того, что ВКЛ на 90% состояло из уже складывающегося единого русского народа, так и сама литва обрусела настолько, что Гедеминовичи вполне могли претендовать на Русский престол.
Только наши враги со злонамеренными целями могут в этот период впихивать этногенез никогда не существовавшей украинской идентичности. Этногенез Русского народа и составляет главную задачу Этно-Государственного этапа (9 -15 века), её решение и привело к образованию централизованного Русского государства при Иване III. Ибо государство есть форма исторического движения государствообразующего народа, а не наоборот.
Русскость против “россиянства”
Можно повторять до бесконечности за Президентом, что “Россия – это страна-цивилизация”, не вдумываясь в то, что это означает. В своё время именно на этой поверхностности построили вредный проект “россиянства”. Ввели термин “Российская цивилизация” – т.е. отдельная цивилизация, границы которой ограничены существующими госграницами РФ после распада СССР.
Соответственно, к цивилизации этой якобы относятся только все те, кто в РФ живёт и их независимо от этнических, культурных, религиозных и т.д. отличий назвали “россиянами”. А тем, что у них есть общее и что их объединяет провозгласили только общее гражданство, оставив за бортом не только “украинцев” и “белорусов”, но и всех в мире, кто говорит, думает и видит мир по-русски. “Россиянство” – это то же что и “украинство”.
Откуда это взялось? Как тут не вспомнить новогоднее поздравление тогдашнего президента Дмитрия Медведева: “Россия – это молодая 20-летняя государственность”. Вся тысячелетняя история Руси – побоку, появилась Россия в 1991 году, и “рюриком” её был Ельцин. Соответственно, народа никакого исторически сложившегося (за 20-то лет?!) нет, а есть некое проживающее на территории население с одинаковыми паспортами без этно-культурно-религиозно-исторической идентичности.
Всё будем делать “с чистого листа”, а точнее – позаимствуем у “передового” Запада. Потому как невооружённым глазом видно, что предложенная модель – это американский “плавильный котёл”, благо, теорию “россиянства” тогда разрабатывали люди, защищавшиеся по теме США и Канады.
Вот только не прижилось это “россиянство”. Все “малые народы” так собой и остались, как этносы, а русское большинство, лишенное своей этнической идентичности, нипочём не хотело становиться безликими “россиянами”.
На самом деле, Русские как этническое явление это единый народ, а не “триединый” с украинцами (малороссами) и белоруссами, а как духовно-культурное явление включает в себя людей иных этносов, но по духовности, культуре, языку и мировоззрению – русских, и самоидентифицирующихся как русские. Русский народ относится к Славянскому культурно-историческому типу, который несмотря на вхождение западных (поляки, чехи, словаки) и южных (болгары, хорваты, боснийцы, частично – сербы и т.д.) славян в политическую систему Запада, осуществляет свое историческое движение как Русско-Славянский культурно-исторический тип (цивилизация), политически независимым государством которого является Россия. Именно поэтому мы правомерно используем термин “Россия — страна-цивилизация”, “государство – цивилизация”.
Тем самым мы признаем необходимым: 1) решение задачи воссоединения разделенного Русского народа; 2) установление контроля в той или иной форме над всей территорией исторической России, которая для нас является нашей зоной географической безопасности; 3) установление культурно-гуманитарных связей со всеми славянскими странами, как минимум на уровне культурного обмена между институтами Гражданского общества и местного самоуправления.
При таком подходе понятие “Россия — страна-цивилизация” позволяет удовлетворительно ответить на вопрос КТО МЫ? Мы не просто политическая нация, лишенная идентичности, а Русская Политическая Нация, которую создал Русский государствообразующий Народ, взяв в свой политический институт на равных с собой правах представителей всех малых народов. “Цементом”, скрепляющим граждан в Солидарную Нацию, являются культурные плоды исторического движения Русского народа: русский язык, русское искусство, общая история, общее владение национальными богатствами (территория, недра, инфраструктура…). Нельзя проводить политику “растворения” Русского народа в созданной им же политической нации. Русский народ должен оставаться самобытным Этно-Культурно-Религиозно-Историческим явлением. А для этого сам русский народ должен излечиться от болезни европейничанья во всех его вредных формах, особенно от веры в то, что Россияэто часть Европы в этнокультурном смысле. И уверовать, что Россия — самобытная страна-цивилизация, равновеликая всем мировым цивилизациям, включая и Западную.
Ефремов А.В. к.и.н. специально для канала «Россия не Европа»