Особенности любой цивилизации заключаются в особенностях той природы, в которой развивается цивилизация, и история самой цивилизации. Русское развитие обусловлено таким фактором, как огромное пространство, которое русские осваивали. И это огромное пространство предопределило экстенсивный путь развития. Если Вы посмотрите наши учебники, то там часто было написано «феодализм в России развивался больше вширь, чем вглубь», «капитализм развивался больше вширь, чем вглубь».
Это означает, что ни одна из этих систем не оставила серьезного следа в русской истории, и сама русская жизнь – вещь более серьезная, чем все феодализмы и капитализмы. Второй момент, заключается в том, что у нас практически нет естественных границ, мы открытые с юга, с востока, с запада, и поэтому мы всегда стремились отнести наши рубежи как можно дальше. В этом отношении сэр Арнольд Тойнби правильно совершенно сказал, что даже русская экспансия носит оборонительный характер.
Еще один очень важный фактор нашей истории заключается в специфики нашей власти, она резко отличается от власти и на востоке, и на западе. Так исторически сложилось, что эта власть – главная в нашей истории, она стоит над законом, над церковью. Это не значит, что она их угнетает, но это значит, что она самая важная, связано это было с необходимостью, «а», мобилизации для постоянных войн, которые с нами вели наши соседи, и второе, для освоения огромной территории.
Наконец, мы — православная цивилизация исходно, но наше православие очень органично, в какой-то момент слилось с тем, что ему предшествовало, с ведической религией. В частности, до середины 17 века в православии не было формулы «раб Божий», «отрок Божий» — это шло от ведической религии, потому что отрок Божий, потому что мы славим наших богов, мы их потомки. Потом это ушло. То есть православие, что резко отличает нас и от католического Запада, и от протестантского Запада, и от ислама, то есть целый комплекс черт принципиально отличает нас и от Востока, и от Запада.
Более того, по целому ряду параметров Восток и Запад больше похожи друг на друга, чем на Россию. Похожи, прежде всего, с точки зрения организации власти. Власть и на Западе, и на Востоке носит ограниченный характер, будь то Китай с его восточным деспотизмом или Франция с ее абсолютизмом. Самодержавие принципиально неограниченная власть, это не означает вообще, что хочу, то и творю, но самодержавие находится наверху. Причем это воспроизводится не только в самодержавии, КПСС тоже была над законом, это не означает беззаконье, но это означает очень четкую субординацию.
Ни на Востоке, ни на Западе этого не было. Я уже не говорю о том, что и Восток, и Запад демонстрируют нам очень высокопродуктивное сельское хозяйство. Будь то Англия, где урожайность была сам-6, сам-7, Китай или Индия с их двумя урожаями в год. У нас все по-другому, у нас была урожайность сам-3, сам-4, и поэтому нас довольно была скромная экономическая база, ее нужно было компенсировать всякими другими вещами. Кроме того, у нас очень коротким был период сельскохозяйственных работ в Центральной России. Середина мая – середина сентября, и это выработало совершенно особую трудовую психологию, концентрация ударная усилий в короткий период, и потом расслабление.
Западный человек, восточный это воспринимают как лень, и на этом спекулируют, говоря о русской лени. Это ни в коем случае не лень, это особый трудовой ритм, то есть даже в трудовом ритме мы отличаемся от Востока и от Запада. И эта, кстати, психология складывается в поведении русского человека не только в мирном труде, но и в военном, поэтому, скажем, немцы выигрывают все сражения, кроме главного, решающего. Русские могут проигрывать сколько угодно, но в решающем сражении они одерживают победу. Иногда говорят, что Россия – это что-то среднее между Западом и Востоком. Нет, по целому ряду параметров Россия противостоит и Востоку, и Западу, это наша особенность нашего исторического события, за которую нужно сражаться, биться, потому что своеобразие историческое – то, что создает душу народа.
В качестве базовых для русской культуры А. Вежбицкая выделяет концепты «душа», «судьба» и «тоска». A.A. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев предлагают в качестве наиболее значимых понятий русской культуры концепты «простор», «воля», «удаль», «тоска». В списке культурных констант в Словаре русской культуры Ю.С. Степанова есть «уют».” Наталья Чудова.
Разговоры об общих ценностях с Западом представляют (со времен печальной памяти горбачевской «концепции общеевропейского дома», куда на самом деле ни СССР, ни РФ пускать не собирались и не собираются) скорее акцию прикрытия некой базовой операции. Базовая операция очевидна: включение тем или иным способом значительной части постсоветских господствующих групп в мировой капиталистический класс.
Главный интерес значительной части постсоветских господствующих групп – «записаться в буржуинство». Это – базовая операция, которая уже провалилась. Надо было совсем плохо представлять себе мировой капкласс и особенно его западный сегмент, насчитывающий несколько столетий истории, чтобы полагать, что могло быть иначе. Акция прикрытия – это попытка убедить себя и других в наличии неких общих ценностей, которые сами по себе ничего не гарантируют. Иммануил Валлерстайн однажды заметил: «Values are very elastic when it concerns power and profit» – «Ценности становятся весьма эластичны, когда речь заходит о власти и прибыли». Поэтому даже в том случае, если бы ценности Западной Европы и России совпадали (в чем я очень сомневаюсь), из этого вовсе не следовало бы наличие общих интересов.
Одним из наиболее успешных ходов Запада, его англосаксонского ядра, в исторической борьбе двух последних столетий было то, что его идеологи убедили весь (или почти весь) мир в том, что Европа и Запад – одно и то же. Те, кто купились на это в России и считали себя антизападниками, стали причислять себя и к антиевропейцам.
“Западная цивилизация есть перманентный кризис основ человеческого бытия и существует только за счет эксплуатации одних другими.
XI век – начало общеевропейского кризиса всех аспектов аграрной цивилизации – экономического, социального, культурного, политического. Перенаселение, городская и коммерческая революции. Крестовые походы, гвельфы против гиббелинов, готика.
На фоне перекрытия османами в XV веке великого шелкового пути поиск западного пути в Индию, эпоха великих географических открытий и попытки “возрождения” сначала античности, затем первохристианства в форме протестантизма, реформация, колониализм, буржуазные революции, по сути повторение поздней античности.
Эксплуатируют сначала своих пролетариев и колонии. Но система внутренне нестабильна и кризис экспортируют на периферию вместе с излишками населения и товаров, и качают оттуда сырье и рабов, которые еще больше увеличивают нестабильность, порождающую локальные и мировые войны… при прогрессивной либерализации всех сторон европейской жизни за счет разницы потенциалов развитого запада и традиционного не-запада.
У России не было колоний, но она была вынуждена поддерживать технический уровень своего бытия, эксплуатируя собственные внутренние людские и природные ресурсы дабы иметь мощную армию и способную обеспечить оборону промышленность, что втягивало ее в мировую систему, разъедая русскую идентичность. А поскольку периферии больше нет, западу больше некуда экспортировать свой кризис кроме как в Россию и Китай.” az118.livejournal.com
На самом деле Европа и Запад, европейская цивилизация и западная цивилизация – суть разные явления. Европейская цивилизация исторически существует в нескольких вариантах: античном, западном (который из средневекового франкского превратился в западный в буржуазном смысле), русском (превращенной формой которого был советский). Русский исторический субъект – это европейский субъект, освоивший евразийское пространство.
За всеми липовыми обвинениями западной верхушки в адрес России скрывается, если счистить шелуху, страх перед единственной незападной страной, которая не просто не легла под капиталистический Запад в качестве колонии или полуколонии, не только успешно сопротивлялась ему, но в течение четырех столетий наносила ему поражения, а в ХХ веке создала альтернативную капитализму мировую систему – системный антикапитализм.
Русские – не Запад, но в то же время европейцы (другие европейцы) создали альтернативную западной европейскую же культуру, основанную на русских ценностях. Кто-то верно заметил, что если героев западных писателей первого ряда (Бальзак, Диккенс, Золя) волнуют деньги и карьера, то героев русских писателей первого ряда (Толстой, Достоевский) занимает смысл жизни, вопросы нравственности. Россия – это другая христианская Европа, нежели Запад, другая Европа, распространившаяся на всю Северную Евразию и живущая по своим правилам.
Источник: https://dzen.ru/a/ZNJEVeQZIirOucGz