Я довольно давно не писал о деятельности правительства, хотя повод был — недавний день рождения его главы Михаила Мишустина. Так что будет считать, что это несколько запоздалая реакция на повод.

Так вот, ключевой итог предыдущего года: правительство обеспечивает уверенный прогресс реального сектора. Несмотря на. Даже формальные показатели его деятельности (ВВП сократился лишь на 2.1%, промышленное производство – на 0.6%, реальные доходы населения – на 1%, с учётом привходящих обстоятельств (прежде всего, санкционной войны) показывают, что работа велась и работа успешная. 
 
Отметим, кстати, что спад, во-многом, вызван не столько сокращением реального внутреннего производства, а тем, что закрылись цеха по сборке из импортных деталей каких-то изделий, которые записывались как внутреннее производство. Поэтому не исключено, что если посмотреть на реальное производство году так в 20-21, то оно могли и довольно сильно вырасти.
 
Это вообще серьёзная проблема нашей статистики, она и без того много чего не видит (например, активности малого и среднего бизнеса, которую можно определить только косвенным образом, через объём перевозок и потребления энергии, например), и, к тому же, активно искажается чиновниками. Я про это много писал. А вот косвенные данные показывают, что как раз в малой промышленности наметился рост, о чём, кстати, сказал Президент и Верховный Главнокомандующий в своём Послании Федеральному Собранию.
 
Но есть и формальные цифры. Только в рамках программы кредитной поддержки, запущенной в марте, почти 800 системообразующих предприятий получили 1.2 трлн.руб. льготных кредитов – для авральной перестройки логистики, создания запасов комплектующих внутреннего производства, поиска новых рынков сбыта, сохранения рабочих мест и в конечном итоге – поддержания не только хозяйственной, но и социально-политической стабильности.
 
При этом государство использовало на субсидирование кредитов (по итоговой ставке менее 11% годовых) лишь 42,5 млрд.руб.: таким образом, каждый бюджетный рубль обеспечил более 28 руб. кредитов.
По аналогичным программам для малого и среднего бизнеса через региональные фонды 850 малых и средних предприятий получили кредиты на более чем 300 млрд.руб. Да, тут тоже есть чиновный произвол и откаты/распилы (особенно в регионах, я про это много писал), но всё равно, тенденция радует, особенно с учётом того, что на эту программу правительство направитеще 21,5 млрд.руб. только в этом году.
 
Ещё одним принципиально важным решением представляется увеличение аванса по госзакупкам на 2023 год с 30 до 50%, а для новых территорий — до 90%. Рекомендовано аналогичное решение принять для бюджетов регионов. Это позволяет не только существенно снизить риски, в том числе взаимодействия с банками, но и использовать высвобождающиеся внутренние ресурсы предприятий на инвестирование в инфраструктуру и технику. 
 
Принимаются и другие весьма многочисленные решения по облегчению инвестиционного процесса (уж коли рублёвое инвестирование практически запрещено денежными властями в виде Центробанка и Минфина, придерживающимися либеральной финансовой политики), в частности, создаются промышленные зоны с налоговыми льготами и обеспечением доступного кредита и гарантированного спроса.
 
В общем и целом можно отметить, что ситуация в реальном секторе улучшается, возможно, что в 2023 году мы уже увидим это в цифрах. Ну и, не забудем, что поскольку резко выросли заказы крупных системных компаний на внутреннем рынке, серьёзный импульс от их бюджетных средств получили поставщики из малого и среднего бизнеса. И их возросшую активность мы увидим уже достаточно скоро, самое позднее — к осени. 
 
Так что можно сказать, что с реальным сектором правительство Мишустина работает очень удачно. Ну а с финансовым — нужно подождать системных политических решений. 

Источник: https://t.me/khazinml/5742

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля