Внешнеполитический курс Германии на современном этапе претерпевает ряд фундаментальных изменений, в частности, затрагивающих конструирование внешнеполитической идентичности страны и проведение политики безопасности. В связи с этим, актуальность изучения ценностных оснований проводимой Германией политики оспорить невозможно.

За последние десять лет Германия активно производит доктринальное обеспечение внешней политики, что позволяет судить о реализации необходимости определение и артикуляции внутри- и внешнеполитическую идентичность.[1] Так, во впервые в истории страны вышедшей Стратегии национальной безопасности ФРГ 2023 года появляются такие формулировки как «наша идентичность», «наши ценности и интересы», что согласуется с концепцией «внешней политики, основанной на ценностях», исполняющего обязанности министра иностранных дел Германии Анналены Бербок.

В формулировке Бербок изначально руководящими соображениями были соображения, которые можно было бы вывести и обосновать с точки зрения этики, такие как ограничения в политике в области вооружений или прекращение экономического сотрудничества с автократическими режимами. Программно же новая политика безопасности уже была разработана в коалиционном соглашении нового правительства «Светофора». В нем содержится фраза о том, что федеральное правительство будет выступать за «сохранение нашего свободного образа жизни в Европе и защиту мира и прав человека во всем мире». В качестве основы сформулировано: «При этом нами руководят наши ценности и интересы.»

Для определения идеологических основ, которых в настоящий момент усиленно придерживается Германия при принятии внешнеполитических решений, стоит обратиться к конструктивистскому подходу. Его суть заключается в том, что в нем общественные отношения являются конструктами «интерсубъективных» верований, разделяемых идей и мнений. Факторы человеческого сознания являются значимым элементом формирования интересов и направленности общественной деятельности в целом. Конструктивистский подход, в свою очередь, открывает новые возможности для анализа внутренних пластов внешней политики, ее социальной и ментальной мотивации.

Стоит отметить, что одним из рассматриваемых аспектов в рамках конструктивистского подхода в ходе анализа ценностных оснований Германии является политический миф, поскольку он действует как генератор смысла для политически настроенного сообщества. «Немецкие мифы» являются основой социальной сплоченности в Германии, в ходе их исследования предпринимается попытка внести вклад в понимание немецкой идентичности.

Для углубленного изучения ценностей, лежащих в основе внешней политики Германии, необходимо четкое понимание механизма формирования внешней политики. Этот процесс и последующая реализации внешнеполитического курса — сложная сеть взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками. Каждый элемент сети движим стимулами, возникающими на почве приверженности определенным взглядам, ценностям и идеологии, тем самым оказывая качественное воздействие на внешнеполитический курс страны.

Таким образом, изучение идеологических основ без учета анализа процесса принятия решений может оказаться недостоверным, поскольку данный процесс представляет собой тот «фильтр» или «черный ящик», через который совокупность импульсов внешней среды воздействует на национальную внешнюю политику и «очищается» лицами, принимающими решения, в соответствии с ценностными установками. Исходя из этого, разумным в исследовании является применение системного метода, что связан с именем профессора Чикагского университета Дэйвида Истона и его работой «Политическая система» (1953 г.) Сторонники данного подхода рассматривают политическую систему в качестве целостной совокупности с взаимосвязанными элементами.

Методом для анализа данных, полученных эмпирическим путем, является качественный дискурс-анализ. Политический дискурс — это особый вид коммуникации, который, имея свой собственный метаязык, отражает мир политики.[2] Дискурс принято разделять на институциональный, в котором используются исключительно тексты политиков и масс-медийный. Особенно необходим данный метод при анализе речей высших должностных лиц Германии. Метод позволяет выявить многие не сформулированные или не выраженные приоритеты политических лидеров, за которыми, в частности, можно проследить приверженность определенному политическому дискурсу, идеологии.

В современном мире государство является особым институциональным комплексом, состоящим из институтов трех уровней: конституционный, уровень принятия решений и операциональный.[3] Для определения основных внешнеполитических акторов и взаимодействия между ними в процессе принятия внешнеполитических решений целесообразно применить институциональный метод исследования. Достоинство институционального подхода состоит в том, что при анализе взаимодействия политических акторов он позволяет учитывать влияние самых разных факторов.

С другой стороны на политический процесс позволяет посмотреть инструментарий сетевого подхода и анализ структуры горизонтальных и вертикальных взаимодействий акторов, формальных и неформальных каналов коммуникации. В центр сетевого анализа М. Эмирбайер и Дж. Гудвин ставят отношения между социальными объектами как средство объяснения поведения акторов и результатов реализации их политических действий.[4]

Список литературы:

  1. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения // Афанасьев А.Н. Дерево жизни: избранные статьи. М.: Современник, 1982. С. 21–36;
  2. Белозёров В.К. Германия конструирует стратегическую культуру // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 5. С. 166–177;
  3. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис». 2003. С. 280;
  4. Мордашова, Ю. В. Дискурс-анализ как метод интерпретации политических медиатекстов // Молодой ученый. 2018. № 27 (213). С. 125–128.
  5. Патрушев С.В. Институционализм в политической науке: этапы, течения, идеи, проблемы. С. 73;
  6. Emirbayer M. Goodwin J. Network Analysis. Culture and the Problem of Agency // American Journal of Sociology. 1994. Vol. 99. P. 1411–1454;
  7. Integrierte Sicherheit für Deutschland // Nationale Sicherheitsstrategie der Bundesrepublik Deutschland. 14.06.2023. URL: https://www.nationalesicherheitsstrategie.de/ (дата обращения: 18.12.2023);
  8. Meier, Uto J. Werte–Wandel in der deutschen Außenpolitik: Moralphilosophische Analysen und Visionen zur Metamorphose der deutschen Außenpolitik // VerfBlog.  URL: https://verfassungsblog.de/werte-wandel-in-der-deutschen-ausenpolitik/ (дата обращения: 18.12.2023);
  9. Münkler H. Die Deutschen und ihre Mythen. Berlin: Rowohlt. 2009. S. 639.

[1] Белозёров В.К. Германия конструирует стратегическую культуру // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 5. С. 166–177.

[2] Мордашова, Ю. В. Дискурс-анализ как метод интерпретации политических медиатекстов // Молодой ученый. 2018. № 27 (213). С. 125–128.

[3] Патрушев С.В. Институционализм в политической науке: этапы, течения, идеи, проблемы. С. 73.

[4] Emirbayer M., Goodwin J. Network Analysis, Culture and the Problem of Agency // American Journal of Sociology. 1994. Vol. 99. P. 1411–1454.

Автор: Толстухина Виктория Витальевна, 4 курс направления «Политология»,  Московский государственный лингвистический университет

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля