
В ходе научно-исследовательской и учебно-преподавательской деятельности Проекта Школа молодого этнополитолога был получен ряд положительных отзывов, как об уже проведенных Школой мероприятиях, так и настоятельные пожелания о целесообразности разработки более детальных и длительных учебных планов по подготовке и переподготовке специалистов в сфере информационной аналитики.
Технологии современной информационной аналитики сегодня вызывают живой интерес, не только у молодого поколения студентов и аспирантов, но и у уже состоявшихся в науке исследователей. Причем интерес этот не только сугубо научный, но и прикладной. Имеется активный запрос на эффективные аналитические методики решения учебных, научных и практических задач на современном технологическом уровне с использованием последних достижений отечественной и зарубежной мысли в самых различных сферах человеческой деятельности.
Современная информационная аналитика уже давно стала сферой междисциплинарных исследований, где используются теоретические и практические достижения гуманитарных, социальных, точных и даже естественных наук. В настоящее время практически все научные открытия и прорывные технологии осуществляются на стыке наук, посредством синтетического исследования стоящей проблемы с позиций различных научных дисциплин.
В рамках ведения аналитических исследований происходит широкое взаимодействие специалистов различных смежных дисциплин, причем меняется не только форма самого междисциплинарного взаимодействия, но и степень интеграции этих дисциплин между собой. Междисциплинарный подход, способствует развитию общенаучного кругозора и формированию цельного научного мышления аналитика. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность создать целостное видение исследуемой проблемы или явления.
В подтверждении этого тезиса хочу сослаться на мнение к.филос.н. В.К. Петрова: «Мы наблюдаем попытку смены существующей узковедомственной парадигмы организации аналитической деятельности на межведомственную и шире – на междисциплинарную, что является следствием необходимости вовлечения в анализ все больших массивов разноаспектной информации и специалистов разного профиля в интересах повышения качества управления и снятия множества затруднений, повсеместно возникающих в реальной действительности».
Обучение информационной аналитике на основе междисциплинарного знания, дает нам кадровые ресурсы более качественного уровня с уникальным набором компетенций, позволяя подготовленному специалисту с успехом применить все его умения и навыки в реальной практической деятельности при решении разноплановых задач высокой степени сложности.
Появившиеся с начала 2000 годов, благодаря широкому использованию сети Интернет, возможности доступа к широкому спектру источников открытой информации, сопровождались созданием эффективных методов, упрощающих сбор и обработку огромных тематических информационных массивов. В настоящее время технологии интеллектуального анализа информации и растущие вычислительные возможности, позволяют не только значительно ускорить, а иногда и серьезно автоматизировать сбор, обработку, верификацию и анализ разноплановых доступных данных, но и за счет расширения базы их источников увеличить точность и значимость результатов исследований.
Профессиональная работа с аналитической информацией лиц, принимающих решения, предоставляет им серьезные преимущества в скорости и качестве оценки складывающейся ситуации и поиске вариантов принятии оптимальных управленческих решений в условиях усиливающейся системной неопределенности окружающей обстановки.
Развитие современных информационно-аналитических технологий, в том числе и с использованием систем искусственного интеллекта как в академической, так и в прикладной областях, ставит перед учеными-исследователями новые классы задач управленческого, этического, правового и социального характера, связанных с растущей сложностью информационных систем, применяемых на каждом этапе исследовательского цикла. Как-то – постановка задачи, сбор, обработка, верификация, анализ, синтез, конечной реализации научных результатов в виде научных публикаций и трудов, а также характерной для каждого этапа обратной связи. Все это ведет не только к увеличению технологичности текущих научных исследовании, но и к появлению новых, ранее не исследовавшихся тем и направлений.
На фоне непрерывно растущего потока информации необходима выработка современной долгосрочной стратегии развития информационной аналитики, которая позволит поднять на новый качественный уровень информационную и аналитическую работу в государственных и не государственных структурах, вобрав в себя, как уже имеющийся эмпирический опыт и проверенные временем аналитические технологии, так и последние новинки научно-технического прогресса.
Казалось бы, тезис о том, что информационная аналитика имеет жизненно важное значение для всех уровней и сфер управления и принятия решений в Российской Федерации уже давно не требует своего обоснования, поскольку мировые информационные потоки продолжают активно расширяться и эволюционировать, а важность способности извлекать и анализировать полезную информацию из этих огромных объемов данных только возрастает.
Но в реале не все так просто и оптимистично. До сих пор, по гамбургскому счету, на уровне государственной политики в России отсутствует системная концептуальная работа по определению стратегических направлений использования информационной аналитики, как инновационного инструмента поддержки принятия управленческих решений. И если наши «зарубежные партнеры» регулярно выпускают серьезные доктринальные документы по различным отраслям информационной аналитики, то у нас с этим очень большие проблемы.
Причем это состояние не связано с квалификацией и стратегическим видением текущего состояния дел отечественными специалистами. В качестве одного из примеров высокого уровня конкурентоспособности российской науки достаточно упомянуть концепцию аналитики, разработанную более 15 лет назад В.К. Петровым. Много здравых мыслей прозвучало и в других работах российских исследователей информационной аналитики — А.И. Селиванова, Г.Г. Малинецкого и др.
Однако не смотря на уже во многом имеющуюся теоретическую базу, серьезные концептуальные документы, ставящие к исполнению конкретные задачи и задающие новые ориентиры развития, отсутствуют, как и сама государственная политика по развитию данной стратегической отрасли знания.
Для того, чтобы не остаться на обочине мирового развития необходимо консолидировать усилия ученых-подвижников в рамках долгосрочных государственных программ по созданию интегрированного и гибкого сообщества отечественных специалистов в сфере информационной аналитики, способных создавать и самое главное быстро внедрять аналитические инновации по мере развития и изменения окружающей нас среды.
Данная стратегия должна включать в себя следующие основные стратегические направления, которые позволят в рамках системного подхода использовать весь имеющийся на сегодня научный и практический потенциал информационной аналитики в соответствии с целями и задачами, которые ставит перед страной политическое руководство Российской Федерации.
– формирование единого понятийного аппарата информационной аналитики,
– создание стандартов форм и методов информационно-аналитической деятельности,
– доктринальное определение путей развития этой отрасли знания,
– создание непротиворечивой законодательной базы регламентирующей политику в сфере развития информационного общества;
– организация и координации частно-государственного партнерства в этой сфере, расширение обмена информацией среди заинтересованных структур, усиление координации при планировании деятельности во избегания дублирования и не рационального расходования ресурсов при разработке отечественных образовательных и практических технологий информационной аналитики;
– разработка, внедрение и совершенствование отечественных инструментов информационной аналитики;
– развитие и внедрение инновационных отечественных технологий для повышения оперативности и качества результатов информационно-аналитической деятельности;
– инвестиции в подготовку кадров, формирование и развитие квалификационных навыков и эмпирического опыта информационных аналитиков, подготовка их следующего поколения.
Особое внимание необходимо уделить развитию потенциала искусственного интеллекта и машинного обучения, что представляет собой значительные возможности для перспективного развития информационной аналитики. Но также должным образом необходимо четко понимать и учитывать и все риски, связанные с происхождением и достоверностью генерируемой системами искусственного интеллекта информации.
Для решения этих вопросов необходима постоянная связь с практикой применения информационной аналитики и прочные партнерские отношения с органами государственного и муниципального управления, промышленностью, научными кругами и так же зарубежными партнерами из дружественных стран, что будет иметь важное значение для успеха развития информационной аналитики и ключевых факторов реализации данной стратегии.
Учитывая быстрые темпы изменений окружающей среды, нужно будет с определенной периодичностью пересматривать текущую стратегию и дорабатывать оперативные планы по внедрению аналитических технологий в практическую деятельность в форме разработки конкретных действий, предпринимаемых для достижения целей поставленных стратегией развития информационной аналитики.
Надеюсь, что в тесном взаимодействии с Проектом Школа молодого этнополитолога, используя интеллектуальный потенциал ученых не только Российской Федерации, но и ряда стран СНГ нам удастся не только создать согласованные типовые учебные планы для подготовки нового поколения аналитиков, но и придать новый импульс в организации широкого внедрения в практику и разработку новых аналитических технологий.
А.И. Доронин, кандидат экономических наук, доцент (Тула)
Тезисы на научно-практической конференции «Роль информационной аналитики в исследовании социальных процессов» (29-31 мая 2024 г. Санкт-Петербургский государственный институт культуры)