Развитие информационно-аналитического образования в отечественных вузах культуры начиналось в 1970–е годы на библиотечных факультетах. В 1980-е гг., когда изменился учебный план подготовки, преподаватели получили возможность создавать свои авторские учебные курсы по аналитической тематике. В 2001 г. при активном участии доктора педагогических наук, профессора СПбГИК Г.Ф. Гордукаловой впервые был разработан общеобразовательный стандарт высшего образования «Информационно-аналитическая деятельность», а потом была утверждена квалификация «референт-аналитик информационных ресурсов» с первым набором студентов в 2003 г. Началась интенсивная разработка новых дисциплин, которые в России ранее не преподавались. Таким образом педагогический состав вузов культуры вносил свой вклад в развитие теории и методологии информационно-аналитической деятельности. Галина Феофановна Гордукалова писала, что «с социальных позиций аналитик – не более чем профессионал, который появился лишь вследствие долгой дифференциации специалистов, занятых аналитико-синтетической переработкой информации. Если же рассматривать аналитическую деятельность с позиций теории познания, ноосферного и синергетического подходов, то следует видеть и бесконечность процессов переработки социальной информации во все времена» (Гордукалова, Г.Ф. Творческая история кафедры информационной аналитики / Г. Ф. Гордукалова, Е. П. Сударикова // Труды / СПбГУКИ. – Санкт-Петербург, 2013. – Т. 197: Анализ информации в науке, культуре, бизнесе. – С. 150–170.).
В 2010 г. был принят новый ФГОС ВПО-3 для студентов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» новой на тот момент квалификации «бакалавр», т. е. подготовка библиотечных кадров в вузах стала осуществляться по Болонской системе, стратегическим направлением в содержании образовательного процесса был назван компетентностный подход. Выпускающая кафедра информационной аналитики СПбГИК актуализировала направление подготовки специалистов, владеющих навыками анализа информации. Специфика вуза культуры проявлялась в том, что основное внимание уделялось изучению особенностей социокультурной сферы, её институтов и видов деятельности. Знаковыми событиями для аналитического образования этого периода стал выпуск серии учебных изданий «Информационная аналитика» (Гордукалова, Г.Ф. Организация информационно-аналитической деятельности на предприятии: учеб. пособие для студентов бакалавриата по направлению подготовки «Библ.-информ. деятельность» / Г. Ф. Гордукалова; СПбГУКИ, Библ.-информ. фак. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2011. – 175 с. – (Информационная аналитика; Вып. 1)), выход в 2015 г. обновленного учебно-практического пособия Г.Ф. Гордукаловой «Технологии анализа и синтеза профессиональной информации» (Гордукалова, Г.Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации: учеб.-практ. пособие / Г.Ф. Гордукалова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 544 с.) и проведение всероссийской конференции «Информационно-аналитические проекты библиотек: вызовы XXI в.» в СПбГИК.
Сегодня, согласно принятому в 2022 г. профессиональному стандарту, специалист по библиотечно-информационной деятельности должен владеть такими методами, как анализ, моделирование, прогнозирование, диагностика, экспертиза и мониторинг, уметь создавать разные виды информационно-аналитической продукции. Осуществляемый на библиотечно-информационном факультете СПбГИК профиль подготовки «Анализ информации в книжном деле, искусстве и бизнесе» ориентирован на обучение информационных аналитиков, способных вести профессиональную деятельность в различных информационных учреждениях.
Согласование содержания дисциплин указанного профиля с целью поэтапного и максимально эффективного приращения знания с каждой новой учебной дисциплиной происходило постепенно. Логика курса выстраивалась от освоения методов анализа текста и аналитических технологий до проведения маркетинговых исследований рынка и создания различных аналитических продуктов. На данный момент базовые дисциплины профиля дополняют такие спецкурсы как «Информационное предупреждение кризисных ситуаций» (А.С. Крымская), «Анализ художественного рынка» (О.А. Александрова), «Анализ новостной и рекламной информации» (В.А. Мутьев). Откликаясь на изменения информационного пространства, в профиль был введен курс «Медиакоммуникации в библиотечно-информационной сфере».
Обучение в магистратуре позволяет углубить имеющуюся профилизацию. Магистранты имеют возможность совершенствовать свои аналитические навыки в рамках учебной дисциплины «Теория и методология информационно-аналитической деятельности».
Таки образом, на протяжении 50 лет в вузах культуры развивается образование специалистов по работе с информацией. Современный выпускник библиотечного факультета по аналитическому профилю подготовки владеет общенаучными и специальными методами научного исследования социокультурных процессов, технологиями анализа массивов информации, современными инструментами создания информационной продукции.
О.А. Александрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы Санкт-Петербургского государственного института культуры
Тезисы на научно-практической конференции «Роль информационной аналитики в исследовании социальных процессов» (29-31 мая 2024 г. Санкт-Петербургский государственный институт культуры)