За последние несколько лет Китаю удалось занять одну из лидирующих позиций на международной арене благодаря быстрому экономическому росту. Сегодня многие страны напрямую зависят от китайских инвестиций. Это помогло Китаю стать крупнейшим партнером для других стран не только в торговой сфере, но и, например, в научной, экологической и информационной, что, в свою очередь, привело к превращению Китая в довольно влиятельного политического игрока, который действует в соответствии со своими ценностями и интересами [2].

Германия является одной из европейских стран, активно сотрудничающих с Китаем.  Импульс к германо-китайскому сотрудничеству был сделан еще в 1998 году при Г. Шрёдере, когда канцлером Германии была предложена концепция «Перемены через торговлю», которая предполагала развитие и укрепление торговых связей с целью последующего влияния на ход политических и социальных изменений в Китае[3] .

А. Меркель, заняв пост канцлера Германии, продолжила делать акцент на развитие двусторонних отношений с Китаем. Так, в июле 2010 г. было подписано «Совместное коммюнике о всестороннем продвижении отношений стратегического партнёрства между КНР и ФРГ» [6]. Данный документ состоит из 28 пунктов, содержащих положения, предусматривающие углублённое партнёрство в различных сферах.

В 2013 году Председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута инициатива «Один пояс, один путь», ставшая концепцией внешнеэкономической, инвестиционной политики Китая. Инициатива состоит из двух крупных логистических и экономических проектов: Экономического пояса Шёлкового пути и Морского Шёлкового пути XXI века. В настоящее время Китай признаёт государства Евросоюза в качестве важных партнёров в реализации концепции «Один пояс, один путь». Германия занимает пятое место, уступая России, Сингапуру, Малайзии и Казахстану [4].

С 2014 года Германия и Китай приняли решение об установлении «отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства», что подразумевает взаимодействие во всех сферах межгосударственного сотрудничества, кооперацию по очень широкому кругу проблем и вопросов. Явление довольно интересное, поскольку с другими европейским государствами у КНР не было именно «всеобъемлющего» стратегического партнёрства. Например: с Великобританией, Францией, Италией, Испанией у КНР установлены отношения «всестороннего» стратегического партнёрства.

Со стороны Германии приняты документы, отражающие взгляд на Китай. Так, в Стратегии национальной безопасности Германии, вышедшей в июне 2023 года, Китай представляется «партнером, конкурентом и системным соперником» [5]. Китаю дается двойственная характеристика, что создает особенности в германо-китайском сотрудничестве. В документе подчеркивается, что без Китая невозможно решить глобальные проблемы, но и одновременно выражаются опасения, так как Китай, используя свое экономическое влияние, стремится достигнуть своих интересов и целей в политической сфере [1] .

Кроме этого, важно отметить, что в июле 2023 года Германия выпустила отдельный документ по Китаю – Стратегия Германии по Китаю, который рассматривает двусторонние отношения между этими странами, взгляд Европейского союза на Китай и приоритеты сотрудничества. В ней отмечается тот факт, что Китай изменился [7]. В результате этих изменений и политических решений, принимаемых Китаем, Германия и Европейский Союз должны поменять их подход к взаимодействию с Китаем.

Таким образом, активное сотрудничество между Германией и Китаем возникло в конце XX-начале XXI вв. Сферы, в которых страны поддерживают кооперацию, разнообразны: торговая, инвестиционная, политическая, культурная, научно-технологическая и др. Сегодня существует достаточно институтов и механизмов, обеспечивающих функционирование германо-китайского сотрудничества. На данный момент кооперация в различных областях важна как для Китая, так и для Германии, так как именно она обеспечивает сохранение влияния на политической арене и является необходимой для решения острых и глобальных проблем.

Список использованных источников и литературы:

  1. Кирилина Е. Ю. Приоритеты информационно-аналитической работы ФРГ в сфере внешней политики // Либерально-демократические ценности. – 2024. – Т. 8, № 2. – С. 33-38. (Вставить про сюжет с конкурентом и
  2. Ухорская А. И. Антиномии стратегических культур Запада и Востока (на примере Германии, Франции и Китая) / А. И. Ухорская, Е. Ю. Кирилина, К. Е. Кожухова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 110-117.
  3. Цвык А. В. История становления и развития китайско-германских отношений в XVIII – середине XX вв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. – 2016. – № 1. – С. 65-71.
  4. Цвык А. В. Стратегическое партнерство Германии и Китая на современном этапе: Актуальные проблемы и новые возможности // Актуальные проблемы Европы. – 2019. – № 4. – С. 210-228.
  5. Integierte Sicherheit für Deutschland – Nationale Sicherheitsstrategie. URL: Nationale Sicherheitsstrategie der Bundesrepublik Deutschland (DE) (дата обращения: 14.10.2024)
  6. Germany and China strengthen their strategic partnership

URL:https://www.bundeskanzler.de/bk-en/news/germany-and-china-strengthen-their-strategic-partnership-476006 (дата обращения: 14.10.24)

Илларионова Анастасия Андреевна, студентка 4 курса МГЛУ

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля