В Министерстве просвещения разработали проект федеральной образовательной программы дошкольного образования, которая будет формировать у детей духовно-нравственные и социокультурные ценности.

«Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс. Дошкольное образование будет ориентировано на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины», – рассказали в пресс-службе ведомства.

Разработкой нового проекта занималась рабочая группа Минпросвещения совместно с сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования. Документ создан в рамках курса министерства на унификацию всех образовательных программ и создание на каждом уровне обучения единой рекомендуемой версии программы.

Образовательная программа содержит перечень современных и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности будет использована как основа для самостоятельной разработки и утверждения программ дошкольной образовательной организацией.

В частности, дошкольникам будут показывать сказки А. Роу, А. Кончаловского, российские мультсериалы «Ну, погоди!», «Смешарики» и мультфильмы Уолта Диснея «Маша и медведь», играть с ними в городки, погружать в воду с головой с открытыми глазами, кататься на двухколесном велосипеде и самокате.

Вполне детские занятия, но этим программа не ограничивается! В соответствии с документом, к концу дошкольного возраста у ребенка нужно сформировать основные физические и нравственно-волевые качества, положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе. демонстрировать готовность к обучению грамоте и стремление заниматься социально значимой деятельностью.

Кроме того, дитя должно обладать элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии, владеть речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения; знать и осмысленно воспринимать литературные произведения различных жанров; и т.д.

Можно по-разному относиться к предложениям чиновников от просвещения, но нам кажется, что здравомыслящие люди весьма критически воспримут проект.

Вот что о Федеральной программе развития дошкольного образования России думает доктор психологических наук, академик РАО, профессор МГУ, директор Школы антропологии будущего Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов.

В статье под говорящим названием «Федеральная программа дошкольного образования: пародия или реальность?» один из ведущих экспертов в области дошкольного образования пишет: «Вчера поздно вечером мне на глаза попался текст, который называется “Федеральная программа развития дошкольного образования России”». Я не поверил своим глазам. Подобного рода федеральная программа не могла родиться в недрах Министерства просвещения России по очень многим причинам».

Первую причину автор видит в том, что предложенная программа резко противоречит национальной государственной политике России, прежде всего политике формирования патриотизма в РФ. В ней патриотизм сведён к голым декларациям, находится только на вербальном уровне и сводится к частным разговорам о том, что такое Родина. Кроме того, содержание документа вступает в резкое противоречие с теми установками на развитие патриотизма, которые не раз демонстрировали Сергей Кравцов и его команда.

Вторая причина противоречия программы основным принципам Минпросвещения заключается в том, что в ней единое образовательное пространство мыслится как гомогенное пространство, в котором не учитываются различия семей, детей и регионов. «Мы неоднократно обсуждали с Сергеем Кравцовым тезис, что единство России – это единство разнообразия», – удивляется автор и добавляет. – В подобном же виде программа не учитывает единство разнообразия и может привести к формированию сепаратистских, протестных установок в связи с тем, что она не учитывает прежде всего этнокультурные особенности различных наших республик и разных регионов России».

Но самая значимая претензия Асмолова к предложениям министерства состоит в том, что в программе проговаривается, что она написана с позиции культурно-исторической психологии. «Могу как один из оставшихся профессионалов культурно-исторической психологии сказать – это неправда», – утверждает он. Это утверждение объясняется тем, что из программы выпадает основной тезис культурно-исторической психологии, который гласит, что «только базовое доверие ребёнка к миру, только общение как сквозной механизм развития деятельности ребёнка на разных этапах жизненного пути приводит к формированию личности ребёнка».

«Программа чрезвычайно мелочна и перегружена литературой, мелкой регламентацией, и ни один воспитатель, ни один родитель не сможет усвоить такого количества литературы.

То, что говорилось в стандарте дошкольного образования, а именно опасность ошколивания, превращения дошколки в школу, в этой программе полностью воспроизведено. Я считаю, что это какая-то странная утечка, ибо Министерство просвещения России не могло вынести на обсуждение подобный непрофессиональный продукт, который идеологически расходится с государственными установками страны», – делает вывод академик.

Однако существует и другая точка зрения. Так, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям», доктор педагогических наук Любовь Духанина уверена в том, что «главные задачи новой программы ДДО — это синхронизация содержания образования с национальными целями развития государства, формирование единого ядра дошкольного образования и усиление воспитательной составляющей».

С ней согласна и председатель комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко, которая видит главную цель новой программы — «собрать все лучшие методические рекомендации, чтобы дать равные возможности для развития детей по всей стране».

Наталья Кравченко видит еще один плюс программы в том, что она «позволит объединить образовательный и воспитательный компоненты учебного процесса в единый процесс с учетом уже полученного опыта». Тем более, что сейчас действует тренд на создание единого образовательного пространства, и в этом пространстве ключевым является процесс воспитания.

Предполагается, что программа будет использоваться как основа для самостоятельной разработки и утверждения программ дошкольной образовательной организацией. Обязательная часть программ должна соответствовать федеральной программе и составлять не менее 60% от общего объема, не более 40% выделяется на часть, формируемую самими образовательными организациями. Вариативная часть программы, позволит реализовать выбранные с учетом мнения родителей направления развития.

В середине ноября проект программы прошел профессионально-общественное обсуждение. В нем, по словам Любови Духаниной, участвовали разработчики программ, детские сады, вузы и колледжи, ведущие подготовку педагогов. «Минпросвещения обещало проанализировать и учесть поступившие замечания и предложения», -сказала эксперт.

Будем надеяться, что мнение общества и профессионалов будет услышано и программа действительно станет рабочим инструментом для педагогов и не лишит детей детства раньше времени.

М. Петрова

PS Полный текст проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования можно найти на сайте http://www.consultant.ru/law/hotdocs/77759.html/.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля