
Мультикультурализм как политика признания и интеграции культурных различий возникает из фундаментальной потребности современных обществ отвечать на вызовы глобализации, миграции и усиления транснациональных взаимодействий. Его цель — обеспечение стабильности и социального мира в условиях растущего культурного разнообразия.
Впервые термин «мультикультурализм» получил официальное признание в 1970-х годах в Канаде, где политика многокультурности была провозглашена официальной государственной доктриной. Пик его концептуального влияния пришелся на 1990-е годы, когда такие теоретики, как Уилл Кимлика, обосновывали его как неотъемлемый элемент либеральной демократии, призванный защищать права культурных меньшинств через «политику признания» [Кимлика, 1995]. Однако уже в начале 2000-х годов в дискурсе политиков и ученых все чаще стал звучать тезис о «провале мультикультурализма», что поставило под сомнение его жизнеспособность как модели интеграции.
Каждое государство, формулируя свой подход к мультикультурализму, исходит из собственных исторических, политических и социальных контекстов. Особый интерес представляет опыт Испании, которая, являясь страной на стыке европейской и латиноамериканской культур, разработала уникальную модель управления разнообразием. В отличие от Германии с ее исторически консервативной моделью гражданства, Испания изначально развивалась как децентрализованное государство с признанием культурной автономии регионов.
В 2000-х годах в Испаниибыл осуществлен последовательный поворот к официальному признанию мультикультурализма, что нашло отражение в ряде государственных программ, прежде всего в Стратегических планах по гражданству и интеграции (Planes Estratégicos de Ciudadanía e Integración). Реагируя на вызовы интеграции и радикализации, Испаниявоспользовалась возможностью для развития собственной модели, балансирующей между региональной автономией и общегосударственной интеграционной политикой. Однако сегодня, в условиях новой международной обстановки, концепция мультикультурализма в Испании и мире переживает сложную трансформацию, что требует научного осмысления.
Ввиду необходимости оценки новой роли мультикультурализма в системе международных отношений – в частности, его влияния на «мягкую силу» государств и глобальную стабильность – будет проведен анализ его концептуальной эволюции на примере Испании и исследование его актуального состояния и перспектив на современном этапе.
Теоретической и методологической базой при написании исследования выступают труды классиков теории мультикультурализма (У. Кимлика, Ч. Тейлор), а также работы современных критиков (Б. Барри) и представителей транснационального подхода (С. Бенхабиб).
Проблема мультикультурализма регулярно становится объектом исследования ученых. Среди отечественных следует указать, например, М. В. Козлов, А. И. Грачев, среди зарубежных — Глэдис Лечини, Педро Ромеро . Испаноязычные и отечественные специалисты не только сосредотачиваются на внутренней политике интеграции, но и исследуют влияние мультикультурализма на внешнеполитические процессы, включая его роль в формировании евро-латиноамериканского диалога и отношений со странами исламского мира [Лечини, Ромеро, 2011]. Стоит отметить, что критика мультикультурализма как угрозы национальной идентичности и социальной сплоченности появилась в научном дискурсе задолго до миграционного кризиса 2015 года. Среди испаноязычных исследователей важно упомянуть Дж. Сартори [«Полиэтническое общество: Плюрализм, мультикультурализм и иностранцы» (2000)].
Основой для исследований в основном являются официальные доктринальные документы государств (например, испанские Стратегические планы по гражданству и интеграции), а научные труды посвящены изменениям в подходах к управлению разнообразием в условиях роста популистских настроений.
В связи с кардинальными изменениями в международной обстановке, новой волной миграции, обострением дебатов об идентичности и дальнейшей разработкой глобальных повесток (например, в области борьбы с изменением климата), существует необходимость в подробном изучении и раскрытии тематики мультикультурализма как фактора международных отношений на современном этапе. Его актуальность сегодня заключается не в возврате к моделям прошлого, а в поиске новых, более гибких форматов межкультурного диалога, отвечающих вызовам XXI века.
Список литературы:
- Кимлика, У. Мультикультурное гражданство: либеральная теория прав меньшинств / У. Кимлика ; пер. с англ. А. М. Бутенко. – Москва : Ин-т философии РАН, 2010. – 411 с.
- Сартори, Дж. Плюрализм, мультикультурализм и чужие : эссе о многоэтническом обществе / Дж. Сартори ; пер. с итал. А. А. Боброва. – Санкт-Петербург : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2000. – 172 с.
- Лечини, Г. Латинская Америка и проблема мультикультурализма в глобализованном мире / Г. Лечини, П. Ромеро // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. – № 3. – С. 45-58.
- Испания. Министерство труда и иммиграции. Стратегический план по гражданству и интеграции на 2011–2014 годы : [официальный документ]. – Мадрид, 2011. – 120 с. – URL: https://www.ejemplo.es/plan-integracion-2011-2014.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
- Грачев А. И. Современные миграционные процессы в Европе / А. И. Грачев. – М. : Академический проект, 2021. – 250 с.
- Козлов М. В. Миграционная политика Испании: изменения и реформы / М. В. Козлов. – М. : Наука, 2023. – 200 с.
- Петрова И. В. Социальная интеграция мигрантов в Испании / И. В. Петрова. – М. : Социология, 2023. – 250 с.
Семченкова Екатерина Сергеевна, студентка 4-го курса (бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология) Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета, semchenkovaes@mail.ru
Научный руководитель: К. Е. Кожухова, Доцент кафедры, кандидат политических наук, kira.kozhuhova@mail.ru
