Часть 2 Онтология развития объектов Глава 4. Мир как множество развивающихся объектов
§28. Скорость времени (темп, ритм), отражая скорость протекания процессов, может являться постоянной и непостоянной величиной, то есть, в определенных объектах, процессах, при определенных условиях может изменяться, то есть ускоряться либо замедляться, включая различные разновидности изменения и колебания ритма времени и организующего его процесса.
Например, ускорение времени биологических и социально-исторических систем («сжатие» времени, «уплотнение времени» на фоне астрономического времени) известно уже по крайней мере с XVII-XVIII веков (см., например: Елфимов Г.М. Развитие и новое. Философские очерк. СПб., 2008. С. 96-99). Другой пример — замедление субъективного времени через выход в «параллельные» идеальные миры (релаксация, общение, химические средства — например, алкоголь).
Удлинение (замедление) времени в одном отношении происходит за счет сокращения (ускорения) времени в другом отношении, и наоборот — это еще один эффект самоорганизации. Так, химические средства, способные приводить к эффекту изменения темпа субъективного идеального времени через влияние на те или иные характеристики процессуальности, при этом воздействуют на темпы обмена, влияют на продолжительность биологической жизни. Аналогично — другие (нехимические) способы. Обратный эффект — ускорение идеального времени приводит к его замедлению в ином отношении. Существуют и примеры инверсии времени — так, время бездельника тянется, как резина, но слагается в «пустые» года, неразмеченные и сжатые в миг, а также сокращают время биологического бытия; у трудящегося человека «летят» трудовые дни, сжимаемые нехваткой времени, но они вытягиваются в размеченные делами годы, а также (при определенной мере труда) продлевают биологическое бытие.
Таким образом, существуют эффект, обстоятельства, причины замедления времени, удлинения промежутков времени и ускорения времени, сокращения промежутков времени в конкретных объектах, а также механизмы, ответственные за ускорение и замедление времени — акселераторы и «замедлители» времени. Существуют и эффект, обстоятельства, причины, а также механизмы, ответственные за равномерное течение времени, его «изотемпность». Важно обратить внимание на следующее — ускорение времени (в том числе через ускорение процессов, его образующих, но не только) есть сокращение длительности перехода в новое состояние, сокращение длительности промежутков времени, сокращение длительности бытия объекта. Замедление времени (в том числе через замедление процессов, его образующих, но не только) есть увеличение длительности перехода в новое состояние, увеличение длительности промежутков времени, увеличение длительности бытия объекта. Кроме того, одновременно существует несколько накладывающихся эффектов организации времени, которые взаимовлияют друг на друга, создавая своеобразную «интерференцию» эффектов, одним из следствий чего является нивелирование некоторых эффектов, коль скоро они происходили бы в «чистом виде».
В связи с этим есть возможность создания искусственных условий для управления временем конкретного объекта, которое (управление временем объекта) может быть поставлено на научно-методическую основу как элемент управления будущим. Естественно, что результатом такого управления могут быть как позитивные эффекты, оптимизирующие время объекта, так и негативные, в том числе разрушающие либо поглощающие время объекта. В отношении управления биологическим временем человека возможен целостный комплекс, основанный на сочетании духовных компонентов, физической подготовки, медицины, химических и медикаментозных средств, искусственных органов и т.д. (подробнее в гл. 15). В отношении социальных организмов также возможны условия, трансформирующие время. Один из типов — мобилизационные условия. Наиболее точно сжатие, напряженность времени как эффекта мобилизации деятельности людей воспроизведено в сюите Г.В. Свиридова «Время, вперед!».
В обсуждении этого противоречия лежит основание поиска ответа на вопрос (решения проблемы): возможно ли нагнать упущенное время при отставании в развитии? Как это сделать? А также буквального прочтения вопроса «где взять дополнительное время?». Выбор времени (свобода выбора времени) конкретного объекта является ключевым свойством развивающихся объектов, основанием обладания собственным внутренним временем и фундаментальным признаком отнесения объекта к типу развивающихся объектов в их самодостаточности и целостности. Известно, что существует объективная диалектика (и сочетание) свободы и необходимости (хаоса и порядка), субъективная диалектика (свободы выбора и отсутствие выбора либо свободы выбора) и мировоззренческие интерпретации этого диалектического отношения. Эта диалектика своеобразно преломляется в диалектике свободы времени развивающегося объекта как в объективном аспекте, так и в субъективном, в том числе в субъектных реализациях индивидами (свобода и долг) и социальными организациями как разновидностями развивающихся объектов.
Первый аспект диалектики свободы и необходимости в отношении времени: у развивающегося объекта образуется свое внутреннее время, которое во многом самостоятельно и не подчиняется внешнему (свобода), но во многом соотносится с ним и подчинено ему (необходимость).
Второй аспект диалектики свободы и необходимости в отношении времени: в моменты перехода из одного состояния в другое (в точках бифуркации) развивающийся объект вновь осуществляет выбор времени. Этот выбор есть диалектическое сочетание его внутренней необходимости и свободы, а также внешней необходимости, диалектика выбора нового времени как формы организации нового порядка. В эти периоды время становится (может становиться) сильно нелинейным.
Третий аспект: выбор осуществляется и входит органическим компонентом во все компоненты времени как процессуальности — граничность, длительность, направленность, скорость времени. То есть, существует выбор границ времени, выбор длительности, выбор направления и выбор скорости (темпоритма). Они могут осуществляться как врозь, так и в различных комбинациях. При этом диалектика противоположностей выбора времени пронизывает каждый параметр.
Четвертый аспект: именно свобода выбора формирует время, историю как необходимость и порядок, поскольку одним з важнейших следствий диалектики свободы и необходимости является то, что свобода выбора является ключевым компонентом эффекта необратимости времени. Пятый аспект: в свободе выбора времени диалектически сочетается «плохо» и «хорошо» («добро» и «зло») для развивающегося объекта и его окружения. Более того, понятие «свобода» отражает ту же реальность, что и «хаос», «отсутствие порядка», но при этом «свобода» и «хаос» несут различную ценностную и смысловую нагрузку — «свобода» несет позитивное наполнение, а «хаос» отрицательное наполнение.
Причем, в традиционных культурах (особенно восточных) этот феномен предпочитают называть именно «хаос», а не «свобода», справедливо полагая, что деконструктивные, разрушительные компоненты этого феномена («зло») превышают (особенно на первых порах) созидательные, конструктивные («добро»). Время любого конкретного развивающегося объекта включает все параметры. Однако при определенных ракурсах позиционирования объекта в реальном мире или предмета исследования в науке, рассмотрения вообще, время может «утрачивать» (можно абстрагироваться) от одного, двух, трех, четырех параметрических характеристик. Так, время имеет одно измерение в стационарных объектах изотемпного типа — направление. Это объекты, «работающие» на физико-химических взаимодействиях (астрономическое время). Поскольку все процессы (длительность) здесь равномерны, повторяемость жесткая (в пределах флуктуаций), время имеет постоянную скорость, не обладает выбором в пределах небольших интервалов времени (десятки миллионов лет), границы не существуют (фактическая вечность). Время имеет два измерения в стационарных объектах анизотемпного типа — направление и темп (ритм). Три параметра, например, в масштабах времени, соизмеримых с временем бытия объекта, когда появляются границы времени. И так далее. Точно так же, как происходит «выпрямление» искривленного пространства Н.И. Лобачевского, Б. Римана, А. Эйнштейна до плоскости Евклида и изотропного, однородного, стационарного пространства Галилея-Коперника-Ньютона, происходит «выпрямление» времени из многомерного в одномерное и двумерное при определенных параметрах объекта (процесса или ситуации).
Дополнение 1: Возможно моделирование времени как многопараметрического «фазового пространства», в котором время имеет 2-3-4-5 измерений. Развивающиеся объекты будут расположены в некоторых кластерах этого «фазового пространства» по близким наборам параметров. Возможно также рассуждать о фазовой траектории внутреннего времени, о «топологии» времени и т.д.
Дополнение 2: Понять развитие — значит понять диалектику времени, понять, что время изменяется и что оно может изменяться сознательно. Так, темпоритмы, востребуемые для формирования будущего, сама возможность и проектирования существования будущего должны рассматриваться не только в пространственных, но и во временных характеристиках конкретных развивающихся объектов, применительно к каждому объекту (типу объектов), к человеку и человеческим сообществам в отношении будущего.
Дополнение 3: Диалектика природы времени развивающихся объектов допускает новое, смыслонаполненное, имеющее не только фантастическое и метафорическое, но и реалистическое значение и прочтение таких формул, как «пульсирующее время», «флуктуации времени», «колебания времени», «циклы времени», «развивающееся время», «параллельное время», «стационарное время», «изовременность», «раскачать лодку времени» и т.д. Однако необходимы их вдумчивые интерпретации и исследования, защищенные от спекуляций.
Примечание 3. Каждый развивающийся объект имеет внутреннее время. Внутреннее (собственное) время системы также определяется связями и взаимодействиями, которые формируют феномен времени. Исчезновение какой-либо связи, формирующей время, нарушает ход времени системы, разрушает внутреннее время.
При этом, каждый развивающийся объект также включен либо взаимодействует с другими системами времени, которые представляют собой внешнее время: а) время более обширного объекта, в который включен данный; б) время объекта, несущего в себе предшествующие, базовые отношения и взаимодействия по отношению к данному, в том числе время элементов, составляющих данный объект, находящихся на предшествующем уровне организации; в) время объекта, существующего «параллельно» с данным объектом и взаимодействующего с ним, причем, важно понимание соотношения масштабов объектов.
Базовым временем для всех существующих объектов Метагалактики является астрономическое время как время этого развивающегося объекта, природа которого определяется закономерностями гравитационных взаимодействий и их динамики.
Одновременно, астрономическое время в связи с малой скоростью протекания процессов развития в Метагалактике, воспринимаясь как стационарное, стало некоторой идеальной метрической моделью, позволяющей соизмерять время бытия любого объекта известного нам бытия с астрономическим временем. Это — некоторые эталонные часы, относительно которых измеряются темпоритмы всякого бытия, время всякого развивающегося объекта.
Дополнение 1. Возможны рассуждения о времени, опирающиеся на уровни организации материи и соответствующие им типы взаимодействий: физическое время, химическое время, биологическое время, культурологическое время и т.д. Здесь уже возникли интересные идеи. Однако сам по себе такой подход является промежуточным и обладает относительно невысоким уровнем методологического и прагматического потенциала.
Концепция существенно усиливается и обретает завершенность при переходе на позиции конкретных развивающихся объектов с учетом их природы.
Дополнение 2. Органичность взаимосвязанности, взаимодействия, взаимной обусловленности различных рядоположенных и иерархически включенных объектов обусловливает органичность связи времен во взаимосвязанных и подчиненных структурах, внутреннего и внешнего времени развивающегося объекта.
Дополнение 3. Наличие множества рядоположенных и включенных друг в друга объектов позволяет рассматривать возможность феномена перехода между мирами во времени, выскакивания (выпадения, выхода) в параллельное время как время реального (не фантастического) параллельного мира одного типа организации (например, духовной, можно и биологической). Например, личность или культура, например, для отдыха, или, наоборот, для работы может выходить в параллельное время других объектов, оказываясь в иных (различных) направлениях времени, темпоритмах и других параметрических характеристиках времени. Это возможно через взаимосвязи, по законам взаимодействия, соответствующим природе миров и закономерностям взаимодействия. При этом, таким способом (с использованием таких технологий) можно непреднамеренно и преднамеренно (осмысленно) менять внутреннее время объекта, регулировать смену темпоритмов и сами темпоритмы, тем самым изменяя время.
Особо отметим недопустимость в осмыслении переходов во времени смешения науки с псевдонаучными, мистическими и иными спекуляциями, а также необходимость различения научной фантастики и научной рациональности.
Примечание 4. Время есть не только формируемое, организуемое нечто, но и выступает как самостоятельное организующее начало, способное оказывать самостоятельное действие, в том числе обратное действие на порождающие его процессы. Его самость есть результат порядка (гармонии) параметрических характеристик, в том числе темпоритмов бытия, циклов (периодов), который (как элемент формы процесса) может влиять на его (процесса) содержание.
На основании этого свойства может быть основана техника воздействия на объекты и процессы — посредством воздействия на время, через направленное изменение параметрических характеристик темпоральности (времени) объекта и процесса (и по обратной связи — на их время). То есть, ускорение и замедление темпов развития может осуществляться не только через воздействие на содержательные характеристики объекта (его элементной базы и набора взаимодействий) или воздействие на параметры процессов, но и посредством изменения темпоральности (времени) бытия объекта и тем самым (именно тем самым) придание ему импульса развития либо замедление его процессов и времени.
Примечание 5. Субъективное (личностное) время есть разновидность внутреннего времени и потому есть сущее, реальность. Субъективное время выступает в двух взаимосвязанных аспектах: а) внутриличностное духовное метафизически-рациональное отражение объективно сущего (внесубъектного) времени и б) собственное внутреннее время субъекта как разновидности развивающегося объекта материально-идеального типа.
Причем, у человека есть уникальное качество — несколько масштабов личного времени — личное-индивидуальное, личное групповое (коллективное), личное-культурное.
Субъективное время как отражение объективной реальности (первый аспект) не есть «истинное всеобщее время», как это полагали субъективные идеалисты, в особенности, в англосаксонской версии. Это — действительно субъективное отражение объективного мира, а не время, создаваемое личностью для всего окружающего мира. Однако субъективный идеализм верно уловил важный момент — возможность воздействия внутреннего времени личности (и иного субъекта) на время окружающего мира. При этом прагматический аспект субъективно-идеалистической версии интерпретации времени оказался мировоззренчески и идеологически выгодным элитарному типу миростроительства, его лидерам, позволяя свою версию понимания времени и свое направления конструирования времени навязывать миру. Демократическое сообщество должно отчетливо понимать, что вся кутерьма вокруг субъективного времени — не проявление некой универсальной субъективно-идеалистической данности времени, но лишь одна из множества культурных и личностных версий, навязываемая миру в ходе конкурентной борьбы элит с остальным мировым сообществом за власть и ресурсы. Второй аспект субъективного времени указывает на основания его природы в привязке к личности (и другому субъекту) как разновидности развивающегося объекта. Это внутреннее время конкретного субъекта, которое он волен держать при себе либо пытаться диктовать другим субъектам (концептуально либо практически). Это — в биопсихической природе и сознании конкретной личности (социальной группы) созданная реальность, которая является основанием метафизических смыслов, будучи осознанной рационально, является основанием культурной деятельности.