Начнем со статистики.

В текущем году в России выделено 626 278 бюджетных мест (72% – на бакалавриат и специалитет), из них 40% – по инженерным направлениям и информационным технологиям. В абсолютных цифрах выходит, что выпускникам 11-х классов доступно более 180 тысяч бюджетных мест в технических вузах.

Цифры впечатляющие, но давайте разбираться.

Претендовать на эти места могут абитуриенты, сдававшие профильную математику и ещё один экзамен по выбору (физика, химия, информатика). Математика обязательна. В этом году её сдавали 282 тысячи выпускников школ. Это на 20 тыс. меньше, чем в 2022 году, и на 84 тыс. – в 2021 году. Притом что в прошлые два года бюджетных мест было выделено почти столько же. И был недобор. Так, в прошлом году из 302 тыс. чел. необходимый минимум (39 баллов) преодолели только 240 тыс. выпускников. Математика подвела.

Еще хуже ситуация с физикой, популярность которой падает год от года. В текущем году её сдавали 89 тыс. чел. или всего 14% от общего числа сдающих ЕГЭ. Это минимум за последние десять лет. Если в 2012-2016 годах доля школьников, сдающих экзамен, по физике составляла 26-27%, то в последние два года их процент снизился до 16-18 (128 тыс. сдавали в 2021 году и 124 тыс. в 2022-м).

Буквально удручающая картина сложилась с результатами ЕГЭ по химии. В этом году её сдавали ещё меньше выпускников – 74 тыс. И это опять же меньше, чем в предыдущие годы (2022 – 95 тыс., 2021 – 106 тыс.). По отдельным регионам из числа сдававших до 30-40% так и не смогли это сделать. И никакое увеличение бюджетных мест, никакое снижение проходных баллов на направления, связанные с химической промышленностью, не могут заставить абитуриентов рисковать.

Лишь информатика демонстрирует количественный рост. Если в 2020 году экзамен ЕГЭ сдавали 105 тыс. выпускников, в этом году уже 130 тыс. Молодые люди стремятся попасть в сферу IT, и это объяснимо – в этой сфере специалисты востребованы, зарплата у них выше, да и удаленный характер работы привлекателен для молодежи.

Подведем итоги.

В большинстве технических вузов реальный конкурс очень низкий. Настоящей конкуренции среди поступающих практически не будет. Инженерные специальности придут массово осваивать слабые троечники, которым и придётся в будущем, получив специальность, развивать техническую основу экономики (строить самолёты, автомобили, строительную и дорожную технику, мосты, автоматизировать системы управления и т.д.). Если, конечно, из-за слабой профессиональной подготовки они все же останутся в профессии. Сегодня только 49% выпускников работают по специальности, полученной в вузе.

Добавим, что и учиться в технических вузах непросто. Там наблюдается самый высокий уровень отсева – от четверти до трети отчисляются в первые 2 года обучения. Сказываются серьезные пробелы в школьном образовании, неумение или нежелание повседневно и интенсивно трудиться.

К тому же в последние годы и самих выпускников школ становится всё меньше, а это, по мнению экспертов, значит, что высшее образование в России ждёт затяжной кризис.

Такова сегодня совсем нерадостная картина. Сможем ли мы в этой ситуации решить задачу скорейшего импортозамещения и достижения научно-технологического суверенитета страны?

Вячеслав Петров

PS В рубрике «Актуальное интервью» в материале под заголовком «Ректор СтГАУ: рывок в науке и образовании невозможен без тесной связи с бизнесом» Владимир Ситников рассказал о том, как один из ведущих профильных вузов России трансформирует образовательные процессы под условия «нового времени».

В рубрике «Вопросы образования и науки» в публикации «Вузы и ссузы России должны готовить кадры под реальные нужды экономики» можно ознакомиться с основными выводами, к которым пришли эксперты, представители бизнеса, федеральных ведомств, правительства на сессии «Рынок труда России: состояние трудового потенциала и механизмы его развития», состоявшейся в рамках Петербургского международного экономического форума.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля