4.1. Реформа высшего образования 2000-х годов: общий обзор

В начале 2000-х годов кризис того сектора системы высшего образования в РФ, который находится в ведении Минобрнауки и не связан с подготовкой кадров для госаппарата, МВД, ФСБ, Минобороны и т. п., стал очевиден практически всем участникам образовательного процесса. И все они были недовольны сложившейся ситуацией. Абитуриенты, студенты и их родители были недовольны тем, что увеличивался сегмент платного образования и сокращались бюджетные места, существованием коррупции при поступлении и в процессе учебы, а также тем, что перспективы выпускника вуза с дипломом о высшем образовании были неопределенными и блага, которые ему полагались, становились все более иллюзорными.

Преподаватели были недовольны тем, что резко снизились их реальные доходы (официальные снизились еще раньше). Труднее стало подрабатывать, защита диссертации уже не сулила тех благ, что прежде, затруднен стал и сбор ренты.

Администрация вузов была недовольна тем, что государственное финансирование вузов сокращалось, а возможности наращивать финансовые поступления за счет коммерческих наборов были практически исчерпаны.

Государство в лице высших правящих органов и министерства образования и науки было недовольно тем, что приходилось тратить все бóльшие и бóльшие деньги на подготовку специалистов, которые не были востребованы рынком труда, да и не собирались работать по специальности. Те же немногие специалисты, которые были востребованы, имели очень низкий профессиональный уровень. Что же касается социальных сдач, которые нужны были государству в 1990-е (изоляция молодежи от криминалитета и политической оппозиции), то в 2000-е годы они потеряли свою актуальность.

В этих условиях реформа высшего образования была неизбежна, и она была проведена в течение 2001—2013 годов. Реформа включала в себя несколько составляющих:

  • отказ от приема в вузы комиссиями, создаваемыми в самих вузах, и прием по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ);
  • присоединение к Болонскому соглашению и переформатирование российской вузовской системы в соответствии с требованиями Болонской декларации;
  • ужесточение контроля над учебной, научной, финансовой и иной деятельностью вузов со стороны министерства и ряда других госорганов;
  • ужесточение контроля над деятельностью диссоветов, ВАК РФ (введение требования публикаций в журналах из ваковского списка, проверка диссертаций на плагиат, транслирование защит через Интернет и т. д.);
  • разделение вузов на несколько категорий (федеральные, научноисследовательские университеты, университеты, институты, академии) с соответствующей градацией финансирования;
  • «оптимизация», то есть сокращение вузов и их филиалов, слияние вузов.

Реформа еще не окончена (радикальное сокращение вузов и ППС планируется завершить к 2017 году), однако общие ее черты, а также основные результаты уже видны.

Главная особенность этой реформы в том, что реформа проводилась и проводится авторитарным путем, без серьезного учета мнения общественности, вопреки желанию работников вузов и студентов. Как часто бывает у нас, Правительство РФ и Минобразования считают, что они лучше знают, что является благом для россиян, чем сами россияне, которых непосредственно коснутся указанные преобразования. Так, соцопросы демонстрируют, что большинство населения до сих пор решительно настроено против ЕГЭ (на 12-м году после начала этого эксперимента), но от этого в политике министерства ничего не меняется.

Очевидно, что реформа преимущественно преследует интересы государства, в то время как интересы всех остальных участников образовательного процесса (родителей абитуриентов, студентов, профессорско-преподавательского состава и администраций вузов) практически игнорируются. Интересы же государства сводятся к тому, что оно желает тратить поменьше денег на рассматриваемый сегмент высшего образования и не желает и дальше терпеть вузы, которые выпускают специалистов, государству не нужных. Былая негласная договоренность между администрациями вузов и государством о поддержке таких вузов в обмен на обеспечение ими социальных функций по изоляции молодежи от оппозиции и криминалитета теперь неактуальна. Просто сократить им финансирование государство может (и оно, как мы увидим дальше, делает это, сокращая бюджетные места), но этого мало. В такие «ненужные» государству вузы (и их подразделения) идут коммерческие студенты, что позволяет вузам выживать. Решить эту проблему и был призван ЕГЭ.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля