Мы далеко не случайно вводим дефиницию «инфосоциальные технологии» и заменяем ею традиционные понятия социальных или информационных технологий. Дело в том, что любая социальная технология, осуществляемая в целях инновационного реформирования или реорганизации функций, структуры или параметров какого-либо социального модуля с необходимостью предполагает использование информационных ресурсов целедостижения. Механизм этого процесса может быть представлен в виде следующей логически обоснованной последовательности действий:

  • актуализация проблемы (проблемной ситуации) с последующим ситуационным анализом;
  • разработка серии прогнозных моделей развития ситуации и выбор приоритетного сценария;
  • конструирование информации, являющейся средством технологического воздействия на сознание субъектов с целью придания их консолидированным действиям новой аттрактивности;
  • информационно-технологическое воздействие на объект и направленное формирование желаемого сценария развития событий.

Мы полагаем очевидным информационную доминанту в реализации данного технологического цикла, в результате которого изменяются условия функционирования социальности, а именно, ее информационная среда.

Сегодня уже накоплен некоторый опыт решения проблем оптимизации общественных отношений и гармонизации социального пространства информационными средствами. Теперь необходимо определить сущность и содержание средств такого воздействия – инфосоциальных технологий.

Выделяются разные подходы в осмыслении сущности данных технологий. Приведем некоторые примеры:

  • «социально акцентированная информационная деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности»[1];
  • «элемент механизма управления и средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык достижения поставленных целей»[2];
  • «способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных коммуникационных процедур и операций»[3];
  • «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели средствами информационного влияния»[4].

Анализ этих определений показывает, что сущность и основная функция инфосоциальных технологий (ИТ) состоит в выявлении и использовании потенциалов социальной системы в целях ее оптимального функционирования с помощью совокупности методов и приемов информационного воздействия. Кроме того, эта технология представляет собой средство и способ решения практических задач, заключающий в себе систему познавательных процедур и практических  действий, направленных на инновационное изменение социальных объектов в соответствии с заданными целями.

Эта технология по своему содержанию характеризуется наличием алгоритмизированных средств и процедурных приемов формирования и реализации социальных программ. Посредством ИТ реализуется функция выявления и использования потенциала социальной системы в условиях оптимального ее функционирования.

Структура технологии характеризуется наличием:

  • заданного алгоритма, фиксирующего возможные варианты осуществления коммуникативных практик;
  • стандарта информационной деятельности – предписанных процедур и действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта;
  • последовательностью коммуникационных операций;
  • содержанием и логикой решения поставленных задач[5].

Как система предписанных норм, стандартов деятельности и соответствующего поведения, ориентации на конкретный результат, ИТ являются способом трансляции, воспроизводства объективных отношений между людьми – их социальности средствами коммуникационной деятельности, непосредственно связанной с решением тех или иных практических задач.

В итоге, учитывая вышеизложенное мы определяем инфосоциальную технологию как форму субъект-объектного взаимодействия управляющего свойства, направленного на достижение определенной цели субъекта-актора относительно некоего сообщества людей – акцепторов. В качестве цели обычно выступает достижение желаемого состояния объекта, ситуации в объекте либо изменение статуса субъекта в структуре данного объекта.

Объектом технологии могут быть различные общности людей – акцепторов, структура и целевые функции которых, с точки зрения субъекта, подлежат де-, ре- или трансформации. Это могут быть различные производственные или творческие коллективы, общественные или политические организации, региональные общности, национальные образования, государства или союзы государств.

Субъектом технологии является человек-актор или организованная группа людей, заинтересованные в определенной трансформации некоторого объекта. Субъекты технологии могут быть внутренними и внешними по отношению к данному объекту. В качестве внутреннего субъекта технологии могут выступать руководители данного сообщества людей (предприятия, города, государства), различные социальные институты, политические деятели, инициативные группы людей и т.д.; в качестве внешних субъектов — заинтересованные люди, группы людей, социальные институты и организации в составе других общностей или социальных конгломераций.

Выделяются следующие направления реализации инфосоциальных технологий.

Технологии развития личности:

  • технологии обучения и воспитания;
  • технологии профессиональной подготовки – формирование профессионального самосознания, ценностей и корпоративной культуры;
  • технологии – воссоздание и обновление смысла и образа жизни, социоадаптация представителей разных социальных когорт и групп.

Технологии референтных групп и организаций:

  • формирование позитивно-ориентированных групп, сообществ, общественных движений, партий и организаций.

Социальные технологии профессиональной деятельности:

  • структурирование и моделирование пространства профессии;
  • технологии формирования деятельности профессиональных корпораций;
  • технологии оптимизации политической, научной деятельности, бизнеса, маркетинга, менеджмента и т.д.

Стратегические технологии политических, экономических, социокультурных изменений.

Инфосоциальные технологии предотвращения катастроф.

И, наконец, глобальные технологии человеческого выживания – экологии, народонаселения, продуктов питания, атомного оружия и т.д.[6]

В итоге, все направления технологического воздействия могут быть сведены к следующей структуре (см. рис.6.1).

Как видно, сегодня выделяются два уровня применения инфосоциальных технологий: микроуровень – организации, социальные общности, отдельные личности – и макроуровень – социальные институты, региональные структуры, политические движения и т.д. В период плановой экономики именно на микросоциальном уровне использовались различные технологические средства, такие как: управленческое консультирование, различные игровые технологические программы и т.д. Создаваемые в рамках этих направлений информационные технологии в основном предназначались для изменения организационной структуры предприятия и совершенствования его управления. Проблемы создания технологических средств на макро уровне, их необходимость не находили должного отражения и развития в политике государственных органов.

В настоящее время возникает острая потребность в создании нового класса технологических средств, которые должны быть ориентированы на инновационную реформацию и трансформацию существующих базисных социальных основ общества. Их объектами становятся не только различные социальные институты, события или процессы, оказывающие влияние на формирование новой социальной реальности, но и общественное мнение, которое играет отнюдь не последнюю роль в развитии этих процессов.

Понятно, что прямой перенос в эту сферу методов и методик, разработанных для микроуровня невозможен в силу того, что объекты макроуровня обладают рядом специфических особенностей, которые существенным образом отличают их от рассмотренных выше. Некоторые из этих особенностей мы приводим:

  • отсутствие единой целевой функции (установки) у субъектов данного социума, что обусловливает большое количество причинно-следственных связей в рамках объекта, трудно поддающихся формализации;
  • значительная роль стихийных факторов развития какого-либо социального образования, в качестве которых выступают традиции, ценности, неформальные нормы;
  • преобладание уникальных (возникающих в каждой конкретной ситуации) проблем над стандартными;
  • необходимость использования огромного объема (не всегда объективной) информации, которую несет в себе данный социум для разработки достаточно валидных выводов, предполагающих принятие управленческих решений по вмешательству в развитие ситуации;
  • высокий уровень сопротивления участников того или иного процесса или представителей какого-либо института любым попыткам извне усовершенствовать механизм развития данного социального объекта.

Очевидно, что данные технологии на диагностическом уровне должны обеспечивать моделирование поведения объектов во взаимодействии трудно формализуемых факторов и механизмов управления (государственных и негосударственных), созданных людьми для сохранения целостности социальной системы.

Среди широкого спектра указанных предметных направлений ИТ выделяется общественное мнение, которое, как уже подчеркивалось, во многом влияет на характер и обусловливает социальную эффективность различных изменений в процессе развития тех или иных социальных модулей. В связи с этим в качестве предмета социотехнологических разработок очень часто выступает именно этот компонент общественного сознания. Такие технологии являются прерогативой коммуникационного средства социального управления, широко известного под названием Public Relatiоns (РR).

Эта деятельность призвана обеспечить эффективное информационное взаимодействие между структурами некоей организации, а также с ее внешними целевыми аудиториями. Высокий качественный уровень как внутренних, так и внешних связей достигается в данном случае посредством гармонизации «общения» между различными субъектами как внутри, так и вне системы. Термин «общение» понимается здесь в категориальном смысле и фиксирует широкий спектр взаимодействий человека в процессе обмена деятельностью. Очевидно, что «гармонии» взаимодействий можно достичь лишь на основе использования полной и объективной информации о состоянии и развитии всех элементов организационной системы. Поэтому основной задачей РR является сбор, анализ и использование информации в целях:

  • оптимизации взаимодействий между структурами организационной системы и ее различными субъектами на основе императивов корпоративной культуры;
  • оптимальной координации и субординации действий между организацией и внешней средой;
  • создания совокупности комплексных позитивных образов организационной системы или ее продукта (имидж, бренд).

Деятельность в этой социокоммуникационной области имеет свой специфический объект – социальная информация, отражающая динамику развития того или иного социального и предмет – формы и феномены отражения этой информации в сознании людей, включенных в состав внешних и внутренних целевых аудиторий. Последняя совокупность феноменальных явлений как раз и оказывается в фокусе технологического воздействия. Указанная предметная область включает в себя также изучение взаимодействий различного уровня между субъектами организации и их последствий, а также реакций на происходящие изменения со стороны когорт, входящих в состав различных целевых когорт.

По сути, РR-технологии призваны обеспечить адекватность принимаемых управленческих решений и соответствующих действий ожиданиям и общей направленности мнения различных субъектов. В том же случае, если общественное мнение диссонирует с объективной необходимостью принятия того или иного решения, то целесообразно применить по отношению к нему формирующее воздействие с целью достижения этой корреляции.

На рис. 6.2 приведена обобщенная структура цикла разработки и реализации программы инфосоциальной технологии, построенной по принципам коммуникационного менеджмента. В центре показаны три комплексные фазы указанного процесса: анализ, синтез и внедрение.

Анализ здесь определяется как разделение системы объекта исследования на составные части и элементы (см. § 4.4). Эта фаза цикла относится к начальному этапу разработки общей концепции исследований и включает в себя изучение деятельности объекта в целом и отдельных феноменов его развития в частности.

Фаза синтеза предполагает осуществление всего процесса проектирования информационной технологии, которая будет использована как в отношении внешних, так и внутренних целевых аудиторий. Завершается эта фаза непосредственным внедрением ИТ с предварительной технологизацией социального (информационного) пространства организации.

На этом завершается цикл разработки и реализации данной технологической программы, результатом которой является перевод тех или иных элементов организационной системы в новое качественное состояние, удовлетворяющее требованиям эффективного развития всей структуры. Закономерно, что эти требования постоянно изменяются, обусловливая необходимость своевременной коррекции различных проявлений и тенденций развития того или иного организационного модуля. Поэтому представленный цикл повторяется, а комплексная программа ИТ должна строиться по принципу мониторинга.

Очевидно, что та или иная целевая технологическая программа ориентирована на определенную аудиторию, чье ассоциированное мнение и отношение может существенно повлиять на результативность того или иного решения в сфере управления социальной системой. Задача данной технологии в этом плане состоит в том, чтобы при необходимости перевести общую отношенческую ориентацию целевых аудиторий в приемлемую для всех субъектов организационного развития форму. Это, в конечном итоге, позволит получить позитивную общественную реакцию после реализации решения, а следовательно, обеспечить социальный и экономический эффект от внедрения инноваций.

Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство. Функциональная структура связей ИТ сводима к четырем комплексным переменным, характеризующим входные и выходные ее составляющие.

Первый комплекс входных переменных системы ИТ представлен информацией, полученной от респондентов (экспертов), включенных в систему связей объекта. Второй вход также является информационным, но имеет несколько иную природу. Здесь эмпирическое множество формируется на базе оценок и мнений представителей когорт, не включенных в состав структурной организации системы.

Анализ этих информационных совокупностей позволит разработать выводы и рекомендации, которые должны лечь в основу адекватных управленческих решений и конкретных действий. Они также подразделяются на два комплекса, на этот раз уже выходных переменных системы ИТ.

Первый выход системы содержит комплекс обоснованных управленческих решений, направленных на координацию и субординацию развития того или иного социального модуля, а также адекватную требованиям времени коррекцию развития составляющих ее элементов. Кроме этого данный комплекс содержит программу поэтапного формирования общественного мнения с целью создания необходимого имиджа объекта. Очевидно, что эта программа должна отвечать условиям толерантности[7].

По линии второго входа технологической системы осуществляется управление процессами постоянного воспроизводства элементов объекта информационного воздействия.

Закономерно, что столь сложные комплексные функции технологическая система сможет реализовать только в том случае, если будет отвечать определенным требованиям, которые мы приводим ниже.

Ориентированность на управление – важнейший признак любой инфосоциальной технологии. Ее структура строится по принципу «информационного баланса», который предусматривает наличие двух комплексных информационных потоков: «сверху – вниз» и «снизу – вверх». По линии первого канала транслируются управленческие решения, которые доводятся до непосредственных исполнителей, а также до представителей некоторых целевых аудиторий. Необходимо подчеркнуть, что те или иные решения в сфере управления системой основаны на результатах анализа общих задач организации и технологии их решения с учетом требований внешнего пространства в целом, а также тенденций развития социальных процессов в среде различных целевых аудиторий внутри и вне объекта управления. По сути, файлы информации, формируемые по линии второго канала, являются необходимым условием и основой адекватных управленческих решений. При таком подходе система ориентируется на удовлетворение потребностей в информационном обеспечении не только всех уровней управления, включая оперативное, но и на информирование персонала и формирование общественного мнения в среде целевых аудиторий организации.

Интеграция – является необходимой характеристикой инфосоциальной технологии, которая, воздействуя на определенную сферу развития социума, одновременно выступает в качестве транслятора связей между его структурными составляющими. В противном случае может быть нарушена координация внутри этой структуры в процессе ее развития, что может привести к потере качественной определенности связей, а следовательно, и к утрате устойчивости объекта управления в целом. Кроме того, очевидно, что технологическая система также должна обладать комплексной функциональной и структурной организацией.

Элемент долгосрочного планирования – один из важнейших принципов разработки ИТ, который предусматривает необходимость создания различных моделей функционирования и развития элементов данной технологической системы. Это является основой для формирования долгосрочных прогнозов и социального планирования развития объекта с учетом динамики изменения факторов внешней среды и собственного его состояния.

Итак, в самых общих чертах, можно выделить основные цели инфосоциальных технологий:

  • изменение статуса субъекта в том или ином социальном образовании;
  • локализация либо развитие какого-либо процесса в объекте;
  • развитие, совершенствование некоего социума;
  • разрушение социума, его деструкция;
  • выращивание на основе старого социума принципиально нового и др.

Напомним, что под социумом понимается любое социальное образование, обладающее системными свойствами: личность, как субъект социального действия; организация, предприятие, фирма, имеющие определенную целевую функцию; региональная общность, обладающая социальной инфраструктурой; государство в целом как социальная метасистема.

Теперь необходимо, хотя бы кратко, остановиться на конкретных коммуникативных стратегиях, которые, в конечном итоге, и выступают в качестве инструментов технологизации информационной среды того или иного социального модуля, ибо именно они позволяют эффективно влиять на предпочтения целевых когорт, формируя нематериальные активы субъектов ИТ.

Коммуникационная стратегия имеет определенные цели, зависящие от множества причин, но в любом случае, они включают в себя все элементы, с которыми субъект (организация, компания, институт, группа лиц и др.) взаимодействует в социальном пространстве при осуществлении своей деятельности. Эта стратегия интегрирует и управляет всеми коммуникационными инструментами, направляя их на комплексное решение поставленных задач. Реализация коммуникационных стратегий напрямую влияет на формирование нематериальных активов субъекта, которые и составляют основу его имиджа, репутации, бренда, деловых связей и др. Они формируются и воспроизводятся посредством управления профильной социальной информацией, что достигается посредством следующих действий:

  • оценкой восприятия целевых аудиторий, до которых предполагается доводить информацию о компании или бренде (оценивается ментальность целевой группы, эмоциональные характеристики, приоритеты, жизненные ценности и т.д.);
  • определением основных каналов коммуникации, по которым предполагается доводить информацию до целевых аудиторий (основной фактор – доверие к источникам информации со стороны этих когорт), формирование медиа-карты, досье основных коммуникаторов и лидеров мнений в группах[8];
  • структурацией различных информационных сообщений, объединенных общей задачей – эффективного позиционирования компании или бренда;
  • оценкой рынка, мониторингом основных событий, формирование их декомпозиции, что можно использовать в качестве информационных поводов для донесения информации о компании, бренде и т.д.;
  • разработкой плана технологизации внешней среды компании средствами PR–мероприятий.

Закономерно, что в результате этих информационно-аналитических действий появляется возможность разработки конкретных стратегий, направленных, прежде всего, на преодоление информационного шума, привлечение внимания аудиторий и, в конечном итоге, на формирование в сознании людей требуемых отношенческих топосов. Структуру этих стратегий составляют различные приемы и методы коммуникационного воздействия. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.

Итак, в условиях жесткой информационной конкуренции преодоление шума происходит, как правило, с использованием следующих методов.

Пропагандируется не персональный имидж, а связанные с ним темы. Здесь для «прободения» толщи информационного шума тема должна быть концептуально оформлена по принципу «стрелы»: ясный заголовочный комплекс и стройное «тело» текста, тематически детализируемое к концу (необходимость проницания информационного шума требует, чтобы «заостренный» заголовок увлекал за собой все остальное).

Используются только те тематические фрагменты, которые могут быть внешне представлены как имеющие объективную общественно-значимую информационную ценность (нейтральность тона, тотальный камуфляж мнения под новость – одно из требований успешного «спина»).

Используются только те тематические фрагменты, которые имеют выраженный потенциал сенсационности. Здесь речь идет не о сенсациях как таковых (эксклюзив, горячие новости, экшн, разоблачение, крупный скандал), а о так называемом «духе сенсационности».

В качестве конкретных примеров приведем несколько наиболее распространенных приемов преодоления шума и «технологизации» среды.

«Говорящая голова». В качестве таковой используются эксперты или, что случается гораздо чаще, не очень просвещенные люди, возомнившие себя экспертами. Этим субъектам необходимо, чтобы их цитировали в прессе, чтобы их имена и мнения мелькали на газетных полосах. Преимуществом этого метода является то, что в подавляющем большинстве случаев можно без труда предсказать, какое мнение выскажет та или иная голова, стремящаяся засветиться.

«Наш человек в толпе». Этот прием особенно эффективно используется в фотожурналистике, но не только. От него можно ожидать достаточно высокий «спин»-эффект. Действительно, когда журналист «наводит юпитеры общественного внимания» на маленького человечка в толпе, происходит мгновенное превращение личного, субъективного мнения в факт общественной жизни.

«Вокс попули». Прием искусственного «объективирования» пропаганды, скрываемой под личиной социального факта. Механизм прост: вместо того чтобы прямо и честно высказать собственное мнение, журналист маскирует его (как правило, весьма поверхностно) под некий «общеизвестный» факт социальной жизни.

«Враг народа». Древнейший пропагандистский прием, который помогает замаскировать личную оценку субъекта под некий якобы общеизвестный факт. Поэтому до сих пор используется старое «ноу-хау» Демосфена – риторическое «мы».

«Фальшивый заголовок» или «переключение стрелок». Законы современной журналистики предписывают: заголовок жестко соответствует информационному содержанию первого абзаца. Затем вполне возможен переход к другой теме. В результате такой подмены некоторые фрагменты информации удается донести до реципиента.

Кроме этих широко применяемых приемов, существует множество манипулятивных стратегий, призванных сформировать иллюзорную картину мира (чаще какого-либо его проявления) в сознании людей, фундамент которой основывается на многочисленных современных социальных мифах. Другими словами, информационный актор осуществляет некую симуляцию, направленную не на отрицание насущной нравственности, морали, права, а на утверждение автономности и абсолютности какой-либо идеи или цели. Причем последние первостепенны и не подчинены ни чему, напротив, все иное (мораль, право и др.) призваны их обслуживать.

В качестве пояснения приведем только один классический пример. Еще в начале XVI в Макиавелли отмечал, что при совершении выгодных, но неблаговидных поступков правитель должен мимикрировать: «…нет необходимости обладать добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими…»[9]. Такие, и подобные им имитации, симулякры, переполняют современное информационное пространство, загоняя человека в лоно различных масс (см. §3.3), превращая его в объект многочисленных манипуляционных практик. Но, указанные аспекты выходят за границы предметной сферы нашего монографического исследования и рассматриваться здесь не будут. Хотя, заинтересованный читатель может обратиться к многочисленным источникам, некоторые из которых мы обозначаем ниже[10].

В заключение этого раздела мы приводим обобщенную структуру инфосоциальной технологии[11], которая позволяет оценить не только ее содержание, но и некоторые специфические особенности этого средства современного социального управления.

1. Подготовительный этап инфосоциальной технологии.

1.1. Информационно-аналитическая подготовка:

  • социально-политический, экономический, правовой, экологический, культурологический, этический анализ, анализ ценностей, утвердившихся в социальной среде, подвергаемой технологизации, анализ ситуации;
  • выбор лидеров и выдающихся личностей;
  • анализ возможных каналов воздействия;
  • анализ потоков информации, средств информационного воздействия и их эффективности.

На этом уровне строится серия различных информационных моделей, которые и обусловливают возможность проведения научного анализа выделенных сфер социальной действительности.

1.2. Прогностический уровень:

  • определение наиболее вероятных путей развития объекта или процесса (разработка серии вероятностных прогнозных моделей развития ситуации);
  • анализ последствий какого-либо возможного направленного вмешательства[12].

1.3. Конструкторско-проектировочный уровень:

  • анализ идей, утвердившихся в социальной среде и стереотипов общественного или корпоративного сознания;
  • анализ интересов лидирующих личностей, формирование «поля субъектов»;
  • анализ целевых функций организации, входящих в поле технологического воздействия и их интересов;
  • изучение характера деятельности СМИ, их целей и интересов;
  • изучение позиций силовых структур, их состояния и отношения к ним различных субъектов социальной системы.

1.4. Проектировочно-технологический уровень:

  • разработка цели, содержания и механизма каждого этапа;
  • определение структур и организаций – объектов воздействия, определение средств, необходимых для осуществления каждого этапа;
  • разработка технологии работы с «нужными» людьми (персоналиями), слоями, организациями;
  • разработка схемы взаимодействий и координации усилий, подготовка резервных вариантов и персон;
  • определение каналов контроля за ходом осуществления технологии;

2. Осуществление инфосоциальной технологии. На этом этапе происходит полевая реализация всей системы ИТ, в том числе:

  • технологизация социального пространства (подготовка кадров, слоев, организаций);
  • выведение из игры наиболее активных противников;
  • аккумуляция материальных средств или проработка каналов их поступления к исполнителям.

3. «Утилизация» технологии.

После осуществления всего комплекса технологических мероприятий необходимо перепрофилирование исполнителей или их расформирование с заключением договора с каждым субъектом о неразглашении им информации о реализованном технологическом процессе. В противном случае осуществление следующего цикла ИТ будет весьма проблематичным.

Резюмируя содержание этого раздела, еще раз в лапидарной форме отметим следующие основные положения.

Сущность и основная функция инфосоциальной технологии, как одного из основных продуктов аналитической деятельности, состоит в выявлении и использовании потенциалов социальной системы в целях ее оптимального функционирования с помощью совокупности методов и приемов информационного воздействия. Эти технологии по своему содержанию отличаются наличием алгоритмизированных средств и процедурных приемов формирования и реализации социальных программ.

В качестве цели технологизации информационного пространства обычно выступает достижение желаемого состояния объекта, ситуации в объекте либо изменение статуса субъекта относительно данного объекта. Данная целевая установка предполагает также коррекцию взаимодействий различного уровня между субъектами и прогнозирование ее последствий, а также контроль за реакцией на происходящие изменения со стороны когорт, входящих в состав различных целевых аудиторий.


[1] См.: Экспертные системы: состояние и перспективы. М.: Наука, 1998.- С. 182. 

[2] Бартоломью  Д. Дж. Стохастические модели социальных процессов.  М.: Прогресс, 1985.- С. 235.

[3]  Моделирование социальных процессов. / Э.П. Андреев. М.: Наука, 1970.- С. 48.

[4] Бахметова Г.Ш. Методы демографического прогнозирования. М.: Наука, 1982.- С. 95.

[5] См.: Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений.- М.: Наука, 1993.- С. 32.

[6] См.: Бестужев-Лада И. В. Указ. соч. С.41.

[7]  Толерантность – в данном контексте – адекватное (соответствующее истинному содержанию и целям) восприятие действий и их результатов различными людьми.

[8] См.: Есипова И. Коммуникационные стратегии и управление информацией. <http://www.ucrp.ru/busniess_dadjest/b_dadjest_14.htm>

[9] См.: Макиавелли Н. Государь.- СПб.: «Кристалл», 2001.- С.95-96

[10] См.: Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. – М.,1971;  Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс.– Самара, 1997; Власов А.И. Политические манипуляции.– М.,1982; Войтасик Л. Психология политической пропаганды.– М.,1981;  Волкогонов Д.А. Психологическая война.– М.,1983; Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.- М., 1999; Канетти Э. Масса и власть.– М.,1997; Лебон Г. Психология народов и масс.– СПб.,1898; Массовое сознание и массовые действия.– М.,1994; Московичи С. Век толп.– М.,1996; Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике.– М.,1995; Паренти М. Демократия для немногих.– М.,1990; Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы.– М.,1999;  Шиллер Г. Манипуляторы сознанием.– М., 1980;  Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор.– М.,1992 и многие др.

[11]  Данная структура разработана совместно с профессором Селивановым А.И. Подробнее см.: Курлов А.Б., Селиванов А.И. Ведение в методологию управления социальными системами и процессами. Уфа: Изд-во БАГСУ, 1995.- С. 22-25.

[12] В рамках этого уровня разработки ИТ предполагается формирование серии как «поисковых», так и «нормативных» прогнозных моделей развития ситуации. Подробнее см.: Антонюк Г.А. Социальное проектирование.- Минск: Наука и техника, 1988.- 128 с.; Араб-Оглы Э.А. Демографические и  экологические прогнозы. М.: Наука, 1978.- 197 с.; Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений,- М.: Наука, 1993.- 233 с.; Бестужев-Лада И.В. Поисковое прогнозирование: перспективные проблемы общества.- М.: Наука, 1984,- 271 с.; Горелова В.Н. Основы прогнозирования систем.- М.: Высш. школа, 1986.- 258 с.; Гражданников Е.Д. Экстрополяционная прогностика.- Новосибирск: Наука, 1988.-143 с.; Курлов А.Б. Методология социального моделирования. Уфа: «Автор-Проект», 2000.- 286 с.; Мартино Дж. Технологическое прогнозиро-вание.- М.: Прогресс.- 349 с.; Храленко Н.И. Философско-методоло-гические проблемы прогнозирования. Л.: Наука, 1980.- 281 с. и др.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля