Информационная аналитика в современном мире – это продукт ряда конструктивных, созидательных общецивилизационных тенденций, характеризующих развитие человеческого сообщества на рубеже веков и тысячелетий: процесса глобализации, тенденции к формированию приоритетов устойчивого развития общества средствами его информационного насыщения. Все эти сложные процессы порождают интенсивные информационные потоки, информационные всплески, отражающие противоречивый характер их взаимодействия.

В связи с данными явлениями был востребован новый информационный режим, который был реализован в значительном по масштабам секторе мирового информационного пространства. Его приметами стали эффект «Global village», глобализация информационных взаимодействий и появление не менее глобальных социально-информационных технологий управления и самоуправления в социуме.

Сущность понятия «новый информационный режим» заключается, прежде всего, в качественно ином уровне интеллектуализации информационного пространства, необходимом для устойчивого развития общества, повышения меры его управляемости, нейтрализации фактора стохастичности развертывания социальных процессов. Цель интеллектуализации заключается в создании системы производства и передачи на входы управляющих блоков социума смыслосодержащей (инструментальной) информации, максимально отвечающей задаче формирования и принятия управленческих решений[1].

Рассматривая, таким образом, признаки информационной аналитики, мы выделили в ее современной структуре базовую функцию – управленческую. Под управлениеммы понимаемтакую организацию процесса, которая направлена на достижение поставленной целипри наличии определенной информации о возможностях и технологии целедостижения. Информация в данном случае выступает как необходимый ресурс и средство управленческой деятельности, так как с ее помощью можно оценить состояние процесса и выделить его особенности, позволяющие принять адекватное решение, обусловливающее бесконфликтный переход процесса или явления в новое качественное состояние.

Информационная аналитика при этом реализует свою потенцию в получении новых знаний и информации с использованием своего главного инструмента – анализа. Таким образом, мы констатируем факт наличия одной из качественных сторон любой аналитической процедуры, которой является познание.

Но анализ сам по себе как познавательный процесс в системе информационно-аналитической деятельности недостаточен для решения всего комплекса задач. Он позволяет ответить на вопрос о стоянии предмета, но не дает информации о том, что необходимо сделать, чтобы изменить характер его развития в требуемом направлении. Поэтому анализ в системе ИАД приводит к законченному и продуктивному результату лишь тогда, когда он завершается разработкой рекомендаций, призванных изменить состояние предмета (явления, процесса). А рекомендации, если они приняты и становятся основой реальной деятельности, в конечном итоге преобразуют предмет, придавая ему новое качество.

Вместе с тем существуют и принципиальные различия между информационной аналитикой и научным анализом. Последний призван выявлять, прежде всего, фундаментальные, объективные закономерности изучаемой области, повторяющиеся существенные связи объектов, обобщенные параметры процессов и т.п. Информационная аналитика, опираясь на научное знание, чаще всего имеет дело с феноменальностью бытия, осуществляя оценку фактов и событий, прогнозируя их развитие с учетом не только обобщенных типичных параметров, но и целого спектра факторов, включая субъективно-личностные, случайные влияния, а также сознательные акции конкурирующих сил, противоборство интересов, активное вмешательство социальных технологий и т.п.

Существенную роль играет и фактор времени. Производство научного знания осуществляется в том специфическом режиме, который продиктован непредсказуемостью эвристических процессов познающего человеческого интеллекта, логикой и темпами научного дискурса. Информационная аналитика работает в режиме реального времени – времени жизнедеятельности своей предметной области (политики, экономики, бизнеса и т.д.) и в соответствии с темпом необходимых управленческих реакций на динамику событий, происходящих в данной области. Таким образом, наиболее эффективно фундаментальная и прикладная наука может выступать не в качестве одной из организационно-деятельностных структур информационной аналитики, а в качестве отрасли-донора, что выражается в концептуальной подпитке процесса ИАД научными разработками.

Тем самым анализ как процесс приобретает и вторую функцию – преобразование качествапредмета. Значит,этот процесс предполагает два вида деятельности: познавательную и преобразовательную. Если первая сторона носит в большей мере исследовательский, научный характер, то вторая явно тяготеет к сугубо практической сфере. Таким образом, ИАД по своей внутренней природе призвана обеспечить осуществление обеих указанных функций и способствовать эффективной реализации всей сложнейшей системы преобразующей инновационной деятельности, а именно:

  • во-первых, выявить свойства, качества предмета и выйти на уровень новых знаний о нем;
  • во-вторых, разработать на основе новых знаний о предмете (его качествах и свойствах) рекомендации, принятие и применение которых позволит изменить указанные свойства и качества.

Итак, мы рассматриваем информационную аналитикукак основание инновационной деятельности, которая обеспечивает исследование процессов, в силу чего данная деятельность принимает доказательный характер, а ее результатом является получение новых знаний о предмете. Последние являются необходимым и достаточным условием для конструирования предмета, т.е. изменения его качества в интересах субъекта.

И та, и другая сторона единого процесса информационно-аналитической деятельности предполагают два уровня: эмпирический и теоретический.

Аналитическая работа на эмпирическом уровне призвана обеспечить текущие потребности деятельности практических подразделений отдельных ведомств, органов, организаций, предприятий, то есть в большинстве случаев решает задачи в основном тактического уровня.

Теоретический же уровень предполагает решение проблем прежде всего прогностического характера, т.е. совершенно очевидно выходит на уровень решения задач стратегического свойства. Но теоретический уровень информационно-аналитической деятельности лишь тогда становится достаточно эффективным, когда он имеет прямой выход на эмпирическую базу.

Теперь рассмотрим аспекты целеполагания и направленности информационно-аналитической деятельности.

Мы уже отмечали, что ИАД имеет свой приоритет и свою значимость лишь в том случае, если она нацелена на решение конкретных задач, ибо она изначально предназначена для обеспечения эффективности (результативности, минимизации риска и т.д.) любой деятельности по управлению общественными, политическими, экономическими, техническими и иными процессами в обществе и государстве. Поэтому для любой организации (ведомства, органа, предприятия) аналитика приобретает ценность лишь в том случае, если она поддерживает инновационную деятельность в двух направлениях (уровнях).

Первое направление (уровень)информационноаналитическое обеспечение текущей деятельности самой организации или ее структурных подразделений. Это первичный, чаще всего сугубо тактический уровень самой информационно-аналитической работы. Ее познавательная компонента невелика, так как требуется в основном интерпретация данных и их оценка. Если и присутствует строго научный подход, то он не поднимается выше анализа основных тенденций, не затрагивая их детерминанты. Тем самым создаются ограничения и для преобразовательной стороны информационно-аналитической работы. Она ограничивается в основном выводами, оценками и, в лучшем случае, рекомендациями текущего порядка в рамках узко обозначенной темы.

Второе направление (уровень)аналитическое обеспечение руководства организации, необходимое для принятия управленческих решений, связанных с общими и конкретными проблемами ее деятельности в целом.

Очевидно, что содержание информационного обеспечения, как и любого вида деятельности можно раскрыть через такие понятия, как цель, субъект, объект, предмет и процесс.

Цель информационной аналитикисбор и анализ информации, необходимой для решения задач упреждающего управления проблемами, ее системная обработка и концептуализация, необходимая для формирования стратегий и технологий коммуникационного менеджмента.

Объектом этой деятельности выступает социальная информация, циркулирующая в определенных социальных пространствах и средах, свидетельствующая о состоянии и тенденциях развития тех или иных социокультурных, социохозяйственных, политических, организационных и др. процессов, а также отражающая структурную наполненность и аттрактивность уровней или форм сознания консолидированных субъектов информационного взаимодействия.

Предметом информационно-аналитической деятельности также является социальная информация, но она не безгранична, а локализована спектром проблем, актуализированных субъектом. Поэтому, предметная сфера аналитики включает в себя системы данных о лицах и их намерениях, событиях, фактах (признаках), явлениях, процессах и их связях с элементами проблемной ситуации (наличествующей или потенциально возможной). В качестве элементов данного проблемного (предметного) поля могут выступать общественное мнение, венчурный фон, сопровождающий тот или иной вид деятельности, информационная безопасность, различные кризисные явления в позиционировании социальных общностей и организаций, технологии, поддерживающие те или иные виды социальных отношений и организационного порядка и т.д.

Субъектом этойдеятельности являются специалисты, профессионально владеющие методами и техническими средствами осуществления информационно-аналитических процедур.

Процесс такой деятельности объединяет в единое целое все означенные выше процедуры информационных (поиск, сбор, накопление, обработка данных) и аналитических (предметное исследование проблемного поля и концептуализация полученных данных) практик, используемых для достижения поставленной цели.

Следует подчеркнуть, что информационно-аналитическая деятельность может успешно осуществляться только в том случае, если ей придается определенная организационная форма, которая объединяет в одно целое цель, субъекта, предмет и используемые средства. Такая интеграция и обеспечивает продуктивность процесса ИАД и самой инновационной деятельности.

Теперь более подробно рассмотрим основные компоненты структуры теоретико-методологической базыинформационно- аналитической деятельности.

Следует подчеркнуть, что предметом информационно-аналитической деятельностиявляется не только инструментальная компонента социальной информации, но и различные формы и феномены ее отражения в сфере общественного сознания, побуждающие людей к целеосознанным действиям по преобразованию окружающей действительности.Кроме того, предметная сфера ИАД может включать в себя отношения (явления, процессы), возникающие в обществе и государстве, по поводу политических, экономических, социальных, технико-технологических и иных вопросов. Конкретность и характер изучения этих отношений определяются сферой ответственности ведомства, организации, предприятия, целями и задачами, стоящими непосредственно перед этими звеньями государственных и негосударственных институтов.

Специфика ИАД заключается в том, что по своей природе она является исследовательской работой,что объединяет ее с научной деятельностью. Отличает же ее от строго научного производства то, что она координирует себя в сфере духовного и социального преобразования, т.к. призвана обеспечивать практические потребности юридических и физических субъектов.

Таким образом, между наукой и информационно-аналитической работой существуют родовидовые отношения. Попытки игнорировать этот факт приводят как минимум к двум последствиям:

  • при игнорировании практической направленности ИАД теряет свой прикладной компонент и становится дорогим излишеством в системе инновационной деятельности, тяготея к теоретическому дискурсу, но не имея возможности осуществить методологический прорыв в силу узости предмета научных изысканий;
  • при игнорировании научной стороны ИАД теряет свою доказательную базу и прогностическую направленность, становясь крайне ограниченным эмпирическим инструментом более чем спорного решения тех или иных тактических задач.

Таким образом, выбор методологических оснований ИАД обусловливается, во-первых, социально-философскими и общенаучными категориями, теоретическими топосами и принципами и совокупностью специальных коммуникационных исследовательских и технологических методов конструирования социального объекта, во-вторых. Их единство, как определенная совокупность знаний, и выступает в качестве методологической базы при разработке и внедрении тех или иных инноваций.

Интегративным методологическим инструментарием в данном случае выступает предметно-деятельностный подход. С его помощью появляется возможность не только вполне корректно описать и спрогнозировать поведение субъектов различной степени общности, но и рассматривать объект, который они (субъекты) представляют в качестве целостного системного конструкта, позволяющего воспроизводить социальную деятельность трех основных типов: познавательную, коммуникативно-информационную и преобразовательную (предметно-практическую).

Познавательная деятельность и ее результат в виде конструктивного инструментального знания выступает в качестве атрибутивного компонента системы внедрения инноваций. Именно знания дают возможность субъекту реализовать свои потенции «Демиурга» припереводе объекта в новое состояние.Тем самым аналитическая деятельность оказывает фундирующее влияние на появление нового качества в процессе развития социального модуля или системы.

Таким образом, познавательная деятельность, как один из трех основополагающих типов социальной деятельности, обеспечивает основу ИАД, определяя ее этапность и содержание, так как именно на этой стадии обеспечивается получение новых знаний о том или ином проблемном поле инновационной деятельности.

Предметно-деятельностный подход, как современная методология теоретического исследования социальных проблем и как основа практической организации деятельности, основан на ряде принципов, на которых мы кратко остановимся.

Принцип историзма предполагаетисследование многообразных форм детерминации, изменения и развития состояния конкретной общественной системы в прошлом и настоящем, отражаемого понятиями социальной памяти и опыта. Особое внимание при этом должно уделяться исследованию способов деятельности и иерархии ценностей субъектов различной степени общности, оказывавших влияние на состояние этих систем в различные периоды времени.

Принцип самоорганизации актуализируетспособность к изменению внешних и внутренних условий деятельности различных субъектов. Этот принцип отражает процесс активного влияния на качественное состояние обстановки в любой исследуемой системе, ее формирование и способность субъектов качественно совершенствовать собственную организацию. Только у самоорганизующейся системы есть собственная история (многообразие прошлого опыта), так как для нее существует время и возможность выбора единственной траектории развития из множества возможных. Именно поэтому для такой системы будущее остается открытым.

Принцип целостности (системности) фиксирует несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов. В познавательном аспекте это означает, что сложная социальная система в принципе не может быть описана исчерпывающим образом. Кроме того, отсутствует единственный (привилегированный) способ ее описания. При этом в исследование состояния системы органично включено знание о закономерностях самой познавательной деятельности, ценностные аспекты и факторы, целеполагающие деятельность человека. Данный принцип обеспечивает переход категории действительного в категорию возможного, что позволяет обеспечить развитие системы в будущем средствами опережающего отражения и целеосознанной деятельности субъектов.

Рассматриваемый деятельностный подход как раз и позволяет объединить эти общетеоретические принципы в единое целое на основе функционального момента человеческой деятельности как основы описания отношений между реальной и потенциальной действительностью с учетом возможностей их взаимоперехода. Если преобразовательная деятельность как практика составляет основу познавательной деятельности, то познавательная деятельность как развернутое отражение является основой преобразовательно-практической деятельности.

При этом функциональные связи являются продуктом и, одновременно, способом бытия общественных отношений, которые, в свою очередь, выражают специфическую форму системно-пространственной локализации и упорядочивания связей через принцип самоорганизации собственных элементов. И именно в этом проявляется системное свойство координации и субординации, упорядочивания и самоорганизации социальных и иных взаимодействий.

Кроме того, предметно-деятельностный подход позволяет пролонгировать новые состояния любой системы, в центре которой позиционирует себя человек – системы  экономического развития, экологической, технико-технологической, социальной системы и т.д. Эти образования, постоянно находясь в неустойчивом и переходном положении, имеют тенденцию к будущей определенности посредством вынесения вперед функциональных связей, сложившихся в прошлом. В этом и заключается идущая от прошлого через настоящее к будущему «предзаданность» развития как объективного процесса[2].

Всякие попытки игнорирования этого объективного процесса и неспособность или невозможность субъектов инновационной деятельности отразить этот процесс в его прошлом, настоящем и будущем являются одной из наиболее важных причин возникновения  противоречий, напряженности и конфликтности в обществе, превращения аналитических служб из звена, генерирующего новые инструментальные знания, в структуры, выполняющие конъюнктурные заказы.

Из истории России таких примеров можно привести более чем достаточно. После 1917 г. большевики, игнорируя естественный ход развития, решили перейти от рыночных отношений к внеэкономическому обмену. Однако в 1921 г., принимая НЭП, они же и подтвердили ошибочность такого подхода.

В 1991 г., после разрушения СССР, Егор Гайдар и его последователи оказались столь же недальновидными, сделав ставку не на разгосударствление и формирование многоукладной экономики, а на приватизацию как основу формирования новых собственников. Макроэкономическая политика, проводимая на протяжении последующих двадцати лет с удручающей последовательностью привела к весьма трагическим последствиям: ограблению и массовому обнищанию населения, экономическому кризису, потере своего внутреннего рынка.

Отсюда и вытекает основной принципиальный вывод – переход системы в новое качество должен сопровождаться не только новым знанием о новом состоянии, но и новой идеологией перехода в новое качество.

Таким образом, деятельностный подход как руководящий принцип стратегии аналитической и инновационной деятельности включает в себя общефилософские категории детерминизма, развития, отражения и общенаучные принципы историзма, самоорганизации и целостности.

Выделенные познавательная, коммуникативно-информационная и преобразовательная функции позволяют представить целостную композицию информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности: «данные ® объективная информация ® инструментальные знания. Последний блок является не только результатом ИАД, но и необходимым условием продуктивной инновационной деятельности и, одновременно, ее главным ресурсом.

Благодаря новому знанию процесс нововведений получает аттрактивность и переходит на качественно новый уровень. В силу этого возможно появлениеорганизационного звена, которое сознательно и научно обоснованно переходит от действий в сфере известного к сфере неизвестного, реализуя тем самым потенцию социальной материи к опережающему отражению. Новое знание – это еще и способ разрешения возможного в будущем противоречия между внешними и внутренними условиями деятельности. Оно (разрешение) может выражаться в прогнозировании и реализации новых организационных состояний системы, разработке и проверке на локальном уровне принципиально новых способов организации социальной деятельности.

Именно такой подход и позволяет достичь основной цели прогноза – выиграть время для принятия решения на основе предвидения возможных в будущем позитивных и негативных тенденций и указать возможные способы деятельности в этих только нарождающихся качественно новых условиях.

Новое знание – это и предвидение различных организационных состояний социальной системы или ее модуля в будущем и новых способов деятельности по их достижению. В этом и состоит смысл сознательного перехода от преобразований известного к снятию неопределенности в преобразовании будущего.

Иными словами, новое знаниеэто инструмент целеосознанного изменения организационных состояний социума, критериев его оценки и новых способов деятельности в прогнозируемых условиях.

В связи с этим необходимо уяснить, что общество живет в мире проблем.Они, как часть вечного движения жизни, будут исчезать, появляться и постоянно обновляться. Их появление, существование, развитие и исчезновение подчинено определенному закону. Проблемы в сознании общества носят подвижный характер. Они то увеличиваются в своем количестве, становясь острыми, насущными, порой взрывоопасными, парализуя общественное сознание, то уменьшаются и уходят на второй план. Именно возникающие или могущие возникнуть проблемы становятся важнейшим объектом информационной аналитики. Именно они порождают в системе управления актуальные цели и связанные с ними задачи, требующие исследования и разрешения.

Эти проблемы в основном появляются при осознании разрыва между желаемым и действительным и в процессе стремления к желаемому. Отношение к проблемам как к строго закономерному процессу общественной жизни позволяет провести классификацию и выявить связи между ними, образуя своего рода карту проблем какого-либо развивающегося объекта.

Данная проблемность ситуации, безусловно, является атрибутом предмета аналитики. Более того, она и обусловливает само существование аналитики и постоянную актуализацию ее методов на фоне того или иного проблемного поля. Процесс разрешения проблем, их снятия может быть представлен в виде следующей последовательности действий:

  • составление карты проблем выбранного объекта, которая будет иметь две координаты: вид и уровень (чаще всего в аналитической деятельности это проявляется в виде перечня тем аналитических исследований по конкретной проблеме);
  • очередность (выявление ведущих, насущных, не терпящих отлагательства проблем) так как опоздание с решением того или иного вопроса ведет к появлению опасностей и угроз как «неожиданного» явления;
  • моделирование развития ситуации и ее возможного воздействия на обстановку в целом;
  • выбор наилучшего пути решения проблемы.

Каждая из составных частей предполагает задействование определенных методов работы. Тем самым мы получаем конкретную методологическую позицию, которую определяем как проблемный подход в методологии информационной аналитики.

Вместе с тем необходимо учитывать, что проблемы так же тесно взаимосвязаны друг с другом, как и явления общественной жизни. Решение какой-либо проблемы неизбежно носит двойственный характер: во-первых, способствует решению проблемы более высокого порядка; во-вторых, порождает новые проблемы. Данное положение выводит нас на другую методологическую позицию аналитики системный подход, на существе которого необходимо остановится более подробно.

Итак, системный подход, который в свое время существенно способствовал становлению нового мышления, основанного на принятии позиций и императивов всеобщих взаимосвязей, а также привел к становлению новой эпистемологии, был в основном представлен в следующих фундаментальных трудах:

  • тектологии или «Всеобщей организационной науки» Александра Богданова (1907)[3];
  • общей теории систем Людвига фон Берталанфи (1945)[4];
  • праксеологии Тадеуша Котарбиньского (30-40 годы ХХ века)[5].
  • кибернетики Норберта Винера (1948)[6] и ряде других.

Системный подход представляет собой комплекс методологических положений и научно обоснованных процедур, позволяющих частично формализовать исследование сложных объектов, рассматриваемых в качестве упорядоченных целостностей. Благодаря ему появляется возможность оптимизировать процессы управления такими объектами и разработать алгоритмы решения слабо-формализованных проблем. Основная практическая задача системного подхода состоит в разработке методов исследования, проектирования и конструирования сложноорганизованных объектов.

Этот методологический инструмент предусматривает использование известных, достаточно общих теоретических построений для описания и формализации принципиально новой, возможно проблемной ситуации. Такой подход применяется в тех случаях, когда структура, сущностные характеристики и многие функции объекта на начальном этапе его изучения неизвестны, и целью исследования является их выявление.

Допустимость применения системного подхода в информационной аналитике опирается на следующие гипотезы. Во-первых, предполагается, что сложная структура объекта и недостаточная проявленность его связей со средой имманентно присущи исследуемому объекту, а цель исследования может быть достигнута несмотря на то, что структура и взаимосвязи объекта со средой неизвестны на начальных этапах его изучения. Вторая гипотеза состоит в том, что исследуемый объект, его структура, свойства, сущностные характеристики и основные взаимодействия не зависят от представлений о них конкретного исследователя, а задача состоит в их изучении и формализации. В-третьих, предполагается, что исследуемый объект, его структура, свойства, основные характеристики и функции существенно не нарушаются и не изменяются под воздействием процедур, применяемых в процессе исследования.

Теоретико-методологической основой реализации системного подхода при исследовании сложноорганизованных объектов, решении слабоформализованных проблем и задач в различных отраслях научной и практической деятельности человека является системный анализ.

Он нацелен на поэтапное исследование элементов, структуры и функций объекта, уменьшение (преодоление) неопределенности содержательного описания проблемной ситуации, формализацию проблемы и постановки задач, которые на начальном этапе исследования обычно недостаточны для адекватного применения известных строго формализованных методов и алгоритмов. Такой анализ, как правило, начинается с интуитивной, лишь в общих чертах сформулированной проблемы или слабоформализованной постановки задачи, а заканчивается выработкой решений, которые во многих случаях оптимизированы путем применения строгих математических методов и формализованных критериев.

Системный анализ любого объекта или проблемы выполняется поэтапно. В упорядоченной последовательности логически обоснованных этапов системного анализа можно выделить следующие, на каждом из которых решаются как познавательные, так и проектно-конструкторские задачи.

  1. Постановка проблемы (задачи), формулирование генеральной цели и критериев функционирования системы.

Адекватное, корректное и точное формулирование реально существующей проблемы (задачи) и генеральной цели системы – принципиально важный и необходимый этап системного анализа в любой области деятельности. Формулирование генеральной цели и выработка системно согласованных критериев эффективности функционирования объекта представляют собой сложную логическую процедуру. Генеральная цель, приоритеты и критерии функционирования системы формулируются исходя из анализа ее взаимоотношений и взаимодействий с окружающей средой (внешними системами).

На данном этапе собирается и анализируется информация о взаимосвязях исследуемой проблемы с другими проблемами, имеющими отношение к изучаемому предмету.

  • Формализованное описание объекта как системы, анализ его структуры, декомпозиция генеральной цели.

На этом этапе сложноорганизованный объект представляется как система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, вырабатывается адекватное, формализованное описание ее структуры, анализируются взаимосвязи и взаимодействия между ее элементами. Если в технических системах состав подсистем, как правило, определен, то в экономических и социальных системах структурные компоненты не лежат на поверхности, характер их функционирования и взаимодействий значительно сложнее и не столь очевиден. Социальные системы представляют собой иерархические образования, и рассмотрение уровней этой иерархии во многих случаях позволяет адекватно описать структуру данных объектов.

Декомпозиция генеральной цели предполагает формулирование целевой функции развития объекта – ее представление в виде закономерной последовательности состояний, которые должен достичь объект в процессе развития. При такой декомпозиции цели вырабатываются и формализуются по принципу так называемого «дерева целей» системы. Задача строгой формализации генеральной цели связана также с анализом допустимых методов и средств ее реализации с использованием имеющихся ресурсов.

3. Выявление и анализ ресурсов развития объекта, оценка средств целодостижения.

Этот этап предполагает адекватное, формализованное описание существующей технологии и потенциала объекта, состояния его ресурсов, реализуемых и запланированных проектов, возможностей взаимодействия с другими системами и т.д. Оценивается соотношение целей и средств их реализации, на этой основе строится функциональная структура каждой лимитирующей подсистемы и осуществляется композиция их целей, что обязательно предполагает соотнесение с возможными вариантами развития объекта, но еще не означает выбора конкретного наполнения его функциональной структуры.

4. Анализ условий, ограничивающих решение проблемы (задачи), функционирования и развития системы.

На данном этапе исследования анализируются, а при необходимости уточняются и формализуются условия, описывающие ограничения эндогенных параметров системы; условия, определяющие ограничения ресурсов, допустимых внешних воздействий; условия, ограничивающие допустимые управляющие воздействия на систему, и ряд других.

Игнорирование указанных условий во многих случаях приводит к неадекватной постановке проблемы (задачи) или к исследованию абстрактной системы, которая не гомоморфна реальному объекту.

5. Генерация, анализ и оценка вариантов.

На этом этапе оценивается соответствие «дерева целей» системы имеющимся ресурсам, методам и средствам достижения поставленных целей. Осуществляется выбор наиболее предпочтительных целей и исключение тех, достижение которых невозможно из-за каких-либо ограничений. Вырабатываются и оцениваются различные варианты достижения взаимосвязанного «дерева целей» системы. При этом оцениваются как вероятность достижения каждой цели, так и необходимые ресурсы.

6. Анализ состояний системы, прогнозирование будущих условий ее функционирования и развития.

Детальный анализ процессов функционирования и прогнозирование развития системы возможны только после того, как исследована ее внутренняя структура и функции, проанализированы ретроспективные состояния системы. На данном этапе системного анализа учитывается вся информация, собранная на предыдущих этапах. Для прогнозирования развития объекта необходимо формализованное описание желаемых будущих ее состояний и возможных состояний системной среды, анализ основных социальных и экономических факторов, существенно влияющих на развитие системы.

В ряде случаев целью системного анализа является реорганизация объекта или органа его управления, либо создание новой системы, способной обеспечить решение поставленных задач и достижение целей развития.

7. Анализ рисков, выработка оптимальных режимов функционирования и сценариев развития.

Принятие решения о выборе того или иного режима функционирования системы, сценария ее развития связано с анализом возможных негативных (опасных или нежелательных) последствий реализации каждого режима или конкретного сценария развития. Игнорирование возможных рисковых ситуаций, либо ошибки такого анализа могут привести к необратимым негативным последствиям[7].

Завершая рассмотрение методологии системного анализа, отметим, что в общей теории систем разработаны следующие актуальные для решения задач информационной аналитики методы исследования сложных объектов: структурного и структурно-функционального анализа, декомпозиции генеральной цели и построения «дерева целей», методы разработки сценариев развития, экспертных оценок и ряд других. Здесь уместно и целесообразно отметить, что во многих системных исследованиях наряду с данными методами эффективно применяются предметно-ориентированные методологические инструменты. Последние были разработаны до появления системного подхода, но получили, благодаря нему, новые плодотворные применения.

Таким образом, методология системных исследований существенно расширяет многообразие областей применения предметно-ориентированных методов. Отмеченное обстоятельство является еще одним важным аргументом в пользу применения системного подхода в аналитической деятельности.

Важно отметить и такую особенность: проблемный и системный подходы составляют диалектическую пару. Если проблемный подходпредставляет собой реакцию сознания субъекта на внутренние и внешние изменения системы и отражает текущее состояние объекта, то системный подходраскрывает закономерность его строения и развития. При проблемном подходе мы чаще всего с точки зрения прогностических интересов выходим на тенденцию развития,при системном – на закономерности развития.Гармоничное сочетание этих двух подходов позволяет средствами информационной аналитики выходить на закономерности развития общественных процессов и тем самым вооружать управленцев и субъектов инновационной деятельности любого уровня прогностической продукцией, работающей на упреждение.

Таким образом, в сфере ИАД мы выделили ряд методологических императивов, которые обеспечивают  реализацию научно-исследовательского и научно-практического процессов. В качестве таковых, в первую очередь, рассматриваются системный, предметно-деятельностный и проблемный подходы.

В их рамках метод выступает как способ построения и обоснования системы научных, инструментальных знаний. Иначе говоря, метод в наиболее общем виде – это совокупность приемов, способов и операций по достижению определенных результатов в практической и познавательной деятельности людей.Без приложения к исследуемому материалу при решении конкретных задач и достижении поставленных целей метод не приносит приращения знаний, теряет свои инструментальные свойства. Но при умелом выборе и профессиональном применении метод помогает аналитику находить правильный путь в исследовании изучаемой темы, рационализирует его познавательную деятельность, обеспечивает ее эффективность, способствует систематизации и оценке накопленных предшественниками и самим аналитиком фактов и данных.

Постоянно углубляющийся процесс взаимосвязи различных научных отраслей приводит к тому, что методы, применяемые в одних науках, все более широко используются в других. Повышение уровня абстрактности современной науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследования. Особенно важна эта проблема в тех исследованиях, которые выполнены с широким применением средств формализации. В связи с этим стала закономерной разработка специальных методов интерпретации данных.

Сложившаяся на сегодняшний день система методов научной и научно-практической деятельности столь же разнообразна, как и сама наука и практика. В этом многообразии можно выделить экспериментальные и теоретические, эвристические и алгоритмические методы. Но это не единственная классификация методов. В основе иной классификации могут лежать различия методов качественного и количественного изучения реальности и т.д.

Столь значительное многообразие методов научно-исследовательской и научно-практической деятельности, как и сама творческая природа научного дискурса, делает весьма проблематичной возможность построения единой теории методов, т.е. теории, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных методов. Поэтому реальным предметом методологического анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих методов, выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных методов в аналитическом исследовании.

Методы, применяемые в аналитических исследованиях, условно можно разделить на две большие группы:

– сравнительно-исторические методы;

– эмпирические методы.

К первой группе относятся следующие методы:

– исторического описания;

– конкретного анализа;

– сравнительный;

– периодизации;

– цикличности;

– хронологический;

– проблемно-хронологический;

– ретроспективный;

– прогностический и др.

Кратко рассмотрим некоторые из этих теоретико-инструментальных форм получения конструктивного знания.

Сравнительно-исторические методы дают возможность изучать процессы, явления и факты как в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли и действовали, так и в их качественном изменении на других этапах развития. Они необходимы для анализа неоднократно повторяющихся явлений, применимы для сравнения общественно-политических и социально-экономических процессов, имеющих генетическое родство, действующих в единой исторической ситуации, но не связанных прямо по происхождению. Эти методы дают возможность сравнивать отдельные этапы и периоды развития того или иного процесса, а также выявить закономерности его функционирования.

Сутью проблемно-хронологического метода является расчленение более или менее широкой темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологическом порядке.

Метод ретроспективного анализа процессов и явлений способствует реализации прогностической функции аналитики, так как возможность заглянуть в будущее тесно связана с умением делать выводы из предшествующего и современного развития, распознать его закономерности.

Такое же значение имеет и циклический метод, представляющий собой выявление порядка фаз, временных ритмов, периодичности какого-либо процесса. Здесь возможно не только получение необходимой для анализа информации, но и установление некоторых ритмических закономерностей в развитии объекта.

Вторая группа методов – эмпирические – особенно бурно развивалась на рубеже ХIХ-ХХ веков, в том числе и в области политических и социальных исследований. Вызвано это было практической потребностью в объективных знаниях о социальной действительности. Особенное значение в эмпирических исследованиях стало придаваться проблеме социального, политического поведения; исследованию общественного мнения, политической культуры и влияния различных факторов на ход тех или иных общественных процессов; структурно-функциональному анализу социальных структур и институтов и т.д.

Для проработки как вышеперечисленных проблем, так и многих других используются методы эмпирической социологии и социальной психологии, интенционально ориентированных на тот или иной спектр прикладных проблем, в частности:

– наблюдение;

– эксперимент;

– изучение документов;

– моделирование;

– анкетирование и опрос населения;

– интервьюирование;

– беседа;

– анализ статистических материалов;

– контент-анализ;

– генетический анализ;

– построение когнитивных карт и др.

Мы не будем рассматривать специфику и направленность этих форм эмпирического познания, ибо подробное описание указанных методов присутствует в любом учебнике по социологии.

Резюмируя содержание этого раздела, позволим себе сделать некоторые выводы, имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение.

Во-первых, информационно-аналитическая деятельность представляет собой единый процесс, направленный на достижение системной цели – гармонизация нововведений, де- ре- и трансформирующих систему общественного производства.

Во-вторых, вне системы инновационной деятельности, вне практической востребованности ИАД становится дорогим и обременительным делом. С другой стороны, инновационная деятельность без должного аналитического сопровождения принимает характер волюнтаризма и безответственности.

В-третьих, исключительное положение занимает личность аналитика, профессионализм которого обеспечивается владением опытом в конкретной области аналитической работы и научным багажом знаний, умением применения конкретных методов и их совокупности при решении конкретных задач.

В-четвертых, в современных условиях, когда информационные системы становятся определяющими в развитии всех сторон жизнедеятельности общества, усиление аналитической компоненты становится одним из важнейших условий социальной, экономической и др. эффективности инновационной деятельности любого уровня.

И, последнее, в современном обществе социальная информация представляет собой неисчерпаемый ресурс развития человека, какого-либо социального модуля и общества в целом[8]. Информационно-аналитическая деятельность, используя этот ресурс, превращает его в систему инструментальных знаний, необходимых и достаточных для осуществления актуальных и эффективных инновационных процессов как на локальном, так и на социетальном уровнях.

Это обстоятельство и актуализирует проблемное пространство, исследованию которого посвящен материал, представленный в следующем параграфе этой монографии.

 

§3. Аналитика как инструмент управления социальной

информацией: методологические аспекты

Само понимание содержания информационно-аналитической деятельности как отражения усложняющихся процессов, затрагивающих сферу государственного стратегического и тактического управления и безопасности, трансформируется в направлении повышения уровня обобщения фактов, вскрытия более глубоких и долгосрочных тенденций развития общества и государства, преобладания упреждающего характера информационной продукции, роста обоснованности выдвигаемых рекомендаций, а также совершенствования технологий анализа и оформления результатов этой деятельности. Это обусловлено тем обстоятельством, что потребность различных социальных субъектов в информации становится все более конкретной, адресной, глубокой. В связи с этим информационно-аналитическая деятельность должна все полнее учитывать целый ряд объективных факторов устойчивого и долговременного характера, непосредственно затрагивающих весь спектр социальных проблем. Постоянный рост, чрезвычайная сложность, высокая активность и динамизм политических, социальных, экономических и других процессов, происходящих в России и в мире в целом, требуют принятия обоснованных управленческих решений по все более широкому кругу динамичных ситуаций. Данные закономерности отражают факторы, которые придают информационно-аналитической деятельности все более выраженный теоретический характер при сохранении ее общей прикладной направленности. При этом резко возрастает значение фактора времени, ставя проблему постоянного контроля и анализа ситуации, что лишь и может стать гарантией профессионализма и оперативности информационно-аналитической деятельности.

Следовательно, нуждается в переосмыслении построение системы организации самой аналитической деятельности соотносительно с задачами различных социальных субъектов, определение ее роли, места, целей и функций в системе различных форм деятельности, задействованных в выработке управленческих решений.

Полагать, что существующее информационное управляющее воздействие в обществе бессистемно и хаотично, как это может показаться на первый взгляд, неверно. Использование информации в реальной практике социального управления основывается на нескольких вполне определенных принципах, которые лежат в основании информационно-управляющей деятельности различных социальных субъектов. Выделим основные из них: принцип социальной значимости (целесообразности), принцип направленности (аттрактивности) информации. Кроме того, необходимо отдельно выделить совокупность принципов организации информации, используемых в целях социального управления, которые учитывают базовые свойства социальной информации.

Принцип социальной значимости информации означает жесткую привязанность информационного взаимодействия конкретного социального субъекта к его жизненным целям тактического и стратегического свойства. Это означает, что информация используется им как минимум для выживания, а в более общем виде – для оптимизации собственного функционирования и развития. То есть субъективная информация формируется и транслируется во вне не как объективно-истинная, но, в первую очередь, как социально-значимая, окрашенная в ценностно-смысловые тона и имеющая соответствующую сообразность конкретной социальной цели того или иного субъекта деятельности. Этот принцип представляется основным, поскольку объясняет причинно-обусловленные основания социально-информационного взаимодействия. С одной стороны, это позволяет искать пути формирования оптимальных для данного социального субъекта форм информационного взаимодействия, с другой — по наличным формам коммуникации исследовать его природу и цели.

Принцип направленности информационного воздействия. Субъектами информационных взаимодействий всегда выделяются определенные целевые аудитории и разрабатываются соответствующие механизмы адресного информационного воздействия. Опыт показывает, что можно выделить два типа направленной ориентации информации — активное и пассивное. Под активным чаще понимается директивное, приказное информирование с установкой на исполнение. Пассивное предстает в форме информационного предложения, не обязывающее субъект к принятию какого-либо решения. В первом случае активной стороной является поставщик информации, во втором случае — активность по анализу информации и реагированию на нее должна исходить от потребителя. Причем, активная сторона, особенно в первом случае, должна сформировать некую структуру, способную придать четкую направленность информационным потокам. Во втором случае необходимо отслеживать реакцию людей на транслируемые модусы данных и корректировать интенсивность коммуникативного прессинга в зависимости от их тональности.

Принцип учета организационных свойств информации предполагает умелое использование указанных выше свойств в плане обеспечения оптимальных условий для функционирования тех или иных социальных субъектов. Например, субъект, обладая полной информацией, транслирует ее в усеченном виде. Это может обусловить искажение информационного процесса и ориентировать его в субъектно-выгодных формах. Этот принцип является основным организующим началом при использовании информации в качестве ресурса и средства управления.

Необходимо выделить и обобщить типы механизмов управления при помощи и/или на основе информации.

1. Прямое информационное воздействие на объект с целью формирования или изменения его позиции по какому-либо вопросу, отношения к какому-либо событию. Здесь предполагается, что конкретная информация, доведенная до объекта воздействия, в активном либо пассивном режиме вынуждает его к тем или иным действиям и реакциям на то событие, о котором свидетельствует данный информационный сюжет. Это может быть реакция самого различного социального свойства — от исполнения приказа до прямой защиты от возникшей угрозы безопасности.

2. Различные типы косвенного воздействия (через влиятельных лиц, через близких, через общественное мнение и т.д.). Иными словами, до объекта – потребителя информация доводится не напрямую, а опосредовано, путем целенаправленно сформированного в значимом для него социальном окружении информационного фона. Понятно, что этот способ информирования предполагает кропотливую работу по анализу механизмов интерпретации сведений в различных социальных средах.

3. Постепенное формирование мнения путем подготовительных информационных материалов, посредством серии скоординированных по времени блоков транслируемой информации. При принятии управленческих решений вопрос обычно изучается в его ретроспективе и вариантах аналогичных ситуаций, что является дополнительным аргументом для принятия решения. Поэтому средствами информационных технологий заранее готовится почва для планируемого решения. Здесь происходит управление проблемой посредством заранее сформированного пакета информации, которая постепенно «сгружается» потребителю, и когда приходит та информация, которая требует принятия решения, он уже готов к ее восприятию. Нужно отметить, что в данном случае объект информационного воздействия порой получает превратное, либо ангажированное представление об истории предмета, склоняющее его к принятию решения, нужного для инициаторов этого проекта.

4. Скоординированная по времени совокупность различных информационных потоков, официально исходящих из различных источников информации. Речь идет о том, что принятие серьезных управленческих решений обычно сопровождается многосторонним изучением вопроса из разных источников информации, пользующихся различной степенью доверия субъекта. В зависимости от этого формируется программа по доведению информации до объекта через различных акторов, каждому из которых отводится своя роль в коммуникационном процессе. При этом делается все для того, чтобы блоками «нужной» информации были перекрыты все возможные каналы поступления данных, не допуская проникновения внеплановой (в том числе альтернативной) информации. Здесь также важен учет различных идеологических, мировоззренческих, экзистенциальных установок действующих акторов, знание степени доверительности и реакции на различные информационные источники у потребителя информации.

5. Формирование доверительного для данного социального субъекта источника информации, через который впоследствии транслируются потоки данных. Это не информационная, а больше социальная технология подведения под нужный объект источника информации чаще всего используются в политике и спецслужбами.

6. Формирование или трансформация ценностно-целевой матрицы социального субъекта, в том числе и общества в целом, посредством направленного, постоянно действующего информационного потока с целью оптимизации восприятия определенного типа информации. Это очень сложная процедура, которая сродни процессу перевоспитания. Она предстает как переструктурирование матрицы интерпретации информации социальным субъектом. Фактически это означает трансформацию смысловых контекстов интерпретации информации. Этот механизм чрезвычайно эффективен потому, что в дальнейшем не требует работы по коррекции отдельных фрагментов информации, поскольку она производится самим объектом воздействия в нужном для субъекта информационного прессинга русле.

7. Внедрение определенных закономерностей функционирования информационных полей и потоков посредством различных технико-технологических и информационных продуктов и их широкого распространения. Этот, казалось бы, чисто технико-технологический момент на самом деле несет в себе также большую качественную нагрузку. На деле этот метод позволяет сформировать информационные поля и потоки таким образом, что они автоматически (на техническом или программном уровне) делают возможным лишь единственный тип информационного взаимодействия и снижают возможность или полностью исключают другие его формы. Тем самым формируется принципиально новая социально-информационная реальность.

Понятно, что соответственно решению информационных задач, стоящих перед тем или иным социальным субъектом, формируются информационные структуры и инфраструктуры, разрабатываются специализированные информационные технологии.

К информационным структурам сегодня относятся глобальные информационные системы (телекоммуникации, телефон, СМИ, Интернет). Они предназначены для передачи информации вербального и визуального содержания любого типа (событийной, научной, художественно-образной, регулятивной и т.д.). Естественно, что они сами, во-первых, задают возможности коммуникации (например, с их помощью нельзя передать вкусовую или тактильную информацию). Во-вторых, эти возможности активизируют информационные процессы в разных сферах общественного бытия. В особенности они расширяют возможности распространения информации событийного типа. И, наконец, в-третьих, особенно важно отметить, что потребности информационного воздействия конкретных социальных субъектов приводят к определенным векторам развития информационных систем, задавая направления их целевого изменения, то есть, влияют на формирование информационной инфраструктуры общества.

Второй аспект применительно к каждому из перечисленных механизмов социального управления на основе информации связан с разработкой социальных технологий, использующих безграничный информационный ресурс. Чаще всего эти инфосоциальные технологии носят прикладной характер и ситуативны в зависимости от стоящей задачи. Но в соответствии с имеющимися технико-технологическими возможностями распространения информации эти технологии сегодня активно развиваются и совершенствуются, все более приобретая статус универсального средства социального управления[9].

Завершая рассмотрение методологических оснований современной информационно-аналитической деятельности, еще раз подчеркнем, что представленные в этой главе положения презентуют социально-философский формат концептуализации аналитических практик, осуществляемых субъектом с целью получения, удостоверения и практического использования инструментальных знаний. Последние находят широкий спектр применений в многочисленных структурах наличного информационного пространства, стимулируя или ингибируя различные процессы, происходящие в его рамках. Благодаря ним постоянно воспроизводится новая социальная информация, выступающая в качестве неисчерпаемого ресурса интеллектуально-знаниевой и практически-преобразующей деятельности человека.

Актуализируя значимость указанного ресурса, в следующей главе мы предлагаем результаты онтологического анализа, раскрывающие структуру и специфику системы объекта современной информационной аналитики.


[1] См.: Cляднева Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // «Факт» №6, 2006. <http://www.fact.ru/current/ slyadneva. shtml>

[2] Эти закономерности будут подробно рассмотрены в разных ракурсах и аргументированы  ниже. См. главу 5 этой книги.

[3] Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х т.- М.- Т. I, 1913; Т.II, 1917.

[4] Bertalanffy, L. von, Zu einer allgemeinen Systemlehre. Blätter fűr Deutsche Philosophie, 18, Nos. 3, 4, 1945; Bertalanffy, L. von,  General Systems Theory. Braziller, New York, 1968.

[5] Kotarbinski Т. Praxiology. An Introduction to the Sciences of Efficient Action. Oxford, 1965.

[6] Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1982; Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1961.

[7] Проблемам рисковой (венчурной) деятельности, как одной из предметных областей информационной аналитики посвящен раздел 6.2 этой монографии.

[8] Об этом подробнее см.: Курлов А.Б., Петров В.К. Теория социальной информации. -Уфа: БашГУ, 2003.- 126 с.

[9] Типологию, структуру, целевые функции и этапы осуществления инфосоциальных технологий мы подробно рассмотрим ниже, см.: раздел 6.4 этой книги.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля