Российские «университеты» с самого своего возникновения представляли собой многопрофильные высшие училища (мультиинституты), готовящие к разным родам гражданской государственной службы. Их задача состояла в том, чтоб дать знания, необходимые чиновникам для службы, а также привить характерные для чиновников психологические качества и, наконец, наделить выпускников классным чином. Этим занимались преподаватели и университетская полиция, которые сами были чиновниками и были включены в систему сдач и раздач. Студенты тоже были своеобразными неофициальными госслужащими, чья учеба и подчинение дисциплине воспринимались как работа на государство. Таким образом, российская школа до революции развивалась по модели модернистского образовательного раздатка.
После горячки первых лет революции в СССР была возрождена эта модель, только в советские годы образовательный раздаток стал массовым. Раздаточными вузами были и советские университеты. Однако они приобрели другую социальную функцию по сравнению с дореволюционными: в основном они готовили научно-педагогические кадры для других вузов, а также педагогов техникумов и старших классов школы и, кроме того, инженеров (к второстепенным функциям можно отнести подготовку региональной политической элиты, а также национальных интеллигенций в нацреспубликах России и СССР). Советские университеты, следовательно, были раздаточными педагогически-техническими мультиинститутами (учреждениями массового образовательного раздатка). Они управлялись министерством и были включены в административный раздаток страны. По плану они принимали абитуриентов и по плану сдавали специалистов, которых государство распределяло по рабочим местам. Сами учеба и преподавание в них тоже были организованы плановым образом и основаны на принудительном служебном учебном и преподавательском труде и использовании служебной госсобственности. В ходе преподавания и учебы создавались потоки сдач и раздач. Главные раздачи советского университета студентам — высшее образование как правовой статус, открывающий путь к определенным должностям, знания, которые необходимы на этой должности, а также условия для учебы (прописка, отсрочка от учебы в армии, предоставление общежития, стипендии и т. д.). Право это спускалось сверху, где решалось, скольким претендентам может присвоить квалификацию тот или иной вуз. Знания стекались из академии наук, других вузов, производились преподавателями самого университета, с тем чтобы стать ресурсом, раздаваемым преподавателями студентам.
Существовали в советских вузах и компенсаторные механизмы, вводившие в образовательные практики элементы гумбольдтовского университета.
В 1970—1980-е годы с разложением СССР в образовательном раздатке появляется сегмент административного псевдорынка и сборов сословной ренты, ставший основой для коммерциализации российских университетов в постсоветскую эпоху.