Друзья, перед вами даже не столько отзыв, сколько исследование, в котором переплелось настоящее и выдуманное, литературные герои и совершенно реальные люди. В своей статье читательница Ирина С. рассказала о том, какие чувства вызывала повесть Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната» у современников на примере судьбоносного случая с видным русским поэтом-символистом Константином Бальмонтом.

Это повесть давно стояла в моем списке книг к прочтению, причем она всегда почему-то отодвигалась и отодвигалась: понятно — никуда она не денется, классика же. А попала она туда очень давно и неспроста. В памяти надолго застряла история, услышанная мной случайно. В какой-то научно-популярной передаче по телевизору шел рассказ о Льве Толстом, его влиянии на человечество. Причем это были времена начала нулевых, «когда деревья были большими», а интернет — по карточкам.

В передаче была брошена вскользь фраза о том, что «Крейцерова соната» оказывала на читавших ее очень сильное влияние. Причем не только на современников конца XIX века, но и на последующие поколения читателей. И вот, типа, был даже такой поэт, который, прочитав эту повесть, когда она была только напечатана, выбросился из окна. Не помнила я, правда, что это был за поэт, возможно просто не расслышала, но факт того, что из окон вываливаются поэты, будоражил. А «гештальт» этот подкреплялся тем, что не читала я эту повесть. Периодически при упоминании «Крейцеровой сонаты» я вспоминала, что да, я помню, что ее надо прочесть, чтобы разобраться, что ж в ней было такого, что чья-то чувствительная душа расхотела жить.

При виде сурового Льва Николаевича на заставке марафона «Классная классика» для меня стало очевидным – час «Крейцеровой сонаты» пришел (а то уже и Лев Николаевич бородой потрясывает в мою сторону).

Благодаря марафону «Классная классика» я постаралась разобраться с этим таинственным произведением, что в нем такого, и кто тот погибший поэт.

Ну, сразу скажу, благодаря современных поисковым технологиям гугла, почти сразу удалось найти имя поэта, им оказался Константин Бальмонт и слава богу! он не погиб. Он выбросился из окна, но видимо божественное провидение спасло его для потомков (а может и то, что этаж был только третий).

А причины расхотеть жить у Бальмонта были. Об этом можно узнать из его биографии. Вкратце коснемся ее — до того места, где жизнь поэта чуть не прервалась от столкновения с «Крейцеровой сонатой» Льва Толстого.

Константин Бальмонт родом из Шуйского уезда Владимирской губернии, он родился в семье, где было семеро детей, в 1867 г. ( третий ребенок). Папа был юристом, а мама была родом из литературной семьи, где не только любили литературу, но и занимались ею профессионально. Мать семейства не только участвовала в литературных вечерах и спектаклях, но и организовывала их сама.

На Константина оказали влияние все его близкие, но именно от матери, как писал поэт позже, он унаследовал «необузданность и страстность, душевный строй». Мама познакомила его с миром словесности, поэзии, истории. Бывало, что в их доме принимали «неблагонадёжных» гостей, это потому, что его мама обладала некоторым вольнодумством и, по-видимому, Константин сумел перенять этот дух у нее. Благодаря тому, что мать научила сына иностранным языкам, он смог читать европейских авторов в подлиннике, познакомился с образцами лучшей поэзии. А читать Константин научился в пять лет, наблюдая за тем, как мама занималась со старшим братом.

И вот с такими способностями, Бальмонт поступает в гимназию в городе Шуя, где поначалу учился успешно, но вскоре ему стало скучно, а в 7 классе у него появились знакомые революционеры-народовольцы, из-за связей с которыми ему пришлось учёбу прервать.

Причина ранних революционных интересов, думаю, была в его воспитании, в том, что видел он дома. Он не умел сдерживаться и отдавался эмоциям полностью. А сам Константин позже объясняет это таким образом:

«…Я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно».

После отчисления из Шуйской гимназии матери удалось перевести Константина в гимназию города Владимира, где она договаривается с преподавателем греческого, у которого на квартире поселяется сын, наблюдать за ним. И этот наставник-преподаватель становится практически «надзирателем». В это время у Константина состоялся первый поэтический дебют: в популярном петербургском литературном журнале было напечатано несколько стихов, но это оказалось замечено только наставником-надзирателем, который и запретил Бальмонту печататься, пока он не окончит гимназию.

Казалось бы – это должно было отвратить молодого Бальмонта от поэзии. Но оказалось, что его друзья передали его тетрадь со стихами Владимиру Короленко, который написал Бальмонту полное участия и понимания письмо. Благодаря этому письму Бальмонт не забросил поэзию. Встреча с самим Короленко придала Бальмонту уверенность в том, что он все равно станет поэтом.

Гимназию Бальмонт все же окончил, но это плохо отразилось на его здоровье; позже он писал, что эта гимназия с наставником надолго испортила его нервную систему. Конечно, он попытался продолжить учёбу, получить такое же образование, как у его отца. Поступил в Московский университет на юридический факультет. Но как и в гимназии не смог жить без проблем. Его устремления к переустройству мира приводят к тому, что он сближается среволюционерами-шестидесятниками, а в 1887 году его отчисляют из университета как одного из организаторов студенческих беспорядков. Он был арестован, отправлен в Бутырскую тюрьму, а потом выслан в Шую. (Уже в биографии второго поэта читаю о пребывании в Бутырке – читала такое о Маяковском, тоже в юности, и пребывание там тоже было связано с Львом Толстым – Маяковский писал в воспоминаниях, что не успел дочитать в тюремной библиотеке «Анну Каренину», а ему хотелось бы узнать, что там у них…).

Вообще неудивительно, что все получилось именно так. Бальмонт, с юности был увлечен «общественными вопросами», всегда считал себя бунтарем и революционером, его мечтой было, как он позже напишет, «воплощении человеческого счастья на земле». А поэзия в его интересах заняла главное место в жизни гораздо позже. Будучи юным, он всегда хотел стать пропагандистом и «уйти в народ».

Немного позже, после высылки, он попытался снова учиться, но ничего из этого не вышло, у него было сильное нервное истощение. Последовать в выборе профессии за отцом не получилось. Так он и оставил попытки стать юристом.

Занялся самообразованием, жил «истинной и напряжённой жизнью своего сердца, а также пребывал в увлечении немецкой литературой», — писал поэт в 1911 году, читал он ее в подлиннике (спасибо маме). У него были неплохие знания в области философии, истории, литературы, порой ему помогал старший брат, который увлекался философией.

А в 1889 году Бальмонт решил жениться, выбрал красивую девушку, как будто сошедшую с полотен Боттичелли, дочь купца из города Иваново-Вознесенск (сейчас – Иваново). Полагаю, именно красотой и был вызван этот выбор.

И тут стоит вспомнить о его маме – если вернетесь в начало этой краткой биографии, то понятен масштаб ее личности, это всесторонне развитая, с огромным количеством достоинств женщина, встретить подобную в то время – шансов немного.

Имея перед глазами такой идеал, как его мама, женится он на дочери купца, которая имеет в достоинствах только внешность. Мама поэта и вся семья не поддержали Константина в этом его решении – жениться, но он видимо хотел доказать свою взрослость, что он сам может решать все в своей жизни. Можно понять, почему родители так это восприняли – Константин был очень молод, ему было всего 21 год, он не имел образования и было непонятно, как он собирается содержать семью. Но Константин женился все равно, поехал с молодой красивой женой в свадебное путешествие на Кавказ в Кабардинскую область, а потом – в Тифлис и Закавказье.

В 1890 году Бальмонт, решив, что он может состоятся как поэт, издал свой первый «Сборник стихотворений», этот дебют интереса ни у кого не вызвал, его не приняли и близкие. А Константин очень надеялся на успех, ко всему прочему сборник был издан на собственные средства, которых и так не хватало. Дебют оказался неудачен, и вскоре поэт сжигает почти весь тираж (и даже не просто рукопись!).

И счастливой семейной жизни не получилось. Не помог медовый месяц с романтической свадебной поездкой. Судя по всему, молодая жена стала для него не тем, чего он ожидал от красивой девушки. Жена не поддерживала никаких его наклонностей – ни в литературных, ни в революционных настроениях. Даже близко ее нельзя было сравнить с его идеалом – мамой, жена стала точкой входа демонических сил, которые разрушали его поэтическую душу. Ко всему прочему Бальмонта изводила ревность супруги, которая не была беспочвенной: Константин Бальмонт всегда увлекался женщинами, считая, что эти увлечения – часть творческого процесса. Не удивительно, что молодая супруга поэта так бурно реагировала, усугублялось это еще и тем, что в семье бывало нечего есть…

И вот в этот момент подходим к той точке, где мы остановимся и попробуем понять – как чувствует себя Константин Бальмонт.

И что мы видим –

  • Учиться, чтобы стать юристом как его отец, он не смог, не получилось, из-за нервного истощения, начавшегося в гимназии от непрерывного контролякуратора, а еще из-за того, что его все время исключали оттого, что его мятежная душа всегда находила себе компанию то народовольцев, то шестидесятников.
  • Поэта тоже не вышло – его стихи не были приняты, он сжёг почти весь тираж.

То есть неудача за неудачей.

  • обострились его отношения с женой, понятно, как относятся женщины к подобным мужьям – ни юрист, ни поэт.. еще и похождения, тупик… А еще когда женился – порвал с родителями, с матерью, от которой духовно зависел.

Всё это вместе взятое и незадолго до этого прочитанная повесть Льва Толстого «Крейцерова соната», создали соответствующее настроение, подтолкнули его к оконному проёму 13 марта 1890 года.

«Крейцерова соната» подсказала, как ему казалось, верный выход…смерть, только он решил, что он ее примет сам, в отличии от главного героя Толстого.

А что же было в Крейцеровой сонате?

Повесть начинается с того, что несколько человек неспешно беседует в поезде. Эти беседы в поездах отличаются именно тем, что собеседники вываливают друг на друга свои истории, будучи уверенными, что никогда более они не встретятся вновь. Между собеседниками завязалась беседа о отношении женщин и мужчин, о семье и прочем..

И вот перед нами главный герой повести, Василий Позднышев, человек, убивший жену, сам вызвавший полицию и отделавшийся всего 11 месяцами тюремного заключения, рассказывает о том, что произошло в его жизни. Итак, что же мы можем о нем узнать из его собственных слов?

Он провел беспечную молодость, веселясь и заводя романы, но достигнув 30 лет, пришел к выводу, что ему требуется семья. Ему повезло, он встретил и женился по любви, что при его требованиях к будущей невесте было непростым делом. Главным критерием оценки будущей невесты для героя была ее «чистота». Хотя сам он оценивал себя достаточно критично. Мысли о женитьбе были окрашены чувствами своей испорченности, вины, «я гваздался в гнезде разврата». Позднышев, как и сам Лев Николаевич когда-то, дает прочесть своей невесте дневник, в котором описываются все, что было с ним ранее, ну .. чтоб она знала. И если невеста не отказала – то это означает, что она смирилась со всем тем, что было прежде. Решившись жениться, Позднышев решает, что он будет хранить верность жене. И он женится на достойной девушке своего круга, дочери обедневшего дворянина, он влюблен.

Но счастливой семьи не случилось.

На четвертый день после свадьбы жена стала упрекать Позднышева «в эгоизме и жестокости», в том, что он ее не любит. И что ужасно – он заметил, что лицо жены стало враждебным, он видел в нем полнейшую холодность и ненависть.

И тут Позднышев понимает, что женитьба не принесла счастья, а наоборот, принесла одни только страдания. Он начинает думать, что с этой женитьбой попал в ловушку. И это понимание пришло еще во время медового месяца, влюбленность исчезла. А жена посвятила себя рождению и воспитанию детей. В то же время семейная жизнь превратилась в ад. А тут еще, после рождения пятого уже ребёнка, – жена Позднышева решила, что ей нужно пожить для себя и сказала мужу, что больше не намерена рожать. У жены возникли другие интересы, к примеру, музицирование, занятие, которое привело к трагедии.

Кстати, мысль о совместном музицировании ее со скрипачом Трухачевским была предложена самим Позднышевым. Но хоть это была полностью его идея, он рассуждает:

Друзья, перед вами даже не столько отзыв, сколько исследование, в котором переплелось настоящее и выдуманное, литературные герои и совершенно реальные люди. В своей статье читательница Ирина С.-4

Здесь Позднышев говорит о жене как о вещи, принадлежащей ему, которую у него могут забрать. А Толстой, дав такую фамилию – Трухачевский, как бы показывает – что это был за человек, на вряд ли он должен был представлять такую угрозу, Позднышев сам выдумал себе этого противника, будучи под влиянием своих переживаний и нервного срыва. И вот что думает Позднышев о вымышленном сопернике:

Друзья, перед вами даже не столько отзыв, сколько исследование, в котором переплелось настоящее и выдуманное, литературные герои и совершенно реальные люди. В своей статье читательница Ирина С.-5

Дальше видим, как Позднышев искал, жаждал и находил «доказательства» если не свершившейся, то бесспорно готовящейся измены.

И вот наступает званый вечер, на котором жена и скрипач Трухачевский исполняют «Крейцерову сонату». Толстой описывает, как во время звучания этой музыки Позднышев думает о своем тщеславии, испытывает гордое чувство собственника, демонстрируя гостям свою жену за роялем.

Но сама беда случилась позже. Вот каким образом наступает развязка.

Позднышев едет по важным срочным делам в уезд, но тут вдруг приходит письмо от жены, достаточно невинное, в котором она просто сообщает, что в поместье был Трухачевский. Позднышеву кажется, что тон письма натянутый..

Друзья, перед вами даже не столько отзыв, сколько исследование, в котором переплелось настоящее и выдуманное, литературные герои и совершенно реальные люди. В своей статье читательница Ирина С.-6

Позднышев бросает все дела в уезде и направился на поезде домой.

Друзья, перед вами даже не столько отзыв, сколько исследование, в котором переплелось настоящее и выдуманное, литературные герои и совершенно реальные люди. В своей статье читательница Ирина С.-7

Ревность возникает на пустом месте, нет никаких фактов, а он в панике.

Друзья, перед вами даже не столько отзыв, сколько исследование, в котором переплелось настоящее и выдуманное, литературные герои и совершенно реальные люди. В своей статье читательница Ирина С.-8

На основании этих фантазий он и принял роковое решение; оставалось привести его в исполнение.

Позднышев врывается в дом с холодным умом, он отдает себе отчет в своих действиях. Убивает жену, ударив ее ножом. Она истекает кровью, но еще жива.

Сестра сказала Позднышеву, чтоб он подошел к жене –

«Да, верно, она хочет покаяться», — подумал я. «Простить? Да, она умирает и можно простить ее», — думал я, стараясь быть великодушным».

Потом он подумал, что надо пойти к жене, что наверно так всегда делается, когда муж, как он, убивает жену, то надо непременно идти к ней.

Вот эта фраза вообще просто ужасна – так всегда делается.. когда…

Друзья, перед вами даже не столько отзыв, сколько исследование, в котором переплелось настоящее и выдуманное, литературные герои и совершенно реальные люди. В своей статье читательница Ирина С.-9

Все, что происходит после убийства, отмечено чувством равнодушия, даже скуки. Жена, истекая кровью, умирает в своей кровати, но Позднышев не ощущает ни боли, ни ужаса, ни вины. По его фразе – если нужно, то всегда успею – мы можем судить о том, что Поздышеву вообще незачем жить, он готов и застрелиться сам, если что.. Никакого сожаления, раскаяния, не вспоминает он и о детях..

Он недоумевает и не понимает, что же теперь делать. Игра окончена, цель достигнута. Жена не может теперь жить своей отдельной от него жизнью, распоряжаться своим телом, это все прекращено. А что дальше?

Теперь вы видите, что за трагедию разворачивает перед нами Лев Толстой в повести с таким красивым названием «Крейцерова соната», которая и поражает, и пугает.

И вот – Бальмонт читает «Крейцерову сонату». Он, мне кажется, начинает видеть некоторое сходство со своей ситуацией и под влиянием эмоций решает все прекратить своей смертью.

И выбрасывается из окна.

И вот – он, беспомощный, лежит на земле, смотрит в небо… Он – жив. Он пишет об этом в 1923-м году, в биографическом рассказе «Воздушный путь»

«Когда весь изломанный и разбитый я лежал, очнувшись на холодной весенней земле, я увидел небо безгранично высоким и недоступным».

Сразу же, как только его перенесли в дом, он ощутил невероятный прилив творческих сил! За год, который провел Бальмонт в постели, он многое передумал. К нему вернулось желание жить полной жизнью.

Это падение из окна третьего этажа изменило его жизнь радикально: он расстался с первой женой и позже, хотя и жил в нужде (иногда подходил к булочным, чтобы хотя бы посмотреть через стекло на калачи), стал писать более зрелые стихи, чем раньше.

Можно с некоторой степенью вероятности сказать, что эти перемены в жизни Бальмонта случились благодаря «Крейцеровой сонате», хотя может быть это было совпадением. Но этот случай оброс уже множеством обсуждений, толкований, сейчас никто уже точно не скажет, как бы оно было, если бы повесть не была написана Львом Толстым. Бальмонт находился тогда в столь плачевном состоянии духа, что последней каплей могло послужить и что-то другое.

Творчество Бальмонта пошло по восходящей. Вышедшую в 1894 году книгу стихов «Под северным небом» заметили. В отзывах, которые были в основном положительными, отмечалась его одарённость.

Источник: https://dzen.ru/a/ZX2RY4OzWFegCgqY

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля