25 августа директор Школы молодого этнополитолога Вячеслав Петров по приглашению Администрации МО Аскинский район РБ принял участие в работе августовского Педагогического совещания, приуроченного к началу нового учебного года.
На встрече присутствовали директора сельских школ, руководители подразделений народного образования, методисты, учителя, сотрудники районной администрации (всего более 150 человек).
В своем развернутом выступлении Вячеслав Петров особо отметил роль сельской школы в обучении и воспитании гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения и молодежи, подчеркнул, что в числе тех, кто сегодня с оружием в руках, проявляя высокие ратные качества, борется с неонацизмом и терроризмом, отстаивает интересы страны, есть и школьные выпускники, и в этом немалая заслуга педагогов-наставников, сумевших сформировать у них правильные нравственные ориентиры.
По мнению докладчика, школа на селе не только дает образование, она – сама основа жизни сельчан, и ее миссия – стать социокультурным центром села, сохранять самобытность сельской культуры и традиций.
Вячеслав Петров поднял вопрос о тесной связи среднего и высшего образования между собой и с производством. Этот тот единственный путь формирования человеческого капитала страны, от качества которого зависят устойчивость и безопасность России. Приоритет должен быть отдан подготовке квалифицированных кадров.
Далее докладчик остановился на проблемах в отечественном образовании. Он подчеркнул, что в 90-х годах стоявшие у власти прозападные либералы осознанно уничтожали престиж учительской профессии, которая была ими отнесена к сфере услуг. В итоге ожидаемо упало качество образования, возник дефицит учителей.
Он подчеркнул, что сделанный сегодня в образовании упор на т.н. «точки роста» имеет и обратную сторону. По его мнению, стратегический потенциал страны определяют не лучшие из лучших, а средний уровень среднего образования в стране. Именно он формирует ту среду, в которой происходит развитие возможности для самореализации общества. Без этой среды лучшие из лучших ничего сделать не смогут.
Кроме того, расслоение нашего общества на состоятельных и бедных видно невооруженным взглядом. Достаточно сравнить заработную плату педагогов в мегаполисах, с одной стороны, малых городов и населенных пунктов, в том числе на селе, с другой: разница разительная – в 6-7 раз.
Вячеслав Петров отметил, что по факту нынешнее российское общество – это не общество созидателей, готовых «грызть гранит науки», а это общество «грамотных потребителей». Более того, это общество людей, сознательно погруженных в виртуальный мир. И в этом есть одно из основных отличий ситуации 90-х годов и современной действительности.
Докладчик пояснил почему для развития человека нужна реальность, а не виртуальность? Погружение в виртуальный мир не проходит для человека бесследно. Оно серьезно воздействует даже на взрослого человека, а на ребенка оказывает не просто сильнейшее воздействие – оно начинает его специфическим образом форматировать.
Человеческий мозг развивается, получая информацию о внешнем мире: о запахах, звуках, цветах, вкусе и пр. Информацию о свойствах окружающей среды и предметов он получает через взаимодействие с ними, через движение.
У маленького ребенка мозг неразвит. Но когда он начинает взаимодействовать с миром, информация, полученная от органов чувств, запускает процессы развития мозга, она перерабатывается в нервные импульсы, которые поступают в мозг, передаются по клеткам мозга, от нейрона к нейрону, создают нейронные цепи, образуя некие, если можно так выразиться, «пути и тропинки». Так наш мозг учится обрабатывать информацию.
В детском возрасте эти «тропинки» простые и коротенькие: ребенок получает какое-то ощущение, сигнал, и он немедленно на него реагирует. Потом, со временем, они становятся всё длиннее и сложнее, они соединяются с другими «тропинками», создавая основу для интеллектуальной деятельности. Поведение ребенка становится всё сложнее и осмысленнее, параллельно с этим развиваются структуры мозга. Так продолжается всю жизнь.
Но если ребенок в свое время не получает реального практического и чувственного опыта, предпочитая виртуальный мир реальному, то как он сможет правильно себя позиционировать, найти себя в этой суровой действительности.
По мнению докладчика, задача школы, всей системы начального и среднего образования – по возможности уберечь наших детей, воспитать сознательных, патриотически настроенных и социально ответственных граждан своей страны. В этом и заключается роль учителя как наставников.
Вячеслав Петров рассказал о ШМЭП, отметив, что проект возник тогда, когда его создатели четко поняли необходимость творческого сочетания в образовательном процессе подготовки специалистов по конкретным профессиям с приобретением ими гуманитарного знания для формирования адекватной картины мира, понимания своего места и роли в решении поставленных задач. С этой целью в качестве главного методологического приема задействован междисциплинарный подход, привлечение к дискуссиям разнопрофильных ученых и специалистов.
После завершения мероприятия состоялась беседа с главой районной администрации о возможности организации сотрудничества района со Школой молодого этнополитолога.
Марина Петрова