2 ноября в Московском государственном лингвистическом университете прошла открытая лекция директора Школы молодого этнополитолога В.К. Петрова «Аналитика и информатика в одном флаконе». На лекции присутствовало около 70 студентов политологов, социологов, других гуманитарных наук.
Ранее В.К. Петров выступал по этой теме на кафедре религиоведения Казанского федерального университета и в Институте стратегических исследований в рамках семинара по сбору, обработке и анализу информации.
В этот раз лекция была существенно доработана как по содержанию, так и в плане презентации лекционного материала.
Основной посыл выступления состоял в идее о том, любой человек (аналитик, в первую очередь) не может существовать и активно действовать без ясного понимания окружающего его мира, самого себя, своих способностей, мотивации и овладения исследовательским инструментарием.
Лектор раскрыл последовательность фаз материализации информационного поля, в которое мы погружены, проследил основные этапы эволюции в познании окружающего мира. Он подчеркнул важность формирования своей национальной, языковой картины мира, поскольку именно язык и понятийная база человека являются важной частью любого социального учения, а также формирования адекватной информационной картины мира на основе анализа информационных потоков. Последнее позволяет развивать когнитивную активность человека, трансформировать неявные знания в явные, накапливать и использовать информационные и интеллектуальные ресурсы.
При рассмотрении мира как системы («мир-система») В.К. Петров подчеркнул, что на рубеже веков такой подход в плотную подошел к своему исчерпанию, его использование уже не позволяет выходить на адекватные оценки происходящего, мир становится все более непознаваемым. В связи с этим он вдвинул и обосновал гипотезу о переходе к его изучению как гипертекста («мир есть текст» по Ю.М. Лотману). По словам лектора, современный мир можно рассматривать как сложноорганизованное знаковое разнообразие, возникающее в процессе развертывания разнородных пространств и структур, обеспечивающих генерирование разветвляющейся множественности, которую невозможно исчерпать.
Выступающий подчеркнул, что только констатации этого недостаточно. Нужны алгоритмы и методы изучения гипертекстов и создаваемых на их основе различных сетей как новой реальности в познании мира. При этом само понимание – это процесс спиральный, направленный внутрь уже известного, идущий от набора фактов к прояснению в ситуации неопределенности.
Далее В.К. Петров акцентировал внимание на участниках информационно-аналитического процесса, особенностях функционирования аналитиков (модель мира аналитика), показал различия между экспертами и аналитиками, рассказал о новых методах сбора и обработки больших объемов информации, в частности о парсинге.
По мнению лектора, одним из важнейших условий профессиональной аналитической деятельности является постоянное совершенствование понятийного аппарата аналитика. На ряде примеров он наглядно продемонстрировал эту зависимость. В частности, при рассмотрении понятия «информация» им были приведены разные его интерпретации, показаны их сильные и слабые стороны. Другой яркий пример – понятие «безопасность» и производные от него «угроза», «риск», «вызов», «опасность». Как отметил лектор, сегодня четкое понимание проблематики безопасности крайне важны, поскольку и для дилетанта, и для эксперта постоянным и неотложным опытом становится мышление в терминах риска.
Во второй части лекции В.К. Петров остановился на понятии и сущности информационной аналитики, подчеркнул прикладной характер этого вида деятельности, нацеленность на решение управленческих задач. Было подчеркнуто, что информаналитика базируется на знании основных законов и закономерностей построения и функционирования систем социального мира с использованием целенаправленно формируемых информационных потоков, преимущественно мониторинговых и диагностических технологий обработки информации. Определенное внимание было уделено технологии сбора, обработки и анализа информации (методы, инструментарий, этапы и процедуры).
По ходу выступления были представлены ссылки на литературу и другие информационные источники, важные для освоения материала.
В завершении лектор ответил на вопросы слушателей, выслушал их предложения. В.К. Петров выразил благодарность проректору по развитию и цифровизации МГЛУ Сергею Александровичу Пилипенко за инициативу проведения лекции и организацию мероприятия.
После лекции состоялась встреча В.К. Петрова и руководителя практики М.Ю. Петровой со студентами-политологами, в настоящее время проходящими практику в редакции журнала «ПО», в ходе которой были даны ответы на конкретные вопросы касательно практики, а также обсуждалось дальнейшее сотрудничество студентов с редакцией «ПО».
М.Ю. Петрова