10 марта в соответствии с достигнутой договоренностью Вячеслав Петров, директор Школы молодого этнополитолога провел мастер-класс «Человек и информация» для студентов Исторического факультета Оренбургского государственного педагогического университета.

«Как устроен мир?», «Что делать?», «Как действовать?» Эти вопросы каждый ставит перед собой, и от ответа на которые во многом зависят успех или неуспех в жизни.

Вячеслав Петров кратко остановился на эволюции представления об окружающем нас, особо подчеркнул роль языковой картины мира как результата отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием конкретного языкового сообщества. Была также представлена последовательность процессов преобразования информации в знание как основы познания мира.

Лектор рассказал, что на общую картину мироустройства накладываются миры самого человека, формируемые им модели, уникальные для каждого человека.

Вячеслав Петров особо остановился на проблеме овладения категориальным аппаратом, что необходимо как для ученых и экспертов, так и в обыденной повседневности. Свою мысль он проиллюстрировал на примере понятия «информация», одном из ключевых для понимания мира. Докладчик подчеркнул, что в основе дефиниции «информация» лежит теория отражения, позволившая выйти на понимание информации как особенного в разнообразии в знаковой форме.

Кроме того, были даны определения таким понятиям, как «факт», «сообщение», «данные», «сведения», подчеркнуто, что по отношению к «знанию» они носят «транспортный оттенок передачи знания по сетям связи», что также является результатом эволюции в познавательной деятельности человека.

Были приведены исчерпывающие характеристики и требования к информации, главная из которых «ценность», измеряющаяся тем, какое воздействие она оказывает на принятие решения.

Часть мастер-класса была посвящена вопросу интерпретации информационного сообщения, сказывающейся на объективности содержания информации. Было показано, что эта объективность существенным образом зависит от понятийной, аналитической, языковой и операционной баз субъекта, его динамического ассоциативного поля, а также от индивидуальных физиологических и психологических особенностей. Была также затронута проблема потери информации при межличностном общении и ограниченности пропускной способности сенсорных систем человека. Лектор привел высказывание Марка Аврелия о том, что «всё, что мы слышим – это мнение, а не факт. Всё, что мы видим – это точка зрения, а не истина».

Вячеслав Петров подчеркнул, что с самого своего рождения человек находится в поле информационного взаимодействия, в ходе которого он и приобретает некую субстанцию (информацию), привел модель такого взаимодействия и модель информационного исследования, показал исключительную важность совпадения тезауруса у взаимодействующих. Он подчеркнул, что в среде специалистов сложилось понимание того, что информационное взаимодействие – это любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет. При этом передаваемая субстанция называется информацией.

Продолжая тему сложности интерпретации информации, Вячеслав Петров предложил студентам расшифровать тексты, представленные в виде набора букв и цифр.

Лектор также остановился на важности гуманитарного знания, занятий искусством для развития правого полушария мозга, отвечающего за работу с интуицией. Должна измениться сама система обучения и воспитания. Люди должны тянуться от обыденного знания (поглощения и воспроизводства информации) к экспертному знанию, очищенному от информационных «шумов» и наслоений. Мы должны учить не только осуществлять процесс эффективного сжатия информации, но и апробации создаваемой в результате мыслительной деятельности модели ситуации.

По мнению Вячеслав Петрова, человек сам должен создавать в себе атмосферу, которой он дышит. Она ему не дана. Он должен сам создавать или добывать те книги, которые ему никто на подносе не принесёт, сам получать информацию разными путями – потому что когда начинаешь шевелиться, в итоге жизненный контур складывается.

В заключение Вячеслав Петров рассказал о проекте ШМЭП (истории создания, междисциплинарном подходе в исследовательской работе, особенностях взаимодействия с экспертами, планах преобразования Школы в межрегиональную «фабрику мысли»), той большой работе, которая ведется в плане подготовки учебных курсов и программ по информационной аналитике.

Затем в разговор вступил Владимир Савичев, директор ИСИ АН РБ, исполнительный директор ШМЭП, который заострил внимание на необходимости в современный период исторического образования, которое позволяет глубоко разбираться в происходящих политических процессах. Хорошее знание истории – это та основа, на которой строится миропонимание, задача и обязанность студентов-историков заключается в приобретении этого знания, применения его в созидательной деятельности.

На встрече присутствовал Сергей Вениаминович Коннов, начальник управления по делам национальностей и казачеству Министерства региональной и информационной политики Оренбургской области. По его оценке, встреча со студентами была продуктивной, удалось погрузить их в мир информации, показать его сложность и важность. Он поблагодарил выступавших и выразил надежду на продолжение сотрудничества.

М. Петрова

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля