С точки зрения государственного планирования и управления Госплан занимался ограниченным, среднесрочным временным горизонтом. Настоящее долгосрочное планирование в России было реализовано в рамках КЕПС (Комиссии по изучению естественных производительных сил), что была создана в 1915 г. В.И. Вернадским (1863 – 1945 гг.) в рамках Академии Наук, и которую он 15 лет возглавлял. В 1930 г. комиссия была преобразована в СОПС (Совет по изучению производительных сил) и до 1960 г. оставалась в структуре Академии наук. После чего была переведена в состав Госплана, частично утратив широту полёта. Окончательная гибель произошла в 2016 г. решением А.В. Улюкаева.

В начале 2024 г. во время выступления на мероприятии в честь 300-летия РАН, В.В. Путин несколько раз упомянул и подчеркнул роль СОПС, что позволяет надеяться на возрождение данной стратегической структуры в России. К предмету её изучения относились вопросы формирования инфраструктуры, транспорта, энергетики, территориальной связанности и развития, обеспечения экономики природными ресурсами, продовольственной безопасности и т.д.

Не было детализации и планирования конкретного завода, выпуска материалов, оборудования и т.д., в зоне ответственности было формирование среды и условий, где всё это могло бы в будущем появиться. КЕПС не занимался построением автаркии, полностью изолированной от мира замкнутой экономики. Однако, вопросы обеспечения стратегическими ресурсами, возможности противостоять внешнему давлению, блокадам, готовности вести войны, поддерживать развитие и т.д. являлись задачами КЕПС. Советские инфраструктурные мега проекты, такие как ГОЭЛРО, выросли из этой парадигмы.

Существующие в настоящее время отраслевые стратегии развития инерционны, формируются как результат суммирования планов отдельных компаний и не более, государственная позиция и целеполагание не проявлено. Данное положение необходимо менять и наиболее логичным, правильным и опирающимся на успешный исторический опыт является возрождение КЕПС / СОПС, но не в рамках исполнительной власти, а как структура РАН, при участии Совета безопасности, Правительства, крупнейших госкомпаний и регионов России.

Начинать подобную работу необходимо будет с геостратегического сценирования будущего мира, России и окрестных территорий / будущего панрегиона на несколько десятков лет вперёд, принимая во внимание развитие науки и технологий. Данная работа не может быть полностью публичной и открытой, хотя бы из-за границ России, которые будут отличаться от текущих в лучшую сторону.

После сценирования необходимо будет определить перечень критических ресурсов под разные сценарии и варианты, начиная от войны на выживание, заканчивая мирной интеграцией окрестных территорий и стран. Исходя из выявленных потребностей и планов развития, потребуется составлять и корректировать задачи, приоритеты и планы территориального и отраслевого развития страны на десятки лет. Полученные результаты станут основой отраслевых и региональных стратегий на 10-15 лет, долгосрочных внешнеполитических приоритетов, направлений экспансии, масштабных проектов создания инфраструктуры, городов, демографической и социальной политики и т.д.

В качестве примера, исходя из прямой экономической окупаемости, строительство моста на Сахалин очень сомнительно, но в рамках территориального планирования и долгосрочных интересов, целесообразность бесспорна. Ну и после наглядной демонстрации со стороны России в 2022 г., как гиперзвуковые ракеты уничтожают объекты на глубине сотню метров, приоритет моста над туннелем очевиден – восстановить пролёт или прокладывать заново всё. Вот таких вопросов будет очень много.

И, да, очень надеюсь, что в ближайшее время КЕПС будет возрождена, но не как изолированная комиссия / совет, а как сообщество работающих комиссий и советов при разных структурах…))

Revival of long-term planning in Russia

From the point of view of state planning and management, Gosplan dealt with a limited, medium-term time horizon.
The currently existing industry development strategies are inertial, formed as a result of the summation of the plans of individual companies and nothing more, the state position and goal setting are not demonstrated.

It will be necessary to begin such work with a geostrategic scenario of the future of the world, Russia and the surrounding territories / future pan-region for several decades in advance, taking into account the development of science and technology. This work cannot be completely public and open, if only because of the borders of Russia, which will differ from the current ones for the better.

Источник: https://zavtra.ru/blogs/vozrozhdenie_dolgosrochnogo_planirovaniya_v_rossii

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля