Важность исследования культурной политики в Республике Молдова определяется сложностью определения идентичности титульной нации и историческими процессами, влиявшими на формирование культурной идентичности страны. Основными проблемами, стоящими перед Молдовой, являются ее сложная история и вопрос самоопределения населения.
Необходимость определить национальную идентичность и четко обозначить параметры основных этнических групп возникла в Молдове к концу советской перестройки и завершилась провозглашением нового суверенного государства в 1991 году.
Историческая модель современного государства в Европе, как правило, предполагает создание отличной от соседей идентичности, основанной на этническом большинстве с общим языком и культурой и подкрепленной многовековой общей историей. Однако в случае современного молдавского государства эта модель затруднена, поскольку одна часть титульной нации считает себя молдаванами, а другая – румынами, кроме этого в стране проживает большое число других этнических меньшинств, наиболее многочисленными из которых являются русские и украинцы.
Те, кто причисляет себя к румынам, утверждают, что молдавская этническая идентичность – искусственная, созданная советскими властями в своих имперских интересах, и что настоящая этническая идентичность народа – румынская. Те, кто причисляет себя к молдаванам, утверждают, что на территории к востоку от реки Прут на протяжении веков сформировалась независимая молдавская этническая группа, которая отличается от румын и имеет свои собственные исторические и языковые особенности. Однако попытки четко разделить румынскую и молдавскую культуры и языки не увенчались успехом.
Специфика молдавской идентичности к востоку от реки Прут формировалась в условиях меняющихся границ и геополитических конфликтов между великими державами, занимавшими эту территорию. Исторически жители Молдовы (Бессарабии) формировали свою идентичность в рамках общероманского культурного и языкового пространства как часть средневекового Молдавского княжества, существовавшего с XIV века. Однако протекторат (зависимость от) Османской империи (XV-XVIII вв.), вхождение в Российскую империю (1812-1918) и Советский Союз (1940-1991) оказали значительное влияние на развитие культурной идентичности в регионе.
После 1812 года, когда по Бухарестскому договору Бессарабия (южная часть бывшего средневекового Молдавского княжества) была присоединена к Российской империи, началась политика русификации, которая в значительной мере изолировала Бессарабию от процесса развития ее национальной идентичности княжеств Валахия и Молдова (северная часть бывшего средневекового Молдавского княжества). Государственным языком в Бессарабии стал русский, молдавский язык использовал кириллицу, что было обусловлено исторически. В советское время эти тенденции еще более усилились из-за политики фактической изоляции от румынской литературы и культуры. Однако, несмотря на все эти усилия, формирование молдавской идентичности, совершенно отличной от румынской, так и не состоялось.
Сегодня перед Республикой Молдова стоит задача разработать культурную политику, способную интегрировать общество и внести вклад в свое устойчивое развитие. После провозглашения независимости были запущены два крупных проекта по формированию национальной идентичности: румынской и молдавской (молдавенизм). Развитие молдавского общества зависит от социокультурной среды и влияния Румынии, ЕС и Российской Федерации, основных геополитических акторов в регионе.
Разделение общества на два проекта идентичности осложняет путь к формированию ценностно-ориентированного государства.
Пророссийские группы играют важную роль в политической и интеллектуальной элите Молдовы, но одновременно они основываются на ценностях, разделяемых с ЕС. С другой стороны, молдавский проект, уходящий корнями в советскую политику, продолжает оказывать влияние на часть населения, поддерживая концепцию независимого молдавского государства и выступая за примирение с евразийским экономическим, политическим и культурным пространством, в котором доминирует Россия. В 2018 году по инициативе тогдашнего президента Игоря Додона Молдова получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, что можно рассматривать как попытку ослабить европейские перспективы молдавского государства. Однако проект молдавской идентичности сталкивается с отсутствием четкого представления о ценностях, нормах, символах и целях, характерных для независимого государства. Социологические исследования показывают, что многие граждане, идентифицирующие себя как молдаване, не могут четко определить характеристики, которые отличают их от румын.
В то же время число граждан, идентифицирующих себя как румыны, растет: по сравнению с 1990-ми годами, треть граждан Молдовы теперь идентифицируют себя как румыны, и более половины респондентов признают румынскую языковую идентичность. Сторонники румынской культурной идентичности представляют значительную часть интеллектуальной элиты и среднего класса, что свидетельствует о направлении развития идентичности страны.
Конфликты идентичности развиваются на фоне процесса европейской интеграции Молдовы.
Проект молдавской идентичности разделен на сторонников антироссийской и антиевропейской идентичности и тех, кто принимает проевропейский гражданский молдаванизм, но далек от полного признания румынской идентичности. Румынская идентичность в Республике Молдова полностью связана с европейской идентичностью без существенных различий.
Что касается культурной политики, то перед Молдовой стоит задача разработать стратегию, способную преодолеть внутренние противоречия и способствовать национальному единству. Эффективная культурная политика должна учитывать исторические реалии, способствовать сохранению и развитию культурного наследия и развитию диалога между различными группами населения.
Государственная политика должна способствовать формированию национальных ценностей, преодолению исторических противоречий и укреплению гражданской идентичности, основанной на общих культурных и исторических связях. В условиях глобализации и европейской интеграции это особенно важно для устойчивого развития и конкурентоспособности страны на международной арене.
Список использованных источников и литературы:
1. Биткова Т.Г. Румыния и Балканы: политические и историко-культурные аспекты // АПЕ. 2021. № 2 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rumyniya-i-balkany-politicheskie-i-istoriko-kulturnye-aspekty (дата обращения: 16.10.2024).
2. Гром О.А. В поисках идентичности: «Бессарабский вопрос» и молдавское национальное движение начала XX в. в историографической перспективе // НП/NP. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-identichnosti-bessarabskiy-vopros-i-moldavskoe-natsionalnoe-dvizhenie-nachala-xx-v-v-istoriograficheskoy-perspektive (дата обращения: 16.10.2024).
3. Ратиу Д.-Е. Cultural Policy in Romania: Justifications, Values and Constraints. A Philosophical Approach // Journal for the Study of Religions and Ideologies. Декабрь 2005. Доступно на: https://www.researchgate.net/publication/26450026 (дата обращения: 16.10.2024).
Котова Лада Владимировна, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета