Сообщаем нашим уважаемым читателям, что в рубрике «Вне политики» мы начинаем публикацию очередного исследования нашего старинного автора Петра Ткаченко, на этот раз посвященного творчеству уникального поэта Осипа Мандельштама: литературно-критическую повесть «В поисках подковы. Об одном образе Осипа Мандельштама».

Впервые читатели познакомились с повестью еще в 2008 году, в пятом выпуске авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова» (Издательство “ООСТ”, М., 2008 г.). Повторно она вышла в 2016 году, в итоговой книге к тридцатилетию творческой деятельности П. Ткаченко «До разгрома и после него. Своевременные размышления о русской литературе и жизни» (Литературно-критические повести. – М.: ИПО “У Никитских ворот”).

Мы предоставим возможность читателям самим погрузиться в размышления автора. Приведем лишь небольшую, но принципиально важную цитату из текста, которая позволит понять задумку автора: «На примере одного художественного образа Осипа Мандельштама я пытаюсь представить два противоположных миропонимания и миропредставления: одно в согласии с народным строем души, другое – искажённое в силу определённых мыслительных допущений. Не на выбор по вкусу, так как сознание человеческое всё-таки – не ярмарка. При этом строго придерживаюсь художественных текстов, ничего не привнося и не домысливая в их объяснении, дабы не быть упрекаемым в том, что тем самым выражаю какие-то свои мировоззренческие пристрастия».

Для того, чтобы глубже погрузиться в «миропредставление» самого Петра Ткаченко предлагаем вниманию читателей его рассуждения о поэзии в целом.

Поэт из Саранска Константин Смородин выступил в «Литературной России» со статьёй «Поэзия – призвание или профессия» (№ 10, 2021) призвав поразмышлять о поэзии и составив «пирамиду», список из двадцати пяти имён наиболее значимых русских поэтов. Поэту отвечает критик Пётр Ткаченко: «Уважаемый Константин! Ваша «пирамида», – то есть, список наиболее значимых русских поэтов, – хороша уже потому, что побуждает если не многих, то хотя бы кого-то выстроить свою «пирамиду», свою иерархию талантов. Поразмышлять о природе поэзии, о состоянии литературы и её положении в обществе сегодня. Разумеется, у каждого своя «пирамида». Но это вовсе не значит, что нет какой-то устойчивой, не подверженной никаким внешним и случайным влиянием «пирамиды». Не «ранжира», а именно иерархии ценностей. Некой, не подлежащей сомнению константы.

Вы задаётесь очень важными для всякого времени вопросами. Можно ли определить подлинную поэзию? Каков верный признак поэзии и критерий её оценки. Это – извечные вопросы несмотря на то, что природа поэзии является довольно определённой и конкретной, отличающейся от других форм сознания – истории, психологии, социологии и т.д. Поэзия даёт человеку то, что никакая иная сфера сознания дать ему не может. Но в силу целого ряда причин цивилизационного и духовного характера природа поэзии постоянно искажается во все времена. А потому надо вернуться к её сущности, которая так часто оказывается заслонённой не имеющими отношения к литературе представлениями».

Надеемся, что наших уважаемых читателей заинтересует оригинальный текст повести, полный рассуждений автора о таком образе, как «подкова», «рассматривая который мы, разумеется, коснёмся и других аспектов воззрений и творчества поэта» (П. Ткаченко). По словам автора, «поводом для размышления об этом, вроде бы, архаичном образе, послужило стихотворение О. Мандельштама «Нашедший подкову», написанное в 1923 году, но так и оставшееся, как и многое в нашей литературе, необъяснённым».

Приятного и полезного чтения!

М. Петрова

PS Напомнить читателям о том, кто такой Петр Ткаченко, поможет материал в нашем журнале «Писатель Пётр Ткаченко: «Литература – способ сопротивления злу» (http://old.lawinrussia.ru/content/pisatel-pyotr-tkachenko-literatura-sposob-soprotivleniya-zlu).

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля