Второй день научного семинара начался с выступления Инны Сабирзяновой, доцента, заведующей кафедрой философии и психологии Донецкой Академии управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, к.филос.н. «Политический проект ”Новороссия». В современных условиях данный проект развивается, наполняется новыми смыслами, может рассматриваться в двух нарративах:

– в цивилизационной парадигме – как историческая реальность в своих хронологических рамках и этапах развития;

– в рамках политического дискурса – как геополитический проект со своими стратегическими смыслами.

Далее с докладом «Казачество на службе Державы: этнос или орденская структура. СВОйство текущего момента» выступил Александр Ефременко, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ДОНАУиГС», казачий полковник, атаман РОО «Союз Казаков Новороссии», председатель Совета по казачеству ДНР. Он провел экскурс в историю казачества, отметил роль казаков в становлении Российского государства, осветил положение дел в нынешнее время, а также перспективы и необходимость развития российского казачества в будущем. Был подчеркнут факт участия казаков в СВО в составе практически всех боевых подразделений.

Обсуждение этой и других тем было продолжено на круглом столе «Традиционные ценности и образы будущего в контексте СВО». Участники пришли к мнению, что вопросы, связанные с казачеством, его структурированием, пока еще не проработаны, сохраняются устоявшиеся стереотипы, исторические травмы и т.д. Необходимая серьезная нормотворческая работа по вводу казачества в правовое поле России.

Продолжил мероприятие доклад Максима Буданова, доцента кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, к.и.н. «Общероссийская гражданская идентичность и ее региональные преломления в условиях информационного освещения СВО».

Ученый привел пример конструирования идентичности с разных точек зрения. Он отметил, что ситуация СВО представляет возможности для укрепления российской идентичности, ибо внешняя угроза способствует сплочению общества, актуализации общей исторической памяти, но может высвечивать и региональные различия (общее количество и доля участников СВО от населения региона, разброс региональных льгот и выплат, разница в объеме и качестве уделяемого внимания участникам и членам их семей, освещение темы разного вклада в победу у различных этнических общностей).

Сергей Устинкин, профессор кафедры международных отношений и политологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, директор Приволжского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, д.полит.н. поделился результатами исследования «Основные каналы информации учащейся молодежи ПФО о СВО и отношение студентов к конфликту РФ со странами коллективного Запада». В частности, анализ результатов показал, что основным источником получения информации об обстановке в стране и регионе для молодежи являются социальные сети (такой ответ выбрали 82,7 % респондентов). Он подтвердил необходимость выработки мер нормализации информационно-психологического фона страны.

Обстоятельный доклад «Фактор СВО в конфессиональной ситуации в Республике Башкортостан» представил Руслан Карамышев, заместитель Председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан. Он сосредоточился на выработке мер работы в конфессиональной среде с учетом хорошего знания специфики существования в республике различных конфессий, их восприятия СВО, подчеркнул, что на фоне СВО в Башкортостане наблюдается консолидации верующих разных конфессии вокруг оказания поддержки СВО.

Докладчик рассказал, что Верховный муфтий Талгат Таджуддин объявил погибших мусульман в ходе спецоперации РФ на Украине шахидами. Была издана фетва, ссылаясь на аяты Корана и сунну Пророка (мир ему), которая приравняла «павших при участии в боевых действиях в составе Вооруженных сил России, в том числе и в ходе СВО к шахидам (мученикам). Так называют мусульман, погибших на пути Аллаха, которые защищали свою религию, честь и Родину от врагов. Согласно шариату, шахиды хоронятся без ритуального омывания в той одежде, которая была на них во время смерти и их не заворачивают в кафан (саван). В то же время, как сказано в богословском заключении, если человек был ранен, доставлен в госпиталь и уже скончался там, то его должны омывать и хоронить уже в кафане.

Далее мероприятие продолжил круглый стол: «Эффективные модели информационной политики в условиях СВО», где эксперты поделились своим видением решения проблемы, накопленным опытом и т.д.

Подведение итогов работы семинара прошло также в формате круглого стола «Стратегии развития этноконфессиональных идентичностей: региональное, федеральное и международное измерение в контексте СВО».

Участники семинара – эксперты ШМЭП единодушно отметили хорошую организацию мероприятия, актуальность поднятых вопросов. Была подчеркнута необходимость доведения результатов наработок семинара до лиц, принимающих решения.

Видео- и другие материалы семинара будут размещены на сайте «Политическое образование» в разделе «Школа молодого этнополитолога».

Вячеслав Петров

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля