Отечество знает немало своих героев, но есть и те, кто остается малоизвестным широкой публике. Николай Яковлевич Киселев – один из них. Лаборатория показывала о нем документальный фильм несколько лет назад, а в этом году в прокат вышел художественный фильм. Наш зритель увидел его первым – в день премьерного показа.
Уроженец небольшого башкирского села из Благовещенского района вывел в 1942 году из зоны оккупации 218 евреев, но о его подвиге стало известно десятилетия спустя.
В ленте затрагивается важная для мировой истории тема. Режиссёр рассказывает о войне через частные сюжетные линии и на примере созданных образов напоминает, что в любой ситуации нужно оставаться человеком. Будучи до мозга костей прагматиком, Киселёв понимает, что задача вывести две сотни людей за линию фронта очень рискованная. Однако с первых кадров на экране предстаёт человек отзывчивый и неравнодушный к чужому горю в условиях общей беды.
Именно гуманизм и самоотверженность Киселёва помогли спасти невинные жизни. Истории всех персонажей получились очень пронзительными. Героям легко сопереживать: мужество и стойкость родителей, выбирающих, кого из детей спасти, как и героини, чьи моральные устои в критический момент оказываются крепче желания жить, вызывают восхищение, но завидовать им совсем не хочется. При этом экранные персонажи лишены гламура, излишнего пафоса. Перед нами лица абсолютно той эпохи, изможденные, но не теряющие надежду.
Персонажи раскрывают не только личные истории, но и характер самого героя – через диалоги, совместные эпизоды. Особенно запоминается сцена, имевшая место в действительности: измождённый отец, которому никак не удаётся успокоить дочь. Плач девочки создает опасность для всей группы, и единственный выход, который может найти родитель во имя спасения остальных – утопить ребёнка. Однако на помощь приходит Киселёв: он успокаивает девочку и уберегает отца от фатальной ошибки, которую он не смог бы себе простить. В реальности эту девочку он будет нести до конца похода на руках. Она выживет, застанет не только внуков, но и правнуков.
В столь тяжёлой картине прослеживается как героям картины, так и зрителям надежда на светлое будущее. Торжество любви над религиозными догмами и национальными предубеждениями завершается свадьбой по еврейским обычаям с песнопением, позволяет отвлечься от кровавой войны.
«Праведник», по словам самого режиссёра, картина не о праведнике, а о человеке, «который делает то, что должен». Правило праведника: не просто подари людям жизнь, а отвоюй её. Двести жизней были отобраны смерти. Ещё больше – подарены потомкам. Эта картина о том, как люди, несмотря на обстоятельства, сохраняют себя. Быть на стороне света или тьмы – это всегда выбор самого человека. Зрители отмечают, что преображение Киселева происходит в тот момент, когда в спасаемом отряде он начинает видеть не команду, а семью. Это гимн человечности и человеческому обществу.
Сам Киселев, пережив ложные обвинения в дезертирстве по выходу из оккупационной территории, о событиях тех лет вспоминал редко, а наградные листы были утеряны из-за крушения самолета, на котором они перевозились. Лишь в 2005 году он был удостоен звания «Праведник мира» в Израиле. Отдавая дань роли партизан в собственном будущем, более 2 тысяч потомков спасённых евреев позднее ежегодно станут собираться в Тель-Авиве, чтобы почтить память своего спасителя. Так как действие ленты происходит в двух временных промежутках, зритель видит, как Киселёву в 2005 году в Израиле присваивают звание праведника народов мира. В Башкирии узников лагерей из числа евреев осталось чуть более 100 человек.
Арсен Шаяхметов