На недавно состоявшемся Всемирном Русском Народном Соборе философ Александр Дугин предложил пять базовых ценностей, на которых можно государственную идеологию строить:

Патриотизм
– это вера, держава, народ. Справедливость – понимается как социальная, экономическая и этническая. Свобода (как свободу “для”, а не “от”) -это: свобода духа, свобода творчества, свобода совести. Суверенное развитие – это опережающие технологии, русский гений и многополярное сотрудничество. И Благоденствие, которое бывает духовное, эмоциональное и материальное.

Что ж, с этими направлениями, пожалуй, можно согласиться. Если, конечно, они будут правильно истолкованы (как говорят журналисты: “не важен факт, важна его интерпретация”).
Свободу (духа, творчества и совести), например, никак нельзя рассматривать в отрыве от общественных интересов и соотнесения прав с обязанностями. Иначе она превращается во вседозволенность и самооправдание для самого дикого эгоизма, потребительства и паразитирование за счёт общественных интересов – по принципу “свобода – это минимум обязанностей при максимуме прав”.

А Справедливость – это что? На Западе, например – это “равенство перед законом”. Однако, в понимании Русской цивилизации это никак не “всем поровну”, а “каждому – по заслугам”: тот, кто вносит в общественное благо больше, имеет право и на большую долю этого самого “общего пирога” (статус, материальный достаток, привилегии).

С Патриотизмом тоже надо бы уточнить. Вера (если, конечно, речь о Вере в Бога) как основа Патриотизма, хотя и звучит красиво, но выглядит для светского полирелигиозного государства весьма сомнительно. Держава – это да, ибо Патриотизм как раз и означает гражданскую преданность своей стране, её символам и интересам. А вот Народ какой, скажите, имеется в виду? “Многонациональный народ России” – т.е. всё население страны, именуемое “россиянами”? А может, государствообразующий русский народ? И если последнее, то кого под таковым понимать: триединый русский народ (великороссы + малороссы + белорусы), всех “русских по культуре” или всех, относящих себя к Русской цивилизации? С этим бы надо разобраться, а то как бы дров не наломать.

То, что Суверенное развитие – это “опережающие технологии, русский гений и многополярное сотрудничество” – тезис и вовсе спорный. Этак ведь под “опережающие технологии” можно тотальную цифровизацию, чипирование людей и тотальный за ними контроль подвести – и именовать это “суверенитетом”. Ибо реальный суверенитет – есть суверенитет идеологический (развитие в соответствии с ценностями, смыслами и целями собственной Русской цивилизации), политический (примат национальных интересов и законов над любыми “международными”), экономический (работа экономики в интересах собственного народа, а не внешних “инвесторов” и своей “оффшорной олигархии”) и культурный (поддержка собственной духовно-культурной традиции, а не безумное заимствование иноземщины).

С тем, что Благоденствие бывает духовное, эмоциональное и материальное, можно согласиться. Но – с важными уточнениями. Духовное благоденствие невозможно, если законы и внутренняя политика в стране противоречат духовности и культуре её народа. Эмоциональное – если у людей нет уверенности в завтрашнем дне и в том, что государство – за человека, а не против. А материальное – если одним не запрещено его строить для себя за счёт обирания окружающих и лишения благоденствия их.

Продолжая разговор о сформулированных философом Александром Дугиным на ВРНС идеологических приоритетах, нельзя не заметить, что из них выпал ряд никак не менее важных вещей.

СЕМЬЯ
 – которая не только “ячейка общества”, где происходит первичная социализация человека, но и базовое понятие в понимании такой ценности как НАРОД – т.е. “Большая Семья”, скрепляемая не только кровно-родственным, но и духовно-культурным единством. Именно из этого понимания Народа проистекают такие следствия как:

СОБОРНОСТЬ
– общность цели развития и исторической судьбы (будущее “или у всех будет, или у всех не будет”).

СОЛИДАРНОСТ
Ь – “почти родственное” отношение к другим членам нашей “Большой Семьи” – взаимопомощь и милосердие, когда “нет чужих стариков и детей”.

А также и РОДИНА – как общий дом нашей “Большой Семьи”, который каждый обязан благоустраивать и защищать. Что и является основой полноценного Патриотизма, объединяющего любовь к стране (Государству) с любовью и преданностью своему Народу. Заметим, что именно такими словами в Британской и Японской энциклопедиях определяется слова “национализм” – естественно, настоящий, а не его извращённые формы вроде шовинизма и нацизма. Некоторые называют этот присущий Русской цивилизации сплав Патриотизма и здорового Национализма “национал-патриотизмом”. Впрочем, не в терминах дело, а в сути.

Очень странно, что в перечень ценностей Дугина не попало такое фундаментальное понятие как ДУХОВНОСТЬ, ведь именно о важности духовно-культурной составляющей в формировании нашего национального самосознания говорили на ВРНС многие, и Патриарх в том числе. И именно духовно-культурным ареалом Русской цивилизации, и ничем иным, является Русский мир, объединяющий помимо Русского Народа всех духовно и культурно наших. Духовность же – это не только (а для многих – и не столько) религия, сколько основа миропонимания, определения “добра и зла”, “допустимого и недопустимого” – в соответствии опять-таки с ценностями и смыслами Русской цивилизации. Важнейшим свойством которой является как раз приоритет духовного над материальным, а “правды Божьей” над меркантильной выгодностью.

Кстати, о ПРАВДЕ – ещё одной базовой ценности, лежащей в основе нашей Духовности и определяющей истинность тех или иных вещей и их приемлемость. Изначально, в религиозном понимании, это “Правда Божия” – т.е. следование неким установленным на надчеловеческом уровне нормам поведения (например, десяти библейским заповедям), от произвола и хотения человека не зависящим. Производными от этой Ценности являются такие понятия, как “уПРАВлять” – приводить к Правде, “исПРАВлять” – убирать отклонения от Правды, “наПРАВлять” – указывать пути к достижению Правды и т.д.

Важнейшим также считаю чёткое понимание базовых понятий и их места – что есть Русский Народ, Русская цивилизация, Русский мир и т.д., ибо по этой части во многих головах царит изрядная путаница. Графически это описывается несколькими концентрическими кругами. В центре – Русский народ– как системообразующая основа всех более широких кругов. Следующий круг – Российская (Русская) государственность и наполняющий её суперэтнос (полиэтнический народ России). Следующий – Русская цивилизация, включающая также “цивилизационно русских”, в т.ч.- из других стран. Внешний – Русский мир – духовно-культурное пространство Русской цивилизации, сфера её культурного влияния.

Сказанное здесь, разумеется, говорится не в осуждение и не в умаление сказанного Александром Дугиным – он сформулировал то, что сумел осознать. Однако, несомненно, что формирование базовых подходов к государственной идеологии требует коллективного участия многих людей, десятилетиями работавших над этой темой. Посему прошу считать эту статью нашим вкладом в общую работу. На благо России и Русской цивилизации.

Владимир ХОМЯКОВ
(специально для «Россия – не Европа»)

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля