Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: klass-bez-uchitelya-1.jpg

По роду своей работы вот уже несколько лет я принимаю участие в августовских педагогических совещаниях в северных районах Башкортостана. Как политолог и немного социолог могу сравнить свои поездки с полевыми исследованиями. Настолько интересны и познавательны они бывают.

Сельская учительская среда по-своему уникальна, как уникальна и роль самой школы. Школы очень разные. От относительно больших в райцентрах до совсем маленьких в небольших селах и деревнях. Но пока они существуют, живет и село, растут детишки, набираются уму-разуму. И очень печально наблюдать как меняется возрастной состав учителей – они стареют, а полноценного молодого пополнения не видно. Не идет молодежь, в силу сложившегося колоссального разрыв между значимостью профессии учителя и её престижностью. В школах стремительно сокращается число учителей по призванию. Понятно, что при этом серьезно проседает качество образовательного процесса. И это касается всей системы школьного образования, а не только на селе.

Нет, педагогические вузы по-прежнему исправно готовят будущих учителей, но дело в том, что большинство из них либо не доходят до школы, либо сбегают оттуда, не отработав и одного учебного года. Причины известны, – низкая зарплата и огромная нагрузка. Причем эта нагрузка включает не только работу непосредственно в классе, проверку тетрадей и т.п., но и ежегодно придумываемые «боссами от образования» все новые дополнительные обязанности, которые, по мнению самих учителей, нередко иначе как маразмом не назовешь. Такое не каждый способен выдержать. Вот и остаются в школах учителя пенсионного и предпенсионного возраста, которым просто особо некуда деваться.

В Министре просвещения подсчитали, что замещающая кадровая потребность в педагогах до 2030 года составит 96 тыс. специалистов, из которых 40 тыс. – учителя. Со ссылкой на данные Минтруда было заявлено, что подсчеты учитывают количество учителей, которые к 2030 году должны будут выйти на пенсию, и рабочие места, которые должны открыться в будущем.

А теперь, поподробнее.

Из данных Минпросвещения следует, что в прошлом году кадровый голод наблюдался среди всех категорий школьных учителей – педагогов начальной школы и предметников. Среди учителей начального образования не хватает чуть больше 100 тыс. чел. Вдвое больше разрыв между ожидаемым и реальным количеством учителей русского языка и литературы.

Пойдем дальше.

К 2030 году более 30% учителей математики и физики будут старше 60 лет (данные Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС). Наблюдается почти трехкратный перекос в сторону пожилых педагогов, а значит после их ухода в системе образования образуется настоящая кадровая дыра. При этом в целом число молодых учителей растет, но темп этих изменений слишком медленный. Продолжается отток молодежи из школ в репетиторство, где больше зарплаты, удобный график, удаленный формат работы и меньше бюрократии. Отмечу, что цифры Росстата, Минпросвещения и Минобрнауки не бьются. Спикер Госдумы Володин вообще обвинил эти ведомства. Так, по данным ФСО, озвученным президентом России, 33,2% опрошенных россиян отмечают нехватку преподавателей математики, а 24,1% – нехватку учителей физики.

На этом фоне выглядит закономерным тот факт, что по итогам прошлого года спрос на репетиторов увеличился на 20%, а по некоторым предметам – на все 80%. Подавляющее число школьников выпускных классов и их родителей уверены, что без дополнительных занятий с репетитором или на курсах невозможно успешно сдать ЕГЭ. И в этой далеко непростой ситуации правительство взяло курс на полное искоренение репетиторства. По крайней мере такой вывод напрашивается при ознакомлении со Стратегией развития образования РФ до 2036 года.

Конечно, и сегодня в наших школах есть энтузиасты, болеющие за свое дело. Причем это не только остатки продукта советского педагогического образования, но и молодые учителя. С интересом читаю очередную историю про молодого педагога, ставшего победителем какого-нибудь профессионального конкурса или просто неравнодушного к детям, предмету, который он преподает. Возвращаясь к сельским педагогам, отмечу, что село живет без праведника, и во многих случаях, особенно в небольших городках и поселках, таким «праведником» оказывается именно учитель. И таких историй по стране на самом деле не так уж и мало. Однако, по-прежнему, как мне кажется, в педагогическом корпусе продолжается засилье т.н. «случайных» учителей, вроде Виктора Служкина – героя романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», у которого, кстати, не было профильного образования. Но даже те, кто оканчивают педагогические вузы, нередко делают это не из горячего желания пойти по стопам Макаренко и Сухомлинского, а по куда более приземленным причинам – нужно куда-то поступить, получить хоть какой-то диплом, вот и поступают.

В. Петров

Читайте материалы по теме в рубриках:

«Вопросы образования» – «Сколько учителей не хватает в российских школах на самом деле» (статистика по России);

– «Вне политики» – «ЮНЕСКО предупредила о нехватке учителей по всему миру» (мировые данные);

«Есть мнение» – «В верхах обеспокоены оттоком учителей из школ: кто приходит на смену уходящим» (мысли по теме обычной учительницы).

Кроме того, в последних номерах «ПО»:

– «Вопросы образования» – «Необходимо системно заниматься повышением уровня преподавателей в высших учебных заведениях» (пути выхода из ситуации) https://lawinrussia.ru/neobhodimo-sistemno-zanimatsya-povysheniem-urovnya-prepodavatelej-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah/);

– «Вопросы образования» – «Не все понимают, в чем состоит задача учителя. Интервью с ректором МГПУ Игорем Реморенко» https://lawinrussia.ru/ne-vse-ponimayut-v-chem-sostoit-zadacha-uchitelya-intervyu-s-rektorom-mgpu-igorem-remorenko/).

М. Петрова

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля