Тяжелый танк КВ-1, бывший грозой немецких панцерваффе (немецкие танковые части) в годы Великой Отечественной войны, менее известен, чем его более лёгкий собрат Т-34. Между тем, в первые месяцы фашистского вторжения именно КВ часто останавливал колонны немецких танков, рвавшихся в советские тылы. Немецкие Т-IV опасались принимать бой с КВ – его 75 мм лобовая броня казалась несокрушимой, а мощь орудий – ужасающей. Лишь вплотную приблизившись к советскому тяжёлому танку, можно было нанести ему роковое поражение, однако в маневренном бою это было сложной задачей.

В отличие от многих стран Западной Европы, где правительства относились к танковым войскам с некоторым пренебрежением, советское правительство отчётливо понимало необходимость танковых соединений. Советские специалисты наблюдали за крепнущей мощью вермахта и знали, что рано или поздно она будет использована против Советского Союза. В связи с этим в середине 30-х годов началось создание конструкторских бюро, которые были ориентированы на создание танков, способных противостоять немецким панцерваффе.

Проектировщиками КВ были два ведущих инженера – Афанасий Семёнович Ермолаев и Николай Леонидович Духов. В последующем они занимались разработкой иных модификаций этого танка, которые устраняли некоторые недостатки изначальной модели.

Первый танк КВ был выпущен на Ленинградском Кировском заводе в августе 1939 года. К началу советско-финской войны существовало лишь небольшое количество подобных танков, которые, однако же, использовались при штурме линии Маннергейма. 17 декабря 1939 года произошло первое боевое крещение КВ, которое подтвердило высокие боевые качества нового танка. Вскоре после это вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года о принятии танка на вооружение в Красную Армию.

К безусловным достоинствам нового танка относились его броня (75 мм) и мощь орудий (76-мм пушка Ф-32, а затем – ЗИС-5). Он имел дизельный двигатель мощностью в 600 лошадиных сил. Его слабостями были вес (63 тонны) и ненадёжная трансмиссия.

С февраля 1940 года началось серийное производство танков КВ. В общей сложности за 1940-1942 годы было произведено 2769 танков. До 1943 года КВ считался лучшим танком Восточного фронта и нанёс немецким панцерваффе огромные потери.

Об эффективности нового танка свидетельствует боевой случай – в августе 1941 года под Гатчиной рота из пяти танков КВ уничтожила 43 немецких танка при потере одного своего.

«Клим Ворошилов» оставался лидером до появления на фронте пресловутых «Тигров» и «Пантер». С ними КВ тягаться уже не мог, потребовалась его усиленная модернизация.

Любопытно, что последнее массовое применение КВ имело место там же, где и начиналось – на финском фронте. В 1944 году соединение этих танков снова прорывало линию Маннергейма.

Вклад «Клима Ворошилова» в победу сложно переоценить. По сути, это был главный тяжёлый танк нашей армии, который вытянул сражения 1941-1943 гг. В данный момент многие из этих машин являются изюминкой музеев Великой Отечественной войны. С гордостью можно сказать, что в танкостроении мы долго были «впереди планеты всей», а в годы самой жестокой войны развеяли миф о непобедимости легендарных немецких панцерваффе.  

Источник: https://politinform.su/164261-tjazhelyj-tank-klim-voroshilov-groza-nemeckih-pancervaffe.html

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля