
Аннотация. Предпринята попытка оценить степень распространения трудовой девиации молодежи через специфические статистические показатели — и рассмотреть данные тенденции в региональном аспекте. Приводится теоретическое и статистическое обоснование значимости данного вопроса как проблемы, возникающей при формировании сбалансированного рынка труда и его стратегической устойчивости. На примере отдельных групп стран представлены более детальные оценки факторного формирования поведенческой девиации молодежи, сопоставленные с отдельными экономическими показателями развития экономики и рынка труда рассматриваемых стран. Приводятся корреляционные и регрессионные оценки выбранных для анализа показателей, чтобы точнее определить значимость проблемы трудовой девиации молодежи на региональных рынках труда. Делается вывод: трудовая девиация молодежи вызвана далеко не экономи-ческими факторами, а проблема ее определения острее, чем можно предположить, и потому тем более важна для дальнейшего изучения.
Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, группа стран, молодежь, трудовая девиация
Abstract. The author attempts to evaluate the extent of the spread of youth labor deviation through specific statistical indicators and to consider these trends in the regional aspect. The theoretical and statistical substantiation of the importance of this issue as a problem in the formation of a balanced labor market and its strategic stability is given. Using the example of individual groups of countries, more detailed evaluations of the factor formation of behavioral deviation of young people are presented in comparison with individual economic indicators of the development of the economy and labor market of the countries under consideration. Correlation and regression estimates of the indicators selected for analysis are given in order to more accurately determine the significance of the problem of youth labor deviation in regional labor markets. It has been concluded that the labor deviation of young people is not only and not so much caused by economic factors, hence the problem of determining it is more acute than it was supposed to be and all the more important for further study.
Keywords: labor market, labor force, countries group, youth, labor deviation
For citation: Falkovskaya K. I. “Labor Deviation of Youth on the Example of a Group of Countries”. Economic and Social Research 3 (39) (2023): 127—135. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-127-135 EDN: GIPPRP.
Введение
Проблема трудовой девиации молодежи в отношении работы и профессионального обучения сегодня весьма остра и может быть вызвана различными факторами, такими как низкий уровень мотивации, несоответствие ожиданий и реальности, отсутствие перспектив на будущее, недостаточная информированность о возможностях образования и тру-доустройства. Кроме того, социальные и эко-номические проблемы, а именно безработица, для того, чтобы оценить эффективность государственной политики в области занято-сти и образования. Высокий уровень NEET может свидетельствовать о проблемах в эко-номике и образовании, а также о недостаточ-ной поддержке молодежи со стороны государства.
Сегодня поколение NEET — общемировое явление, и оно бросает вызов социальной и экономической политике. В общемировой практике молодежь, которая не учится и не работает, описыва-ется показателем NEET (Not in Education, Employment nor Training), а соответствующая молодежная группа определяется как поко-ление NEET. NEET — это показатель, отра-жающий долю молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, которые не учатся, не работают и не проходят профессиональное обучение. Этот показатель служит важным индикатором социально-экономической ситуации в стране и мире и может быть использован водят к появлению этого поколения, — низкий уровень образования, экономиче-скую нестабильность, социальную изоля-цию и отсутствие возможностей для разви-тия карьеры.
Один из основных способов борьбы с проблемой NEET — создание программ и инициатив, которые помогают молодым людям получить образование, навыки и опыт работы. Это могут быть программы под-держки для поиска работы, обучения и ста-жировок, а также социальные программы, направленные на улучшение здоровья и бла-гополучия молодых людей.
Исследование проблемы Исследователи продолжают изучать поколение NEET, чтобы лучше понимать при-чины и последствия этого явления и разра-батывать более эффективные стратегии для борьбы с этой проблемой.
Существует несколько моделей трудовой демотивации молодежи.
1. Модель безысходности. Молодые люди считают, что у них нет возможности получить работу с достойной зарплатой и перспективами на карьерный рост. Это лишает мотивации и ухудшает психологическое состояние.
2. Модель несправедливости. Молодые люди чувствуют, что к ним несправедливо относятся на рабочем месте — и это вызы-вает недовольство и ухудшает мотивацию.
3. Модель непонимания. Молодые люди часто не понимают, какую пользу они приносят своей работой и как она связана с целями компании. Из-за этого исчезает мотивация и пропадает понимание своей роли на рабочем месте.
4. Модель отсутствия перспектив. Молодые люди не видят перспектив для карьерного роста и развития в компании, что ухудшает мотивацию и не дает искать другие возможности.
Решение проблемы трудовой демотивации молодежи должно учитывать все эти модели и предоставлять молодым людям возможности для профессионального и личностного развития.
Трудовая демотивация (как один из факторов NEET) подразумевает чувство «профессионального отчаяния», направленное на рынок труда. С точки зрения статистики, данная категория молодежи не имеет ра-боты, но может работать, однако не ищет работу. Причинами этого могут быть:
• незнание того, как и где искать работу;
• неспособность найти работу, соответствующую навыкам;
• ситуация, когда предыдущие поиски работы не привели ни к каким результатам;
• ощущение себя слишком молодым (молодой), чтобы найти работу;
• чувство, что в области поиска нет свободных рабочих мест.
В мире трудовую мотивацию и профессиональную ориентацию молодежи исследуют различные организации и ученые. Вот некоторые из них: Международная организация труда (МОТ), Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Национальный институт труда и социальных исследований (НИТСИ), университеты и научные центры различных стран:
1) МОТ проводит исследования по трудовой мотивации и профессиональной ори-ентации молодежи в различных странах мира;
2) Всемирный банк публикует отчеты и исследования по трудовой мотивации и занятости молодежи в различных регионах мира;
3) ОЭСР исследует трудовую мотивацию и профессиональную ориентацию молодежи в странах — членах ОЭСР;
4) НИТСИ исследует трудовую мотива-цию и занятость молодежи в России;
5) университеты и научные центры раз-личных стран исследуют трудовую мотивацию и профессиональную ориентацию мо-лодежи в различных областях знаний.
Нередко эксперты, оценивая данную часть молодежной страты, прибегают к термину «потерянное поколение», тем самым пытаясь привлечь особое внимание к про-блемам формирования рабочей силы в молодежной среде, поскольку именно эта среда станет определяющей для дальнейшего развития рынка труда на национальном уровне. В исследовании «Социально-демографи-ческие поколения современной России: вос-производство и взаимодействие» Е. И. Ива-нова [1] анализирует причины и последствия потери мотивации и целей у молодежи и предлагает пути решения этой проблемы. Автор предлагает новые подходы к обучению, которые помогут молодым людям найти важные именно для них интересы и цели, а также развить мотивацию и уверенность в своих силах. В изучении проблемы «потерянного поколения» также участвовали и другие авторы. Крис Миллер [2], в частности, анализирует проблемы NEET среди молодежи в разных странах мира. Он исследует, какие факторы могут привести к этому состоянию, а также какие последствия это состояние мо-жет иметь для общества в целом. Он также предлагает решения для тех, кто уже оказался в этой ситуации.
В то время как в других контекстах Организация Объединенных Наций определяет молодежь как лиц в возрасте от 15 до 24 лет, в рамках рассматриваемой проблема-тики формирования рабочей силы, которая включает на первом этапе систему «от школы к работе», под молодежью понимаются все лица в возрасте от 15 до 29 лет. Тем самым ООН признает, что некоторые молодые люди остаются в системе образования дольше, а также что подобные возрастные рамки позволяют дольше отслеживать начало трудовой деятельности молодых людей.
Показатели перехода от учебы к работе были разработаны в мировой практике (как правило, международными организациями — ООН, МОТ) для того, чтобы более подробно классифицировать пути перехода молодых людей на рынке труда. С помощью одного из подобных показателей молодежь делят на три группы — в соответствии с их этапом перехода от учебы к работе:
(I) человек прошел переход;
(II) человек находится в переходном периоде;
(III) переход еще не начался. Успешный, качественный (с точки зрения процесса формирования рабочей силы) переход от образования к работе — важный аспект развития человеческого капитала.
Ключевые показатели оценки этого перехода — уровень занятости, удовлетворенность работой, уровень дохода и возможности карьерного роста. Другие факторы, которые могут повлиять на этот переход, включают в себя наличие рабочих мест, качество образовательных программ и про-фессиональных тренингов, а также уровень навыков и квалификации, требуемых рабо-тодателями. Если разработать эффективную политику занятости и программы професфессиональных тренингов, а также уровень навыков и квалификации, требуемых работодателями. Если разработать эффективную политику занятости и программы профессиональной подготовки для поддержки
людей в переходе от образования к работе, чтобы сделать этот переход успешным, это
может улучшить экономические и социальные результаты для индивидуумов и общества в целом.
Оценки проблемы
По данным статистики, коэффициент NEET в основных группах стран за последние 20 лет высок, сохраняется на прежнем уровне и нахо-дится в диапазоне от 10 % в ЕС, 20 % в Латинской Америке и до 30 % в Южной Азии (рис. 1).
Оценивая корреляционные показатели (см. табл. 1) общемировых тенденций к изменению коэффициента NEET по группам стран разного уровня социально-экономического развития, можно отметить, что существует слабая корреляционная зависимость между количеством молодежи из группы NEET и территорией ее проживания. Попадание молодых людей в данную группу во многом связано не столько с базовыми характери-стиками рынка труда и общими трудовыми ожиданиями молодежи, сколько со спецификой системы «учеба — работа», представлен-ной на разных территориях, в разных макро-экономических регионах, в разных странах и требующей специфических, территориальных условий.
ОЭСР была создана в 1961 г. для коор-динации экономической политики между странами-членами. В настоящее время ОЭСР объединяет 38 стран, в том числе США, Ка-наду, Японию, Австралию, Новую Зеландию и большинство стран Европы. Большинство стран ОЭСР относятся к группе стран с высоким уровнем дохода (по классификации Всемирного банка). Страны ОЭСР также лидируют в области научных исследований и инноваций. Это связано с тем, что они инвестируют значительные средства в научные исследования и разработки.
Таблица 1 Коэффициенты корреляционной зависимости показателей NEET по отдельным группам стран

Рис. 2. Частотность распределения показателя NEET по отдельным группам стран

Это связано с тем, что они инвестируют значительные средства в научные исследования и разработки. Например, Япония — лидер в робототехнике, а США — в информационных технологиях. Страны ОЭСР также известны своими демократическими институтами и свободой прессы. В них сильные правовые системы и высокий уровень защиты прав человека. Это делает их привлекательными для бизнеса и инвесторов. Однако, несмотря на все свои достижения, страны ОЭСР также сталкиваются с рядом проблем. Например, им бросают вызов изменения климата, миграция и бедность. Кроме того, для многих стран ОЭСР актуальны такие проблемы, как старение населения и уменьшение рождаемости. Если подытожить, в целом страны
ОЭСР — одни из самых развитых и процветающих в мире. В них высокий уровень
жизни, развитая экономика и инфраструктура, а также сильные демократические
институты. Однако они сталкиваются с вызовами и проблемами, которые требуют ре-
шения в ближайшем будущем.
Рынок труда в странах ОЭСР исследуют различные организации и учреждения, такие как сама ОЭСР, МОТ, Европейская комис-сия и национальные институты статистики и экономических исследований. Также ис-следования проводят университеты и независимые исследовательские центры. Исследования рынка труда в странах ОЭСР показывают, что там высок уровень занятости и низок уровень безработицы. Однако страны разли-чаются между собой, и некоторые сталкиваются с проблемой неравенства на рынке труда.
Например, в США и Великобритании высокого уровня достигает неравенство доходов, а социальные права работников за-щищены недостаточно. В то же время в стра-нах Скандинавии и Германии доходы рас-пределяются более равномерно, а социальная защита работников достигает высокого уровня.
Исследования также показывают, что в странах ОЭСР различается оплата труда мужчин и женщин. Женщины в среднем получают за свою работу меньше, чем муж-чины, и часто сталкиваются с проблемой прерывистой занятости из-за детей или ухода за больными родственниками.
Одним из вызовов для стран ОЭСР становится также растущая конкуренция на мировом рынке труда. В связи с этим многие страны ОЭСР прикладывают все больше сил к образованию и поддержке инноваций, чтобы обеспечить высокий уровень кваликвалификации своих работников и сохранить свою конкурентоспособность.
Для решения проблемы трудовой демо-тивации молодежи важно проводить социально-экономические реформы, направлен-ные на улучшение условий труда и создание новых рабочих мест. Также необходимо организовывать обучение и тренинги для мо-лодых людей, чтобы они могли развиваться профессионально и повышать квалификацию. Чтобы решить проблему трудовой демотивации молодежи, важно также создать условия для социальной мобильности и упро-стить доступ к образованию и здравоохранению. Это поможет молодым людям получить необходимые знания и навыки для успешной карьеры и наладить более хорошую жизнь в целом.
В целом исследования рынка труда в стра-нах ОЭСР показывают, что в них высокий уровень занятости и низкий уровень безра-ботицы, но они сталкиваются с проблемами неравенства, с различиями в оплате труда и с конкуренцией на мировом рынке труда. Один из наиболее актуальных вопросов, свя-занных с рынком труда в странах ОЭСР, — проблема трудовой демотивации молодежи. Эта проблема возникает из-за нескольких факторов, таких как высокая безработица среди молодых людей, низкие зарплаты и от-сутствие перспектив для карьерного роста. Исследования показывают, что многие мо-лодые люди не видят смысла в том, чтобы работать за низкую зарплату и без перспек-тивы карьерного роста. Они также часто сталкиваются с дискриминацией на рабчем месте и несправедливыми условиями труда.
Для решения проблемы трудовой демотивации молодежи важно проводить социально-экономические реформы, направленные на улучшение условий труда и создание новых рабочих мест. Также необходимо организовывать обучение и тренинги для молодых людей, чтобы они могли развиваться профессионально и повышать квалификацию. Чтобы решить проблему трудовой демотивации молодежи, важно также создать условия для социальной мобильности и упростить доступ к образованию и здравоохранению. Это поможет молодым людям получить
необходимые знания и навыки для успешной карьеры и наладить более хорошую жизнь
в целом.
Так, уровень странах ОЭСР уровень показателя NEET за период 2004—2021 гг. изменился
с 16 % до 14,8 % — при этом в период 2015—2019 гг. он значимо снизился до уровня 13 %.
Уровень ВВП в этих странах за рассматриваемый период вырос практически в 2 раза —
и составил немногим более половины мирового ВВП. Уровень безработицы изменялся волнообразно, достигая максимальных значений (8,4 %) в 2010 г. и минималь-ных (5,77 %) — в 2007 г.; в целом за рассмат-риваемый период он скорее сокращался: с 7 % в 2004 г. до 6 % в 2021 г. Охват школь-ным образованием составил в странах ОЭСР практически 100 %. При этом доля трудоспо-собного населения (15—64 лет) изменилась с 66,5 % в 2004 г. до 64,87 % в 2021 г.; налицо неуклонное уменьшение (см. табл. 2).
Регрессионный анализ отдельных пока-зателей экономического развития и рынка труда стран ОЭСР (табл. 3) позволяет сделать ряд выводов.
В табл. 3 использованы статистические обозначения: R2 — показатель оценки качества модели; Radj — уточняющий показатель оценки качества модели; F — показатель ценки значимости зависимости; df — количество наблюдений в модели. Для каждой переменной X рассчитаны коэффициенты, отражающие степень влияния данной переменной на итоговый результат модели.
Таблица 2 Отдельные показатели экономического развития и рынка труда

* Показатель t-критерия Стьюдента говорит о значимости переменной Х при уровне значимости менее 0,05, т. е. данная зависимость выполняется в 95 % случаев.
Полученные данные регрессионного анализа позволяют сделать вывод о положительной связи между коэффициентом NEET и переменными Х2 (уровень безработицы) и Х4 (уровень трудоспособного населения). Особенной статистической значимостью обладает характер зависимости определяемой переменной и переменной Х2, что подтверждается показателем критерия Стьюдента. Отрицательная и крайне слабая зависимость отмечается для переменных Х1 (ВВП) и Х3 (охват школьным образованием), что свидетельствует о слабом воздействии на
формирование категории NEET общей экономической ситуации в обществе, а также
общего уровня первичной образовательной подготовки.
Результаты регрессионного анализа показывают, что уровень безработицы и количество трудоспособного населения сильно влияют на категорию NEET, тогда как ВВП и покрытие начальным образованием воздействуют на эту же категорию слабо.
Заключение
Таким образом, среди ценностных предпосылок экономического поведения студенческой молодежи, направленных на форми-рование профессионального капитала, мы фиксируем не только и не столько экономические мотивы демотивации к труду и профессиональному образованию, сколько прочие мотивы, лежащие вне экономического пространства.
NEET — по сути, показатель трудовой девиации молодежи, — предопределяется в мотивационной системе студенческой моло-дежи преимущественно личностными и социальными факторами, но не факторами экономического характера.
Список литературы и источников
1. Иванова Е. И. Социально-демографические поколения современной России: воспроиз-водство и взаимодействие. М.: Амалданик, 2012. 431 с. EDN: TUDCNQ.
2. Miller Ch. The Struggle to Save the Soviet Econ-omy: Mikhail Gorbachev and the Collapse of the USSR. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2016. 456 p.
References
1. Ivanova E. I. Socio-Demographic Generations of Modern Russia: Reproduction and Interaction. Moscow: Amaldanik, 2012. 431 p. (In Russian.) EDN: TUDCNQ.
2. Miller Chris. The Struggle to Save the Soviet Econ-omy: Mikhail Gorbachev and the Collapse of the USSR. Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press, 2016. 456 p.
Информация об авторе
Фальковская Ксения Игоревна — кандидат социологических наук, доцент, доцент ка-федры стратегического управления ТЭК, Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследователь-ский университет) имени И. М. Губкина (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., 65).
Information about the author
Ksenia I. Falkovskaya — Cand. Sci. (Sociol.), Assoc. Prof., Associate Professor at the De-partment of Strategic Management of the Fuel and Energy Complex, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) (Russia, 119991, Moscow, Leninsky Ave., 65).
Статья поступила в редакцию 17.06.2023.
The article was submitted 17.06.2023.
Экономические и социально-гуманитарные исследования •№ 3 (39) •2023
К. И. Фальковская
Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, Москва, Россия, kseniafalk@mail.ru
Для цитирования: Фальковская К. И. Трудовая девиация молодежи на примере группы стран // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 3 (39). С. 127—135. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-127-135 EDN: GIPPRP.
Original article
Labor deviation of youth on the example of a group of countries
K. I. Falkovskaya
Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), Moscow, Russia
kseniafalk@mail.ru © Фальковская К. И.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-deviatsiya-molodezhi-na-primere-gruppy-stran