Эти строки поэт посвятил своей второй музе, фактически уведя супругу у своего лучшего друга и оставив при этом свою первую семью. Они разорвали отношения со своими «половинками» и укатили на Кавказ, где провели незабываемые в их жизни недели. Чувства возобладали над разумом, но они не всегда являются залогом личного счастья. «Будущность» второй музы продлилась 16 лет, и ее постигла участь первой.

Когда Борис Леонидович Пастернак первый раз увидел Зинаиду Нейгауз, то понял, что он встретил женщину, которую ни за что не должен упустить: рядом с ней хотелось не просто творить, хотелось жить. У него была семья, сын, да и Зинаида уже 10 лет была в законном браке.

Все свои переживания он повествует в стихотворении «Никого не будет в доме…», созданном в 1931 году, в котором автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью, он испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье.

Его первая супруга была художницей, они поженились в 1922 году, через год родился сын Евгений.

Однако этим браком Пастернак не был удовлетворён, они оба – творческие люди на момент создания семьи, только искавшие себя в искусстве. После рождения сына кому-то нужно было заниматься бытом и воспитывать сына, но Евгения категорически не хотела заниматься домашними делами, и даже приготовление чая было обязанностью мужа – Пастернака это раздражало. Так длилось семь лет, до 1931 года пока на даче у друга Генриха Нейгауза не познакомился с его женой Зинаидой.

Они стали дружить семьями, и Пастернак невольно сравнивал Зинаиду со своей женой, это был контраст – однажды он увидел, как Зинаида воодушевлённо моет полы на даче, а как она прекрасно готовила, а в какой чистоте содержала дом, он не мог такого ожидать от своей супруги.

Он признался Генриху, что влюблён в его жену, требовалось какое-то решение, все участники драмы страдали, влюблённых грызла совесть, у Зинаиды в браке было два сына, она пыталась вернуться к мужу и детям, но не могла жить без Бори.

Сразу после первых дней близости с Борисом Пастернаком Зинаида Николаевна написала письмо своему первому мужу, пианисту Генриху Нейгаузу.
Тот был на гастролях. В письме Зинаида Николаевна без утайки выложила всю правду. Рассказывают, что Генрих Густавович получил этот послание накануне концерта. Посредине выступления он закрыл рояль и заплакал.

Вторая семья

Пастернака тоже мучила совесть перед женой и целый год в нём продолжалась борьба между чувством и долгом. Пожив так некоторое время, Борис и Зинаида в 1932 году создали свою семью, в 1938 году у них родился сын Леонид.

Однако, отношения в этом браке были совсем не ровные, когда прошла первая влюблённость, стало понятно, что ни о каком почтении речи быть не может. Зинаида была прямым человеком и говорила всё, что думает. Когда он ей читал свои произведения, она могла так критично высказаться, что у него опускались руки.

Во время войны, Пастернак остался под Москвой, в Переделкино, а Зинаида с сыном уехали в эвакуацию. Они переписывались, но даже в письмах с её стороны слышались постоянные упрёки и недовольства по-разному поводу, ни о какой душевности речи не шло.

За несколько дней до Победы умер сын Зинаиды от первого брака. Она была убита горем, заболела и стала выглядеть настолько плохо, что близкая подруга Ирина Асмус предложила ей написать завещание, но она выжила.

В 1946 году в окружении Пастернаков появилась – секретарша Константина Симонова Ольга Ивинская. «Она сообщила, что вдова, её муж повесился и у неё двое детей: старшей девочке 12 лет, а мальчику 5. Наружностью она мне понравилась, а манерой разговаривать – наоборот. Несмотря на кокетство, в ней было что-то истерическое. Она очень заигрывала с Борей», – вспоминала Зинаида Николаевна.

Муза и вдохновение

О том, что Пастернак с ней сблизился, Зинаида Николаевна не только знала, но и по-своему оправдывала мужа: «У меня было чувство вины, и до сих пор я считаю, что я во всём виновата. Моя общественная деятельность в Чистополе и Москве затянула меня с головой, я забросила Борю, он почти всегда был один, и ещё одно интимное обстоятельство, которое я не могу обойти, сыграло свою роль. Дело в том, что после потрясшей меня смерти Адика мне казались близкие отношения кощунственными и я не всегда могла выполнить обязанности жены. Я стала быстро стариться и, если можно так выразиться, сдала свои позиции жены и хозяйки».

Ольга работала в журнале «Новый мир», в отделе начинающих писателей, где и встретилась с Борисом Пастернаком, они разговорились, и он ей признался, что хочет написать роман. Она как-то незаметно вошла в его духовную жизнь, и образ Лары в его романе родился благодаря Ольге, её внутренней красоте и странной таинственности, чего так была лишена Зинаида.

Он начал работать над романом «Доктор Живаго», Ольга его вдохновляла, сначала их отношения носили дружеский характер, но позже возникли более глубокие чувства.

Близкие и друзья поэта обрушили на Ивинскую бурю негодования, обвиняя её в коварстве и подлости, заставляли расстаться с Пастернаком, требовали от него прекратить порочную связь. А Пастернак признавался одной из знакомых: «Я весь, и душа моя, и любовь, и моё творчество, всё принадлежит Олюше, а Зине, жене, остаётся один декорум, но пусть он ей остаётся, что-то должно остаться, я ей так обязан».

Роман «Доктор Живаго», травля писателя

Писатель работал над романом почти 10 лет. Его роман – история врача, который теряет любимых и родных из-за нищеты, репрессий, голода, душевных терзаний, это история России от начала века до 1929 года, увиденная глазами её гражданина. Первая реакция на главы романа, что автор «живёт в разладе с новой действительностью» и «советская литература не может мириться с его поэзией».

Когда в 1955 году Борис Пастернак закончил последнюю главу «Доктора Живаго» и ни одно издательство не взялось его публиковать, он согласился на издание романа в Италии. Спустя два года произведение вышло в свет, а в 1958 году писателю дали Нобелевскую премию.

Писателя начали травить, обвинив его в измене родине, называли Иудой, в октябре 1958 года исключили из Союза писателей СССР. Доведённый до отчаяния автор отправил телеграмму в Шведскую Академию: «В связи с тем, как было встречено присуждение мне Нобелевской премии в том обществе, к которому я принадлежу, я считаю необходимым отказаться от неё и прошу не принять это как обиду».

Пастернак замкнулся и закрылся от людей и уже никуда не выезжал из Переделкино. Здоровье резко пошатнулось, случился инфаркт, помогала выжить переписка с Ольгой.

В марте 1959 года он писал Ивинской: «Родная Олюша моя… Я чувствую тебя такой неотделимой от себя… Радость моя, прелесть моя, какое невероятное счастье, что ты есть на свете, что в мире есть эта едва представимая возможность увидеть тебя, что ты меня терпишь, что ты мне позволяешь изливать и вываливать тебе всё, что от встречи к встрече накопилось и собралось у меня в мыслях и душе…»

Вскоре врачи, проведя рентгенологическое исследование, определили у него рак лёгких. Ивинская, узнав, что состояние любимого ухудшается, попыталась приехать к нему, однако родственники поэта запретили ей приходить в их дом, она стояла и плакала под окном.

Перед смертью писатель говорил родным, что рад умереть, что больше не может видеть людскую подлость и что уходит не примирённым с жизнью. 30 мая 1960 года Бориса Пастернака не стало.

На задворках “Литературной газеты” мелким шрифтом напечатали сообщение, что в Переделкино на 71-ом году жизни скончался литератор Б.Л. Пастернак.

Послесловие

Через год после его смерти у Зинаиды Николаевны случился инфаркт. Она осталась фактически без средств к существованию. Сохранился черновик её письма к Хрущёву с просьбой «не оставлять в безвыходном положении», так как «очень тяжело на старости лет оказаться необеспеченной, без пенсии и не иметь уверенности в завтрашнем дне и не знать, как расплатиться с долгами». Умерла Зинаида Пастернак в 1966 году от той же болезни, что и её муж, – от рака лёгких. Похоронена была на Переделкинском кладбище – рядом с могилой Пастернака.

Роман “Доктор Живаго” напечатали в 1988 году в журнале “Новый мир”, через несколько лет вышло полное собрание сочинений Бориса Пастернака.

В 1976 году на экранах страны появился фильм «Ирония судьбы или С лёгким паром», в который режиссёр Эльдар Рязанов включил песню на стихи поэта и зрители смогли массово познакомиться с творчеством Бориса Пастернака:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек.
Один зимний день в сквозном проёме
незадёрнутых гардин…

Источник: https://dzen.ru/a/ZPoElG-PQzR-i4z2

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля