Со второй половины XX века, после немецкого нацизма, утвердилась неформальная норма, по которой о народах не следует судить слишком определённо. Люди, государство, экономика, общественное устройство могут быть плохими или хорошими, а говорить плохо о каком-либо народе – это шовинизм, национализм, расизм. Хотя нам возвеличивать свой народ – это тоже шовинизм, нацизм, расизм. Но народы, как и люди, своеобразны: есть народы энергичные и ленивые, сильные и слабые, талантливые и не очень. Одни народы доживают до старости и умирают естественной смертью, другие преждевременно гибнут от внутренних болезней или от суровых условий, внешнего насилия. Народы имеют характер, который оформляется в зрелом возрасте. Разные люди, принадлежащие к одному народу, склонны к одинаковому поведению, похожим манерам, типическим отношениям и связям, близким оценкам и суждениям, схожему складу ума, у них общие ценности. В критических ситуациях между людьми, разделёнными разнообразными перегородками, вызываются сильнейшие чувства национального родства. На чём основываются национальное единство, которые не осознаётся людьми, но делает представителей одного народа похожими друг на друга и отличными от представителей других народов?

Народ – не хаотическое множество людей, как утверждают одни, но и не соборная личность, как полагают другие. Личностью, или персоной, является только человек. Народ представляет собой соборный организм, имеющий соборную душу. Как и индивидуальная душа человека, соборная душа народа создаётся Творцом и с первого мгновения в творческом диалоге с Богом самоопределяется к бытию, формируя свою земную миссию. Творец разделяет племена и в масштабах миссии всемирного преображения наделяет каждый народ определённым предназначением, которое воспринимается душой народа свободно. Сочетание Божественного призыва и человеческого отклика и наделяет народ сущностью, выражающейся в его характере. Вечная душа народа, или его национальный дух, отражается в единстве миросозерцания различных людей, в их общих представлениях о добре и зле, в родственных переживаниях истории, в национальном идеале.

Жизнь есть принятие душой бремени плоти и выполнение Богом данной и свободно в вечности принятой творческой миссии. Метафизическое сообщество человеческих душ и объединяет их в народы. На земле это отражается в единстве исторической судьбы и ответственности. Потомки несут историческую эстафету предков и отвечают за содеянное ими. Те, кто разделяют историческую судьбу народа, входят в него. Человек способен «откорректировать» свой небесный выбор, изменить свою национальную принадлежность, но это означает отказ от своего предвечного назначения, что ведёт к деградации и изменению характера.

От своего народа человек получает условия очеловечивания: язык, социализацию, культуру, цивилизацию, обустроенное пространство и конкретную эпоху. Благодаря родительскому лону народа и отеческому воспитанию человеческое существо может стать суверенной личностью и в этом качестве получить возможность связи с другими народами, увлечься ими настолько, чтобы покинуть отчий дом и стать, например, европейцем. Но только свободная личность, достигшая высшей формы персонализации, вполне осознаёт свою сопричастность народу. Она ощущает национальное как продолжение себя, плоды ее деятельности сохраняются народом и вплетаются в национальную культуру.

Люди, принадлежащие к одному народу, бесконечно разнообразны, отдельный человек может выражать национальный характер только частично. В народе может быть множество людей с противоположными свойствами. Национальный характер выражается в симфонической воле народа, в общенациональных деяниях, которые видны в крупных исторических масштабах. Общая природа так или иначе сказывается в каждой индивидуальности.

National self-determination is a constitutive property of the individual

The people is a conciliar organism, having a conciliar soul.  A metaphysical community of human souls and unites them into peoples. On earth, this is reflected in the unity of historical destiny and responsibility.

There can be a lot of people with opposite properties in the people. The national character is expressed in the symphonic will of the people, in national deeds that are visible on a large historical scale. The general nature somehow affects each individual.

Viktor AKSYUCHITS

Источник: https://t.me/RossiyaNeEvropa/24480

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля