Ситуация противостояния с коллективным Западом ставит перед российским образованием задачу максимально соответствовать новому этапу развития страны. По нашему мнению, для этого необходимо следующее:
1. Полный отказ от Болонской системы. Необходимо понять, что именно из опыта настоящей (а не введенной в России) Болонской системы можно использовать отдельные элементы. Специализация при подготовке студентов необходима, в противном случае мы имеем специалиста, который получил знания «обо всём и ни о чём». Другой вопрос, что делать это возможно и в рамках специалитета, причём в советской системе на это давалось больше времени, чем сегодня. Переход на специалитет не только уничтожит искусственное деление на бакалавров и магистров, но и обеспечит единство подхода в подготовке специалиста (в системе бакалавриат-специалитет такое единство отсутствовало).
2. Необходимо прекратить рассматривать вузы как коммерческие предприятия, созданные для извлечения прибыли. В основе их деятельности должна лежать образовательная составляющая, а не попытки привлечь максимальное число студентов (независимо от их способностей овладеть программой по специальности), а затем «как-нибудь» дотащить их до получения диплома, чтобы в максимальной степени сохранить гос. финансирование. Необходимо снизить административно-бумажную нагрузку на преподавателя, прекратить «оптимизацию» образования, постоянные сокращения преподавательских кадров, поскольку кадровый голод реально существует в вузах, особенно в провинции, уже сегодня. Завтра ситуация рискует стать просто катастрофической.
3. Серьёзные задачи стоят и перед средним образованием. Самая важная задача среднего образования состоит в воспитании Гражданина. Сегодня фактически ликвидирован советский институт Аттестата Зрелости. Выпускники средних школ сдавали 5-7 экзаменов по окончании средней школы, среди которых были история и литература. Сегодня же обязательными экзаменами являются только русский язык и математика: чем не подготовка будущих «граждан мира»! Необходимо вернуть экзамены на аттестат зрелости.Если выпускник не хочет поступать в ВУЗ, то он может сдавать только 2 экзамена: математику и русский язык, оценка которого снижена до нижнего порога грамотности (32 балла?). Выпускные экзамены на Аттестат зрелости и вступительные экзамены должны быть разделены, как было в Советское время.
4. Необходимость реформирования ЕГЭ. Плоха не сама идея единого государственного экзамена, а методы её воплощения, особенно в гуманитарных предметах. Чтобы избежать перекосов и субъективизма в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ, необходимы единые, утверждённые государством учебники. Дискуссии и разные подходы хороши в академической среде, но при подготовке студента они должны быть минимизированы, при подготовке ученика – в принципе исключены. Нельзя в учебниках давать одну трактовку, а в КИМах требовать другую. ЕГЭ должен быть направлен на выявление реальных знаний учащихся, а не превращаться в лотерею с непредсказуемым исходом.
5. Необходимо чётко увязать задачи образования с задачами социально-экономического развития страны. Без этого невозможны никакие успешные реформы ни в экономике, ни в образовании. Развитие реального сектора экономики и развитие образования – звенья одной цепи, причём первое имеет определяющее значение для второго. Возникновение новых предприятий поставит перед образованием задачи увеличения количества выпускников, равно как и качества их подготовки. Со своей стороны, повышение уровня подготовки специалистов ВУЗами будет «провоцировать» дальнейшее промышленное и научно-техническое развитие страны. Как следствие этого – всесторонне развитие учебных заведений, рост зарплат и повышение престижа профессии преподавателя. Возвращение в экономику плановых показателей поможет определить нужное количество специалистов для подготовки в ВУЗах. Будет решена проблема «нужности» выпускников.
Это, конечно, не полный перечень задач, но без решения их ни о каком успешном развитии образования говорить не приходится.
Источник: https://iarex.ru/news/88328.html