
Одна из причин того, что в России население живет беднее граждан западных стран состоит в том, что за труд, одинаковый по результативности с показателями Европы и США, большинству работающих у нас платят втрое-вчетверо меньше, чем следует из достигнутых экономических результатов.
По оценкам мировых аналитических центров (данные за 2017 год) с учетом ППС на душу населения в США и России ВВП составляет соответственно $56,3 тыс. и $28,8 тыс., а зарплата наёмного персонала в России в 4 раза ниже. Из-за этого значительная часть произведенной в России реальной продукции не может быть приобретена нашим населением и вывозится на экспорт, не замещаясь, как положено, равноценным импортом, несмотря на то что за границу вывозится дешевле, чем продукция стоит в России (по паритету покупательной способности – ППС). Т.к. накапливаемые валютные резервы никогда не попадают ни одному жителю России, кроме незначительной группы лиц, да и у тех, как выяснилось, отбирают в любой момент.
По удельному количеству миллиардеров, отнесённых на объёмы производства Россия опережает весь мир. Кроме того, в России используется неэффективный, несовременный и научно ошибочный порядок взимания налогов и выплат работающим.
В более процветающих странах сначала всё заработанное оплачивается людям, а затем с этих больших сумм собираются налоги. В России же, сначала отбираются у предприятий и людей налоги, а людям выплачивается маленькая зарплата, а часть собранного пропадает или тратится нерационально. С низкой оплаты собирается соответственно и маленький объём налогов на доходы физических лиц (НДФЛ). Например, в России в 2019 г. собрано НДФЛ по курсу с учётом паритета покупательной способности (ППС) $152 млрд, а в США $1718 млрд, т.е. в 11 раз больше, а на душу населения в 5,1 раз, это не объясняется только приростом от существующих там элементов прогрессивной системы обложения, а у нас, напротив, снижением НДФЛ из-за низких ставок налогообложения многих доходов богатого населения. Причина – в ошибочной организации самой налоговой системы.
Маленькие зарплаты порождают маленький спрос, производство для внутреннего потребления сжимается. И не из-за происков врагов Россия в нынешних границах, производя в 1990 г. одинаковое количество продукции с Китаем, сейчас отстаёт почти в 6 раз.
Низкая оплата труда, низкие пенсии, низкие выплаты детям – главное оружие, усиленное ежегодным безвозмездным вывозом почти 7% всей производственной продукции, убивающее Россию. Основная причина грандиозной демографической катастрофы! Мы недосчитываемся более 40млн. человек населения к сегодняшним 146 млн чел. В России жило бы более 180 млн чел., если сохранились бы условия оплаты и другие условия жизни Советского Союза, как теперь бездоказательно любят утверждать, неэффективного. Хотя он по средней продолжительности жизни догнал США, а по уровню образованности обгонял.
Но процесс можно и нужно повернуть к развитию и процветанию для всех до единого 146 млн граждан России, и сделать это без революционных катаклизмов следующим образом (приведенные здесь и далее оценки сделаны применительно к доковидной ситуации 2019 года):
– налоги на имущество предприятий и граждан (1,1 трлн руб.);
– налог на добавленную стоимость (НДС) (≈10 трлн руб.);
– сбор в пенсионный и медицинский фонды (≈7,5 трлн руб.);
2) обязывает предприятия направить все эти 18 трлн руб., оставленные у предприятий, на прирост зарплаты, т.е. +42% к сегодняшнему фонду зарплаты наёмного персонала (в 2019 г. 42 трлн руб.).
При этом государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, например, 150% стоимости минимальной потребительской корзины (в 2019 г. 11300 руб. в месяц), но требует прирост осуществить только для работников, получающих доход от предприятия менее 5-ти средних по предприятию (без учёта зарплат дирекции).
Контроль осуществят сами работники, партии, защитники народа – профсоюзы и прокуратура.
Эта сумма изъятия из бюджета, соответствует сумме всех расходов бюджета на основные выплаты из пенсионного фонда пенсий и пособий, расходов на здравоохранение, расходов на образование, т.е. основные социальные нужды.
Поэтому сумму, направляемую на социальные нужды из пенсионного фонда нужно не только возместить бюджету из других источников, а более чем удвоить, чтобы хватило на удвоение выплат и увеличение финансирования здравоохранения и образования на 25÷30%!
Для этого взамен отмененных 4-х налогов вводится один всеобщий налог на потребление без каких-либо преференций для богатых, чем сегодня грешит налоговая система России, т.е. платеж в бюджет при любой покупке. Перевод средств осуществят все банки и через все кассовые аппараты, кроме средств, объявленных необлагаемыми трансакциями – это получение и возврат кредитов и займов, дарения близким родственникам, государственные выплаты, т.е. все сегодня действующие без налогов перечисления, пока их не пересмотрят. Общая сумма такого сбора составит не менее 32÷34 трлн руб.
Был рассмотрен следующий размер сборов (модель поступлений приведена в табл.1):
– по 10% с каждого приобретения товаров и услуг даст в бюджет ≈22÷23 трлн руб.;
– по 1% с покупок бумаг и прав на рынках бумаг добавит ещё ≈3 трлн руб.) с условием, что не оплаченные сделки не защищаются государством, а выявленные, скрытые облагаются двойной ставкой!);
– 30% за каждый рубль ($, € и др.), переводимый за границу (при том, что 20%-ный НДС при импорте отменяется), принесут бюджету ещё 8÷10 трлн руб.
При обложении покупок из «тени» выйдут все денежные средства, ранее находившиеся вне налогообложения, т.к. все покупают еду, оплачивают электричество и прочие продукты, услуги.
В совокупности бюджет получит до 32÷35 триллионов рублей, вместо отмененных 18-ти, что позволит вдвое увеличить основные статьи финансирования социальных выплат. Предлагаемая модель выплат представлена в табл.2, в т.ч. рост средней пенсии с 15 тыс. руб. до 25÷30 тыс. руб., а у людей с максимальным стажем и воинов-защитников, и матерей с детьми до 50÷60 тыс. руб. Реализация данной модели:
– обеспечит, как конституционную обязанность государства, выплату всем детям от факта установления беременности до 17 лет не менее минимальной потребительской корзины (в ценах 2019 г. – 12300 руб.).
– увеличит финансирование здравоохранения и образования на 25÷30%.
При том же объеме производства, что и сейчас, граждане при новой очередности платежей в бюджет, получив вышеуказанный прирост доходов, увеличат свой спрос, в т.ч. приобретут не менее 50% продукции, сегодня увозимой без возмещения за границу. И отчислениями со своих покупок удвоят социальные возможности государства.
Кроме того, для конечных потребителей (граждане, индивидуальные предприниматели, малый бизнес, работающие без НДС) продукции 1-го передела цены будут ниже на 12÷13%, чем при наличии НДС, продукции 2-го передела дешевле на 4÷5%. А это не менее 75÷80% всего производства товаров и услуг.
Будет ликвидирован основной источник конфликтов государства и населения, искорены основные факторы гигантской коррупционной системы, чем являются отмененные налоги, количество судебных дел уменьшится на миллионы. Миллионы людей, занятых обслуживанием этих разрушительных налогов, вернутся к нормальному, производительному труду и творчеству.
Все преобразования осуществит имеющийся государственный аппарат с использованием существующих технических средств. И никого не потребуется увольнять. Госслужащие, освобожденные от ненужного труда, получат возможность внимательнее и полнее служить населению.
Будут ликвидированы противоречия между работающими и получателями государственных выплат, оздоровятся семейные отношения, в основном исчезнут теневые зарплаты, а с оставшимися в зоне преступного оборота будет легче бороться.
Десятки миллионов людей станут здоровее и счастливее, увидев надежность жизни в России в каждом предстоящем году по сравнению с сегодняшней ситуацией, и смогут более творчески работать для развития страны и улучшения жизни для всех.
Россия станет привлекательным образцом для большинства планеты.
И провести это оздоровление необходимо за 2023÷2024 гг. Все необходимые ресурсы в России имеются. Этим будет начат процесс дальнейшего ежегодного улучшения.
Разумеется, масштабные перемены требуют не только математических моделей и учета опыта других стран, но и широкого обсуждения. Такое обсуждение было проведено, и оно продолжается. Ваши вопросы и предложения можно направить по этому адресу start-servisspb@yandex.ru. Мы постараемся их обсудить и учесть. Россия должна жить гораздо лучше и это общее дело для всех нас.
Авторы:
В.П. Занин, лауреат Государственной Премии СССР в области науки и техники;
Г.Г. Малинецкий, вице-президент Нанотехнологического общества России, профессор;
С.Ю. Малков, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова;
А.В. Щербаков, предприниматель, научный руководитель Сретенского клуба.
Модель поступлений в бюджет с учётом налога на потребление для социальной сферы (в ценах 2019 г.) табл.1
Виды налогов и сборов | Прогноз поступлений по новой ,,конструкции” поступлений | Существующие поступления (2019 г.) |
НДС на внутренние товары и услуги | отменён | ≈9 трлн руб.* |
Возврат НДС экспортерам | отменен | ≈4 трлн руб.* |
НДС на ввоз | отменён | 2,837 трлн руб. |
Налог на имущество | отменён | ≈1,1 трлн руб. |
Взносы в ПФР | отменён | 5,409 трлн руб. |
Взносы в ФОМС | отменён | 2,123 трлн руб. |
Налог на землю | 0,25трлн.руб. | 0,25 трлн руб. |
Налог на потребление товаров и услуг | 19,0÷20,0* трлн руб. при ставке 10% при покупке товаров и услуг | ___ |
Налог на затраты за рубежом, включая все виды переводов и перевозок денег | 9,0 трлн руб. при 30% сборе от перечисляемой суммы** | ___ |
Биржевой сбор, сбор от иных операций с бумагами | 3,0 трлн руб. при сборе с операции 1% | ___ |
Увеличение НДФЛ от роста зарплат | 2,2 трлн руб. | ___ |
Итого поступления по изменяемым статьям | 33,5 трлн руб. | ≈17,0 трлн руб. |
Прочие статьи дохода консолидированного бюджета | 22,8 трлн руб. | 22,8 трлн руб. |
Общие поступления | 55÷56 трлн руб. | 39,75 трлн руб. |
**возможно сторнирование личных денег туристов по 1000$ в год и другие уточнения.
*Точные данные в Статсборнике РФ не приводятся
Модель затрат бюджетных средств для обеспечения ,,социального” финансирования табл. 2
по предлагаемой инновационной системе (в ценах 2019 г.)
1 | Основные категории | Количество лиц | Минимум выплат, исходя из официальной минимальной потребительской корзины | Предлагаемые правила доначислений к минимуму, руб. в месяц по специальным категориям получателей | Сумма, необходимая к выплатам в год, по программе ликвидации ,,официальной нищеты” и уменьшении бедности |
2 | Пенсионеры всех категорий, в т.ч. | 43,6 млн.чел. | |||
2а | Пенсионеры по старости, в т.ч. | 36,4 млн.чел | 11300 руб. | ||
2б | Женщины матери пенсионного возраста | 20,0 млн.чел. | 11300 руб. | +5% за 1 год общего трудового стажа, увеличенного на 3 года за каждого в России ребенка +30% от 11300руб.за каждого живущего в России ребенка | 6,8 трлн.руб. |
2в | ,,Защитники”, в т.ч. утратившие здоровье | ≈2,0 млн.чел. | 11300 руб. | +10% за 1 год трудового стажа, включая годы службы +30% от 11300руб. при 3 гр.инвалидности, 60% при 2 гр., 100% при 1 гр. | 0,8 трлн.руб. |
2г | ,,прочие” | 14,4 млн.чел. | 11300 руб. | +5% от 11300руб. за 1 год трудового стажа | 4,6 трлн.руб. |
2д | Пенсионеры по иным основаниям | 7,2 млн чел. | 11300 руб. | Все выплаты доначисляются до 11 тыс.руб., вся сумма, превышающая 11300 руб., сохраняется | 1,0 трлн руб. . |
3 | Беременные и дети | 28,5 млн чел. | 11300 руб. | Вся сумма, превышающая 11300 руб., сохраняется | 4,0 трлн руб. . |
4 | Итого выплаты из пенсионного фонда | 17,4 трлн руб. | |||
5 | Бюджет ФОМС с дофинансированием | на 20% существующего бюджета здравоохранения на увеличение зарплат | 4,5 трлн руб. | ||
6 | дофинансирование системы образования | на 20% к существующему бюджету Минобразования | 0,8 трлн руб.** | ||
7 | Дофинансирование других статей, т.е. непредвиденные расходы | 1,0 трлн руб. | |||
8 | Всего перечисленные основные социальные расходы | 23,4 трлн руб. |
Категории и суммы уточняются по ежегодно складывающимся условиям и могут корректироваться в настоящей модели на предстоящие периоды, для оценки возможностей потенциальных потребностей предстоящих периодах.
*Эксперты предлагают на установлении порога нищеты в ценах 2019 г. более 11000 руб. в месяц, т.е. для начала на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ). И ресурсы это позволяют!
** Данная сумма варьируется по результатам обсуждений. Основная сумма расходов на образование финансируется из тех же статей, что и в настоящее время, т.к. они не затрагиваются новациями.
It’s time to fix the tax system
In terms of the specific number of billionaires attributed to production volumes, Russia is ahead of the whole world. In addition, Russia uses an inefficient, outdated and scientifically erroneous procedure for collecting taxes and payments to employees. Small salaries generate little demand, production for domestic consumption is shrinking.
The process can and should be turned towards development and prosperity for every single 146 million citizens of Russia.
For these purposes, the State 1. abolishes taxes on the property of enterprises and citizens; value added tax (VAT); collection to pension and medical funds; 2. obliges enterprises to direct these 18 trillion rubles left at enterprises to increase wages, i.e. +42% to today’s wage fund of hired personnel; 3. sets the minimum wage (for example, 150% of the cost of the minimum consumer basket).
V.P. Zanin, winner of the USSR State Prize in Science and Technology;
G.G. Malinetsky, Vice-President of the Nanotechnology Society of Russia, Professor;
S.Y. Malkov, Professor of Lomonosov Moscow State University;
A.V. Shcherbakov, entrepreneur, scientific director of the Sretensky Club.