В Аризоне, в пустыне Сонори, в земле апачей, под их святой горой Грей находится православный монастырь Святого Паисия. Посвящен Святителю, который в конце 18 века перевел с греческого на русско-славянский «Добролюбие» и, таким образом, начал обновление духовной жизни в царской России и в славянском мире; до недавнего времени этот монастырь принадлежал Сербской православной церкви. Сейчас он в составе Русской заграничной православной церкви и в нем нет сербок. Он, тем не менее, на каждом шагу хранит наши следы.
Здесь, в этой далекой пустыне, сербский путешественник встречается с собой, узнает свои святыни и ощущает их свет. При встрече с апачами, народом героической истории, которого та же рука, которая сегодня давит сербов, подвергла геноциду, несчетное количество раз обманула, загнала в гетто, отдала на разграбление многонациональным добывающим компаниям, он, может быть, сможет заглянуть в будущее, предугадать то, что если ничто не изменится, ожидает и его народ.
Когда путешественник после долгой езды на автомобиле по пустыне, в конце концов, войдет в ворота монастыря, то с левой стороны он увидит хорошо спланированное небольшое строение с крестом на фасаде. Эта капелла посвящена Святой Анастасии, жене Святого Симеона (великого жупана Стефана Немани), матери Святого Саввы и Святого Симона (короля Стефана Первовенчанного). Уже здесь вы встретитесь со знакомыми ликами сербских святых. Когда принимавшая гостей монахиня услышала, что я сербский историк, она попросила меня разъяснить ей, кто есть кто на иконе Святых сремских Бранковичей. Она рассказала нам о недавнем посещении сестринства под предводительством отца Милоша Весина и покойного академика Дмитрия Стефановича с посещением сербских святынь. О Сербии и её монастырях она говорила с такой благочестивой радостью, будто рассказывала о посещении Иерусалима и Святой земли.
Изображения сербских монастырей находятся и на стенах помещений, в которых размещаются гости монастыря. Меж ними, на особо выделенном месте – икона Святого Василия Острожского. При входе написана просьба тщательнее закрывать двери, чтобы через них в помещение не проникли скорпионы, ядовитые пауки и прочие обитатели пустыни.
В нынешней капелле Святой Анастасии когда-то со своей семьей Богу молился предыдущий владелец этого имения. Когда он узнал, что его землю хочет купить один христианский монастырь, этот набожный протестант продал её за символическую цену. Таким образом, сестринство, по совету врача, сменило калифорнийскую влажность на пустынный воздух Аризоны. Вначале все богослужения проводились в капелле Святой Анастасии. Сегодня посреди монастыря возвышается большой, недавно построенный Храм Успения Пресвятой Богородицы. Он имеет две просторные капеллы. Северная посвящена Святому Иоанну Калифорнийскому и Святому Николаю Сербскому, а южная Святому Паисию и Оптинским старцам. И опять – с икон на вас смотрят глаза самого великого серба после Святого Саввы, как его назвал Преподобный Святой Иустин, и глаза калифорнийского и шанхайского Святителя, русского дворянина сербских кровей, который когда-то, будучи белым русским беженцем, босым, продавал газету «Политика» на улицах Белграда.
Сестринство все еще знает всю сербскую литургию и поёт богослужебные песни Святого владыки Николая. Они записали их на отдельный компакт-диск, к которому приложены объяснения о том, кто такие были владыка Николай и сербские богомольцы. В монастырском магазине подарили мне книжицу с фотографиями цветущих в пустыне кактусов, которые сняли они сами, сопровождаемые переведенными на английский язык цитатами из «Молитв на озере» владыки Николая. Тайна природы здесь открыта через мысли Сербского Святителя.
На маленьком монастырском кладбище похоронено несколько сербов. Показали нам и памятник бывшего члена сестринства, потомка одной из самых почитаемых семей апачей. Так что, наша церковь среди своих монахинь имела и женщин из рода апачей.
В церкви Успения Пресвятой Богородицы, как самую большую драгоценность, монахини вам покажут частицы мощей Святого князя Лазаря. Потрясает эта неожиданная встреча со Святым князем в этом далеком мире. Для сербского паломника это точно апогей пребывания в монастыре Святого Паисия.
В Белграде мы непрестанно слышим о том, что мы находимся в плену своего несчастного – ущербного, восточного, православного, османского, сельского, коммунистического, коллективистского, геноцидного – прошлого, и что нужно только постараться быть похожими на счастливые западные народы, разрешить себя колонизировать, чтобы и мы жили, как весь нормальный (западный) свет. Здесь, в пустыне Аризоны мы как бы встречаемся с неким другим народом того же имени. Здесь, на другом конце планеты, сербским святителям, которые в этом мире жили восемь столетий назад, воздвигаются капеллы и церкви, чтобы в них колеблющиеся западники искали смысл и спокойствие. Человек должен отправиться в пустыню Аризоны, чтобы понять: «Православное христианство сербского стиля и опыта, выраженное в богоугодных личностях, в первую очередь в Святом Савве Немани, – как святотатство определяет владыка Николай, – есть единственная культурная модель, которую мы сами для себя создали, которая в течение веков выдержала испытание временем, которая дает нам силу выдерживать все, которую иностранцы опознают как аутентичную и привлекательную.
Все остальное, чего мы, как народ, достигли с помощью наших поэтов и ученых, были всего лишь славные и преходящие моменты.
Милош Кович
Перевод с сербского: Владимир Наумов