Вроде бы никто в теории не спорит с тем, что образование – это благо. Вот только российская система обучения реформами последних десятилетий доведена до той точки, когда приходится сомневаться – не то ли это благо, с которого начинается дорожка, ведущая прямиком в ад?

Который год мы отмечаем одни и те же проблемы, без конца говорим о снижении качества образования, о диктате менеджмента, который попросту блокирует творческий потенциал даже самого талантливого педагога, о падении у школьников мотивации к обучению.

Много слышно речей и об опасностях слепого копирования западной модели образования, которая обращает наших детей в потребителей чуждой им системы ценностей, делает целые поколения заложниками откровенно вражеской идеологии.

На словах Минобрнауки всё понимает, даже о выходе из Болонской системы заявить успело. Вот только проблемы словами не решить – нужны конкретные действия. Почему бы, к примеру, для начала раз и навсегда не избавиться от ЕГЭ, навязанного нам Западом?

Сомневаетесь в необходимости этой меры? А я скажу, что делать это необходимо не просто срочно, а экстренно. Объясняю, почему.

ЕГЭ для чайников

Начнём с того, что ЕГЭ – вовсе не уникальный продукт: его аналоги, как вы, вероятно, догадываетесь, есть в США и многих европейских державах, например во Франции, в Германии и Англии.

Правда, перед всеми этими странами едва ли стояла столь смелая задача – внедрить новую форму проверки знаний за считанные годы. Нам же удалось преодолеть этот путь за какие-то 8-10 лет: в 2001 году вышло постановление Правительства РФ, где говорилось о проведении эксперимента по введению ЕГЭ, а уже в 2009-м его сдавали все школьники. Ещё несколько лет понадобилось на отладку системы: предотвращение утечек заданий в Сеть, организацию тотального наблюдения и прочие премудрости.

Фантастическая скорость, согласитесь! Но не пострадало ли качество? Для того чтобы судить об этом, не мешало бы вспомнить, какие вообще цели ставились, когда глобальный эксперимент на наших детях только начинался.

А говорилось тогда о приближении победы над коррупцией, о повышении доступности высшего образования для одарённых детей из глубинки, об уменьшении стресса для выпускников в связи с сокращением числа экзаменов, о единых требованиях к выпускникам, наконец.

Осталось сравнить с реальными результатами эксперимента.

Последствие первое. Пустой родительский карман

Бесспорно, появление ЕГЭ в корне изменило схему поступления в духе 90-х годов, когда в ход шли конверты, звонки с упоминанием того самого имени и особые списки тех, кто должен пройти на бюджет во что бы то ни стало.

Но вместе с новой формой проверки знаний появился и целый бизнес, представители которого заверяют: «Натаскаем! Научим! Заполним пробелы!». Узнали? Речь, конечно, о репетиторах.

Разумеется, рынок репетиторства появился не вместе с ЕГЭ. Но именно после его введения репетитор оказался носителем каких-то особенных, практически сакральных знаний, которые могут помочь выпускнику набрать невероятное количество баллов, даже если он учился через пень-колоду все 11 лет.

К слову, раньше из-за отличий во вступительных испытаниях разных вузов «сакральных знаний» просто не существовало – и в большинстве случаев почему-то хватало школьной программы.

И конечно, за эту роскошь родителям приходится платить – и немало. Оплата уроков неопытного, начинающего специалиста обходится минимум в 400–500 рублей в час, опытного преподавателя, эксперта – от 1 500 руб. Помножим на 1-2 раза в неделю (в зависимости от знаний ребёнка), количество предметов (как правило, не меньше двух-трёх) и 9 месяцев (с сентября по май) и получим астрономическую сумму. Где взять эти деньги обычной семье? А если детей в ней несколько? Далеко не все родители смогут позволить себе такие расходы.

Последствие второе. Пять сторон неравенства

Не зря единый госэкзамен нередко называют проклятием отечественного образования! Хотели как лучше, скажете? Но ведь получилось-то как всегда!

Несправедливость, неравенство и социальное расслоение так и останутся нашими верными спутниками, пока мы будем цепляться за ЕГЭ и всеми силами его сохранять.

Первое проявление неравенства мы уже обсудили: у детей из обеспеченных семей больше шансов поступить в вуз, поскольку их родители готовы платить за подготовку к экзаменам.

Второе состоит в том, что базовые школьные знания по-прежнему разнятся в зависимости от региона и местности – сельской или городской. Иными словами, то, насколько успешно ребёнок сдаст единый госэкзамен, зависит от возможности устроить его в хорошую школу.

Третье. Представим себе, что талантливый ребёнок, окончивший, скажем, сельскую школу, всё же сдал ЕГЭ блестяще и поступил в престижный вуз. Тут в дело вступает опять же материальная сторона вопроса: смогут ли его родители оплатить дорогу, питание и проживание ребёнка на новом месте? На нынешнюю стипендию-то даже неделю не протянешь!

Тут же упомянем четвёртый пункт, связанный с неравенством Москвы и Санкт-Петербурга, с одной стороны, и регионов, с другой. Несколько лет назад Ольга Васильева, занимавшая тогда пост министра просвещения, с гордостью отметила, что 70% поступивших в вузы столицы, приехали из провинции. И заключила, что цель, поставленная при введении единых госэкзаменов, достигнута. Только хорошо ли это?! Ведь возвращаются на малую родину единицы! Причём речь идёт о способных и трудолюбивых ребятах, которые в перспективе многое могли бы сделать для развития родного края. И без того глубокий разрыв между столицей и провинцией благодаря ЕГЭ (в числе прочего, конечно) превращается в пропасть…

Наконец, о какой победе над коррупцией и о какой справедливости может идти речь, когда в ряде вузов вводятся дополнительные экзамены, где вовсе не исключено применение схемы, знакомой нам по 90-м: «правильные» дети успешно справляются с заданиями, а те, кого нет в списке, сдают плохо? Добавим к этому возможность через знакомых заключить договор о целевом обучении и не отработать на предприятии ни дня, а также зачисление в вуз по результатам олимпиад, с которыми тоже всё не всегда однозначно. Вот вам и открытость, и прозрачность, и доступность высшего образования. В лучшем виде, так сказать.

Последствие третье. Думать головой шаблонами

Уверен, вам приходилось слышать выражение «жертвы ЕГЭ» – так называют тех, чьё мышление пострадало от непрерывной и весьма длительной подготовки к сдаче единого госэкзамена.

А подготовка по факту начинается ещё в начальной школе. ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА – детям и их родителям приходится выучивать эти устрашающие аббревиатуры и постоянно готовиться к проверочным работам, дублирующим обычные контрольные; причём психологическое давление растёт с каждым классом.

Добавим, что сложность ЕГЭ тоже увеличивается год от года. Вот только даже усложнённые задания профильного экзамена по математике по факту остаются типовыми – репетиторы как раз и зарабатывают натаскиванием на заранее известные алгоритмы.

Много лет на опасность этого сценария указывают преподаватели вузов – они видят, к чему приводит подмена обучения в школе подготовкой к ЕГЭ. И рассказывают, как пугает новоиспечённых студентов, вчерашних школьников, любое отступление от алгоритма; как это отступление они тут же принимают за ошибку; как теоретические знания нисколько не помогают справляться с практическими задачами (как после экзамена в ГАИ – теорию сдал, а водить не научился). Они знают настоящую цену сертификата с высоким баллом, который вовсе не гарантирует, что его владелец блестяще знает предмет.

А ещё много общаются со студентами, которые частенько выбирают будущую профессию не по зову сердца, а по принципу «куда баллов хватит», и выпускниками, которые готовы, плюнув на полученный диплом, пойти работать курьерами, только бы остаться в крупном городе.

И это форматирование мышления у целых поколений называется образованием?!

Как тут не понять, отчего школьники теряют мотивацию к обучению. Невольно участвуя в этой профанации, они постепенно убеждаются: школа, в отличие от репетитора, им ничего не даст. В старших классах можно вообще вполне законно освободить себя от большей части предметов, объясняя это тем, что экзамен по ним сдавать не придётся. А если сдашь на 100 баллов, школа ещё и присвоит себе твой результат – поднимется в рейтинге и получит похвалы за подготовку, хотя отношения к ней практически не имеет: готовится ученик, как мы выяснили, по большей части с репетиторами.

Современные дети и в самом деле жертвы – пострадавшие от глобального эксперимента над образованием, устроенного больше 20 лет назад.

Спасём страну!

Думаю, теперь понятно, почему я в начале сказал, что избавляться от ЕГЭ нужно в ближайшее время. Ситуация не просто серьёзная – впору бить тревогу.Совершенно очевидно, что пришло время решать: можем ли мы допустить, чтобы будущие поколения лишались критического мышления, чтобы технические и научные области захлестнула волна кадрового голода, чтобы развитие нашей страны впало в зависимость от человеческого потенциала и было ограничено?

Разумеется, нет! А это значит, что отмена единого государственного экзамена необходима, и действовать нужно уже сейчас.

С моей точки зрения, демонтаж ЕГЭ должен проходить постепенно. На время переходного периода его можно сделать добровольным (зачем, например, сертификат тем, кто не планирует поступать в вуз?), а также освободить от сдачи детей из многодетных и малоимущих семей. Аттестаты в таком случае они получат на основе оценок, выставленных в старших классах.

Необходимо честно признать: единый госэкзамен не только не помог достичь поставленных целей, но и нанёс образованию значительный вред. Попробовали заморскую Болонскую систему – и хватит! Пора возвращаться к национальным ценностям и лучшей в мире системе обучения – советской.

Источник: https://dzen.ru/a/ZgP5PT3nhipwyHmv

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля