Аннотация: В работе рассматривается система подготовки управленческих кадров в Российской Федерации. Рассматриваются основные проблемы и перспективы развития подготовки кадров управления.

Ключевые слова: подготовка управленческих кадров, государственный служащий, управленческие структуры, эффективность, профессионализм, квалификация.

В современном мире, постоянно меняющемся становится все более актуальной потребность в изменении, усовершенствовании и улучшении государственного управления. Эти процессы требуют интенсивных преобразований в области отбора, подготовки, обучения государственных и муниципальных служащих. На данный момент перед Россией стоит задача решения проблемы неэффективности и недостаточной квалификации кадров управления.

Как заметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ, «государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим». Но как раз по этим критериям наша страна уступает.

По результатам исследования работы госслужащих в России больше половины экспертов (63%) считают, что в настоящее время крайне необходимы меры по повышению профессионализма управленческого аппарата. Сами государственные служащие признают потребность в дополнительном образовании по причине профессиональной необходимости (42%) или потребности личностного роста (45%). Ко всему прочему, оценка гражданами работы госслужащих за несколько лет стала негативной.

В настоящее время в России замечается странная и малоприятная ситуация: все управленческие должности заняты, по количеству чиновников на душу населения Россия занимает 2-е место в мире – один чиновник на 140 человек, но все равно чувствуется «кадровый голод».

Причина такого парадокса – недостаток специалистов с необходимой квалификацией, так как в наше время требуются управленцы, способные правильно анализировать, делать верные прогнозы, брать на себя ответственность. Также, по мнению экспертов, государственным служащим для исполнения своих обязанностей недостает знаний в области юриспруденции, по искусству делового общения и по практике государственного и муниципального управления.

В российской системе управления есть несколько негативных факторов, которые существенно усугубляют ситуацию. Они существуют в нашей стране уже давно. К ним относятся:

  • закрытость управленческой системы;
  • чрезмерная вертикальность и авторитарность управленческой системы;
  • неэффективная кадровая политика управленческих структур.

Зачастую продвижение по должности государственных служащих происходит не по их профессиональным качествам или достижениям, а по принципу протекционизма. Главной причиной снижения удовлетворенности развитием своей карьеры служащие также считают привлечение кадров на государственную службу через своих знакомых, родных и по принципу личной преданности. Хотя продвижение по карьерной лестнице должно проходить согласно:

  • профессионализму государственных служащих;
  • высокому уровню знаний и стремлению к профессиональному росту;
  • высокому уровню самоорганизации и самодисциплины.

Также множество работников сферы управления не имеют нужного профильного образования, а закончившие обучение в учебных заведениях специалисты зачастую не могут получить работу по специальности. Система подготовки, профессионального образования и повышения квалификации управленческих кадров не удовлетворяет современным требованиям. Причиной тому является разрешение готовить управленческие кадры большому количеству высших учебных заведений. В попытках угнаться за тенденциями рынка российские вузы начали готовить специалистов в государственных и муниципальных сферах на платной основе. При этом в образовательный процесс были привлечены профессора и преподаватели с обширными теоретическими знаниями и высоким статусом в обществе. Таким образом, в конце обучения выпускники этих направлений получают солидную теоретическую базу без практического опыта, так как преподавательский состав в большинстве случаев не владеет личным опытом службы в государственных структурах. В итоге новоиспеченные чиновники сталкиваются с невыполнимыми для них задачами и, следовательно, со шквалом критики в свой адрес.

Вышеперечисленные причины не оставляют иного выхода, кроме как перейти к новым методам организации процесса образования, включая адаптацию последнего к общепринятым во всём мире стандартам образования, которые формируются вследствие непрекращающейся культурной и экономической глобализации современного мира. Необходимо совершенствовать систему подготовки управленческих кадров, оптимизировать систему профессионального образования за счет применения кардинально новых подходов к самой организации учебного процесса, чтобы закончившие подготовку выпускники учебных заведений могли соответствовать растущим требованиям к уровню квалификации и личностно- деловым качествам сотрудника управленческой сферы. Вместо устаревшего традиционного знаниево-навыкового подхода следует применять подход компетентностный, используемый в большинстве развитых стран мира и дающий более широкие возможности развития служащим в профессиональном плане. Задачей такого метода является воспитание способности к мобилизации навыков, знаний и умений, полученных в ходе обучения. Цель компетентностного метода – сформировать и знаниевую базу по дисциплинам, которые будут пользоваться востребованностью в дальнейшей работе, и необходимые личностно-деловые качества, а именно: способность к коммуникации и персональной ответственности. Госслужащий должен уметь эффективно взаимодействовать внутри коллектива конкретного учреждения и с гражданами, а также лично достигать поставленные цели.

Также крайне важно обеспечить непрерывность образовательного процесса, то есть развивать нужные для работы компетенции в течение всей своей профессиональной деятельности, а не только во время базового обучения по системе «бакалавриат – магистратура».

Кроме того, изменения должны коснуться и получения практического опыта. Можно применить «французский» метод, являющийся классическим примером подготовки управленческих кадров и доказавший свою эффективность. Согласно этому методу, помимо университетской подготовки, где приобретается общая теоретическая подготовка, существует еще подготовка кадров специализированными институтами. Она включает в себя повышение квалификации, подготовку и переподготовку чиновников. При этом подготовка представляет собой обмен опытом, совершенствование и расширение познаний, приобретение навыков в ходе выполнения служебных обязанностей, на стажировке. Такой метод обучения дает стажеру возможность как следует набраться опыта, подготовиться к выполнению своих будущих обязанностей.

Однако при применении зарубежного опыта по подготовке управленческих кадров в России следует быть осторожными, так как этот опыт формировался на менталитете и традициях других стран. При адаптировании зарубежных методов необходимо предусматривать проблемы, которые могут возникнуть. Нужно учитывать опыт реформирования отечественного образования и науки по западному образцу, из-за чего произошел упадок российской академической науки. Крайне высок риск падения эффективности управленческих процедур, в российской действительности может оказаться малоэффективным отлично зарекомендовавший себя на Западе опыт подготовки управленцев.

Для решения проблемы протежирования эксперты предлагают ввести принцип ответственности руководителей за тех людей, которых они порекомендовали на должности государственной службы. Принцип открытости и демократизма должен соблюдаться при назначении на должности государственной службы и дополняться принципом ответственности руководителя за принимаемые кадровые решения.

На основе изложенного, можно сделать следующий вывод: система подготовки управленческих кадров в Российской Федерации требует масштабных преобразований, чтобы соответствовать современным требованиям XXI столетия и особенностям российского социума.

Литература и источники:

  1. Государственное регулирование в современном политическом процессе России / Белозеров В.К., Демченко С.В., Карелина И.М., Кошкин А.П., Макаренков Е.В., Мельков С.А., Мухин Н.А., Сергеева О.А., Смирнова С.К., Соколова С.Н., Судоргин О.А. Монография / [Белозеров В. К. и др.]; Российская экономическая акад. им. Г.В. Плеханова, Ассоц. военных политологов. Москва, 2009.
  2. Кожин Р.С. Подходы к обучению менеджеров в зарубежной и российской практике // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6.
  3. Лаврова Е.В., Асриев С.А. Проблемы подготовки профессиональных кадров для государственной службы // Современные наукоемкие технологии. 2017.

№ 2. С. 121–125.

  • Макаренков Е.В. Развитие мегаполиса: общественное участие как политическая проблема // Власть. 2014. № 12. С. 74–78.
  • Послание Президента Федеральному Собранию // Электронный ресурс: URL: http://www.kremlin.ru/news/19825.
  • Технический университет в системе высшего образования: ценности и ожидания / Кансузян Л.В., Немцов А.А., Ремарчук В.Н. В сборнике: Гуманитарное образование в техническом университете: состояние, проблемы, перспективы. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.

Соловьёв К.Н., студент группы МТ3‐42

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. solovyov.2012@inbox.ru

Научный руководитель: Макаренков Е.В., докт. филос. наук, профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии».

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля