Летом 2022 г. администрация Дж. Байдена прорабатывала возможность нового хода, направленного на дальнейшее обострение политических отношений с РФ. Конгресс США готовил правовую базу для включения России в список стран, якобы «поддерживающих», в представлении Госдепартамента, «терроризм». Автор этих строк тогда предположил, что ответом на беспрецедентный по своему характеру демарш Вашингтона станут практические шаги Москвы. Направленные на выстраивание принципиально новой для себя системы региональных альянсов. В том числе, с отдельными субъектами, входящими в упомянутый список.

От своей неоднозначной инициативы Белый дом, в итоге, отказался. В том числе, из-за угрозы разрыва дипломатических отношений с РФ. В то же время Кремль смог запустить процесс складывания сети по-настоящему союзнических отношений с некоторыми странами из разных регионов мира. И уже сейчас по своему содержанию эти отношения превосходят форматы взаимодействия России с постсоветскими субъектами, которые до недавнего времени считались её основными партнёрами.

Объединенные Арабские Эмираты

С 2016 г. Москва последовательно развивает контакты с государствами Персидского залива. Как на двустороннем уровне, так и в формате ОПЕК+. Подобное сотрудничество позволило, в числе прочего, выработать действенные механизмы регулирования мировых цен на нефть. Довольно близкие отношения сложились у России с Саудовской Аравией. Но подлинно партнёрским можно назвать её текущее взаимодействие с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ).

Абу-Даби — ключевой контрагент Москвы не только в регионе Персидского залива, но и на Ближнем Востоке в целом. Магистральный трек в отношениях с ОАЭ лежит в финансово-экономической плоскости. Взаимные инвестиции двух стран в наст. вр. составляют 7 млрд. долл. По линии суверенных фондов РФ и ОАЭ осуществляется порядка 60 проектов на общую сумму в 2 млрд. долл. Товарооборот России и Эмиратов за последние три года увеличился в три раза.

Но двусторонние отношения не исчерпываются одним только финансово-экономическим сектором. У него есть и военно-политическая составляющая. Абу-Даби выступает в качестве главного посредника, через которого проводятся процедуры обмена пленными между Москвой и Киевом. По состоянию на вторую половину октября с.г., в результате этого посредничества было обменяно 2184 человека. И в подобном амплуа Эмираты намерены выступать и впредь.

В отличие от Саудовской Аравии, ОАЭ не демонстрировали колебаний по поводу своего членства в БРИКС. Получив приглашение присоединиться к организации в августе 2023 г., Абу-Даби ответили на него согласием. И уже с января 2024 г. стали полноправным участником данного объединения, включающего ведущие незападные государства.

Своеобразной демонстрацией статуса двусторонних отношений стал визит в РФ президента ОАЭ Мухаммеда Аль Нахайяна в октябре с.г. Он состоялся непосредственно перед саммитом БРИКС в Казани, в работе которого глава Эмиратов также принял участие. При этом в программу данной поездки вошли не только традиционные в подобных случаях двусторонние переговоры в Кремле, но и неформальная встреча с Аль Нахайяном президента РФ Владимира Путина в Ново-Огарёво. Она состоялась за день до начала официальной программы турне.

Иран

Старт полноценного российско-иранского сближения датируется осенью 2015 г. Москву и Тегеран сблизила военная поддержка, оказываемая ими сирийскому правительству президента Башара Асада в затяжной гражданской войне. В 2022 г. Иран был одним из первых, кто протянул России руку помощи в условиях конфликта на Украине и опосредованного противостояния с Западом. И с этого времени отношения между странами развивались только по восходящей.

Наглядной иллюстрацией складывания союзнического формата в новых международных реалиях стал обмен визитами лидеров двух стран. Президент РФ Путин посетил исламскую республику в июле 2022 г. А в декабре 2023 г. в России побывал тогдашний президент Ирана Эбрахим Раиси (погиб при крушении вертолёта в мае 2024 г.).

Под новый формат отношений стала закладываться соответствующая правовая база. В июне 2024 г. было ратифицировано Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. А к сентябрю с.г. была завершена подготовка российско-иранского Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Он призван закрепить выход взаимодействия Москвы и Тегерана на уровень союзнических отношений. Причем не декларативных, а настоящих, имеющих конкретное прикладное наполнение.

Определенная «заминка» в выстраивании альянса России и Ирана возникла после занятия президентского поста в исламской республике в июле 2024 г. Масудом Пезешкианом. В частности, стороны пока не подписали Договор о стратегическом партнёрстве. Планируется, что лидеры двух стран поставят подписи под этим документом до конца с.г. И необходимая работа по согласованию позиций между Кремлем и новым главой исполнительной власти Ирана уже проведена. Путин дважды встречался с Пезешкианом в октябре. Сначала в Ашхабаде — в рамках форума «Взаимосвязь времён и цивилизаций», а затем в Казани — «на полях» саммита БРИКС.

КНДР

Завязка для выстраивания новых отношений РФ с КНДР датируется апрелем 2019 г. Тогда состоялся визит председателя Государственного совета КНДР Ким Чен Ына во Владивосток. Главным событием этой поездки стали переговоры с ним Путина. Но принципиально новую динамику отношения Москвы и Пхеньяна приобрели с 2022 г. Как и Иран, Северная Корея вошла в число тех стран, кто первыми протянули руку поддержки России в непростой международной ситуации. И сохраняет верность своему слову до наст. вр.

Систему доверительных отношений между государствами скрепил обмен визитами их лидеров. В сентябре 2023 г. Ким Чен Ын побывал в России, посетив космодром Восточный. А в июне 2024 г. Путин совершил государственный визит в КНДР. Он сопровождался серией переговоров, а также подписанием пакета документов. В ходе данных турне определялась конфигурация нового, союзнического взаимодействия.

Правовой же основой для такого формата российско-северокорейских отношений стал Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Он был подписан Путиным и Ким Чен Ыном в Пхеньяне 19 июня 2024 г. и ратифицирован Госдумой 24 октября. Документ охватывает все сферы двусторонних контактов, зафиксированных в 23-х статьях. В повестке — торгово-экономические связи, диалог в сфере здравоохранения, медицинского образования, науки и др.

Особо оговаривается военно-политическое измерение сотрудничества Москвы и Пхеньяна. Так, согласно ст. 4 договора, «в случае если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в её распоряжении средствами в соответствии со ст. 51 Устава ООН и согласно законодательству РФ и КНДР».

Значение сложившегося альянса Москвы и Пхеньяна сложно переоценить. По факту, у РФ впервые с 1991 г. появился настоящий союзник, готовый выстраивать подлинно дружеские отношения не на словах, а на деле. В том числе, в принципиально важной военной плоскости. И это разительно отличает взаимодействие России и КНДР от контактов Москвы с постсоветскими странами. Как заметил по этому поводу президент РФ Путин, в Договоре о стратегическом партнёрстве «есть статья № 4, и мы нисколько никогда не сомневались, что северокорейское руководство относится к нашим договорённостям серьёзно».

Максим Минаев, кандидат политических наук, руководитель Отдела внешнеполитических исследований Центра политической конъюнктуры
Источник: https://actualcomment.ru/sistema-novykh-alyansov-rossii-2410291349.html

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля