На сегодняшний день разнообразие информационно-коммуникативных технологий позволяет политически ангажированным СМИ оказывать существенное влияние на динамику развития общества и функционирования механизмов государственного управления. Политическая психология и международная коммуникация стали востребованными направлениями развития и инвестиций, не только нового научного продукта, но и технологий. Современная политика не обходится без политических манипуляций и маневрирования.

Известной вспышкой синофобии, когда социальное течение превратилось в настоящей мировой тренд стала пандемия новой коронавирусной инфекции Covid-19.

Учитывая уникальность китайского менталитета, как государства Азии, чья культура и нормативно-ценностная картина явно отличается от западноевропейской, медиаобраз КНР создаёт особое восприятие картины деятельности этой страны и её народа и направлен на формирование и коррекцию общественного мнения с помощью усиления или понижения имиджевой привлекательности в зависимости от внешнеполитической повестки.

В отношении технологий подсознательного воздействия по китайской тематике применяется сильная стереотипизация и мифологизация или предпринимаются всяческие попытки запустить этот процесс. Ведь вопрос сохранения и отстаивания национальной идентичности в социальных явлениях, являющимися разновидностью шовинизма, крайне важна. [1]

Синофобия – сложное явление. За тысячелетнюю историю Китая синофобия распространилась по всему миру, поэтому данное течение следует изучать как тенденцию, а после 2020 г. Cинофобия стала мировым трендом. Антикитайские настроения в разных регионах мира носят дифференцированный характер.

Именно поэтому при изучении вопроса синофобии следует делать акцент на такие методы исследования как историко-системный, позволяющий рассматривать трансформацию национальной идентичности китайцев и политическую историю КНР как единое целое. Историко-сравнительный метод позволяет проследить степень нарастания синофобских настроений разной локализации, а также проследить факторы их возникновения. Не обойтись и без методов общенаучного уровня, так как анализ, синтез, дедукция и индукция. С помощью системного анализа возможно рассмотреть национальную идентичность как многоаспектное явление.

Одним из особенностей информационного пространства как поля политической борьбы является мгновенность распространения информации. [2]

В конце февраля 2020г. многие китайцы, живущие за рубежом, стали свидетелями расизма, а именно «вирусными китайцами». Немалое число магазинов развесили на входе таблички «Китайцам вход воспрещен», а в западных газетах замелькали заголовки вроде «Желтая опасность». [3] Также ярким примером применения мифологизации служат публикации за период марта 2019 – почти конец 2021 гг. – это был пик распространения короновирусной инфекции, где практически каждый тираж выпускал десятки статей про «летучих мышей», «утечки из лабораторий».  Это стало большим поводом для развёртывания капмании «очернения медиаобраза». [4]

Китайская платформа коротких видеороликов Tik-Tok сыграла злую шутку с её создателями. Ввиду социальных ограничений и периода самоизоляции во многих странах платформа с короткими видеороликами набрало огромную популярность, однако большинство не только западной и русской аудитории, но и самой китайской стали публиковать фейковый контент с оттенком мифологизации, что привело к усилению синофобиии на бытовом уровне.

Информационные технологии стали важнейшим ресурсом власти. СМИ «рисуют» определённую картину мира и её составные части, которую потребитель может брать за основу принятия решения. Информационная война создала широкую возможность использования медиаобразов в качестве метода пропаганды и формирования выгодного и искажённого облика политического оппонента. Таким образом, с ростом экономического и военного потенциала КНР текущая риторика многих государств будет лишь укрепляться. Синофобия, уже превратившись в глобальный тренд, никуда не денется, она продолжит укрепляться и всё чаще использоваться как инструмент борьбы и манипуляций политическими оппонентами Поднебесной.

Список источников и литературы:

1.  Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание/ Отв. ред. И.В. Семененко / ИМЭМО РАН М: Издательство «Весь Мир», 2017 г. 992 с., ил.

2.  СМИ как инструмент политики «мягкой силы» Китая и России в начале XXI века : монография / Инь Жуй, А.М. Бобыло. – Москва : МАКС Пресс, 2021. – 196 с.

3. Обложка французской газеты c заголовком «Китайский коронавирус. Желтое предупреждение» 2020. URL: https://www.courrier-picard.fr/ (дата и время посещения: 12.12.2023)

4. BBC News. China.  https://bbconline.shop/news/world/asia/china  (дата и время обращения: 11:52 13.12.2023)

Автор: Маленкова Анастасия Денисовна 4 курс «Политология» студент Московского государственного лингвистического университета

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля