И еще одно новшество в школах – единая система профориентации. Все ученики, начиная с 6-го класса, посещают занятия «Россия – мои горизонты». Введены они для того, чтобы ребята могли познакомиться с перспективными профессиями, встретиться с взрослыми, достигшими успеха в разных отраслях, узнать о современном рынке труда.
Напомним, что в мае 2023 года Президент РФ Владимир Путин поручил актуализировать программы профориентации школьников.
С нового учебного года во всех школах внедряется единая модель профориентации – профориентационные минимумы. Каждая школа выберет один из его уровней: базовый, основной или продвинутый. В рамках профминимума в 6 – 11-х классах еженедельно по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия – мои горизонты», – рассказал подробности глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
Для ребят также проводятся профориентационные диагностики и отраслевые занятия.
Этот проект – ответ на запросы родителей! – прокомментировал «КП» Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации. – Профориентацией надо заниматься как можно раньше и самыми разными способами! Это и теоретическое знакомство с современными профессиями, и экскурсии на предприятия и в институты. Очень важно профтестирование. Обычно его проводят в 8-м классе. Я считаю, что нужно проводить трижды – не только в 8-м классе, но и раньше, и позже, чтобы посмотреть устойчивость предрасположенности ребенка к той или иной профессиональной деятельности.
ТРАЕКТОРИЯ
Выпускники стремятся в колледжи!
Проект «Профессионалитет» расширяется, а среднее профессиональное образование становится модным Колледжи и техникумы в последние несколько лет не просто востребованы у старшеклассников – они в моде! Новый импульс среднее профессиональное образование (СПО) получило благодаря федеральному проекту «Профессионалитет». Он реализуется по решению Президента Российской Федерации Владимира Путина и нацелен на создание принципиально новой модели подготовки квалифицированных кадров.
В этом учебном году «Профессионалитет» расширили, появились новые кластеры по самым актуальным специальностям. Обучение ведется с использованием передовых технологий и в неразрывной связке с предприятиями – в этом суть нового подхода к СПО. Работодатель напрямую участвует в учебном процессе.
Развивается чемпионатное движение – ребята демонстрируют, чему научились, становятся частью профессионального сообщества. В Великом Новгороде завершился чемпионат высоких технологий, недавно завершился Национальный чемпионат среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», и совсем скоро – в ноябре – в Санкт-Петербурге состоится финал чемпионата «Профессионалы».
Больше 60 процентов выпускников девятых классов идут в колледжи. Это не значит, что они потом не продолжат обучение в вузах. Но значительная часть молодых людей после окончания колледжа идет работать. И это тоже очень важно, потому что у молодых людей поменялся запрос. Это прежде всего запрос на получение конкретной профессии, которая будет приносить конкретные деньги. Теперь надо, чтобы мы соответствовали этому запросу. Должно быть качественное образование, соответствующее оборудование и самое главное, что отличает «Профессионалитет», – трудоустройство. Человек должен после окончания колледжа сразу получать работу, – подчеркнул первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев.
«ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» В ЦИФРАХ
149 новых кластеров проекта «Профессионалитет» открылись в России в этом учебном году, еще 71 кластер продолжил свою работу.
Более 900 колледжей объединены в кластеры.
68 регионов России участвуют в проекте, на будущий год присоединятся еще 11.
24 отрасли получат сотрудников благодаря «Профессионалитету», в том числе IT, радиоэлектроника, сельское хозяйство, туризм, креативные индустрии, медицина, машиностроение, металлургия, железнодорожный транспорт, легкая промышленность, атомная отрасль, фармацевтика, лесная промышленность, строительство.
МНЕНИЕ НАСТАВНИКА
В меняющемся мире надо быстро осваивать новые навыки
Патимат Омарова, декан факультета специального (дефектологического) образования Дагестанского государственного педагогического университета, победитель конкурса «Лидеры России»:
Какие навыки и компетенции нужны в XXI веке? Какие профессии станут профессиями будущего? Как эффективно готовить профессионалов для реального сектора экономики? Эти вопросы имеют первостепенное значение для нашей страны, а федеральный проект «Профессионалитет» – весьма перспективный ответ на них.
Почему так важно развивать «Профессионалитет»? Прежде всего, это возможность подготовки специалистов с сокращенными сроками обучения в партнерстве с работодателями. Вовлеченность работодателей способствует гарантированному трудоустройству будущего выпускника колледжа.
Как член Всероссийского сообщества наставниковпросветителей, рада отметить, что это еще и упор на наставничество, понимание роли которого так возросло в Год педагога и наставника благодаря позиции нашего Президента и активному продвижению Министерством просвещения РФ.
Ибо, на мой взгляд, рядом с молодым человеком или девушкой на начальных этапах их профессионального становления должен быть мудрый и вовлеченный человек, готовый делиться знаниями и опытом, вкладываться в развитие личности своих воспитанников.
Как абсолютно влюбленный человек в Конкурсное движение профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс», хочу отметить, что это еще и новые возможности профессионального развития и трудоустройства студентов с ОВЗ. Современное оборудование, цифровые технологии позволяют сделать это более доступным.
Благодаря «Профессионалитету» все меньше сложностей с материально-техническими возможностями инклюзивного профессионального образования, но нам еще нужна работа по развитию позитивного инклюзивного сознания граждан.
И здесь важно отметить, что «Профессионалитет» – это еще и шанс для наших ребят, возвращающихся с СВО и, к сожалению, в результате полученных травм и инвалидности либо по причине смены своих профессиональных интересов, нуждающихся в быстром овладении профессией.
Сегодня «Профессионалитет» нам жизненно необходим. Он позволяет обеспечить процесс импортозамещения необходимыми кадрами, адаптироваться к миру неопределенности, с высокой скоростью изменений и конкуренции, с осознанием России как мировой державы.
Источник: https://www.kp.ru/daily/27578/4848170/