Дорогие друзья! Уважаемые учителя, учащиеся, студенты и их родители! От всей души поздравляем вас с Днем знаний!
Завершилось лето, отзвенели беззаботные каникулы, дан старт новому учебному году. Для одних ребят он станет первым шагом в мир увлекательных открытий, для других — финальной ступенью освоения школьной или вузовской программы. И для всех без исключения — интересным этапом в жизни, временем, когда закладываются основы знаний, проверяются способности, приобретаются необходимые навыки, раскрываются таланты.
В российском образовании идут сложные процессы. Оно с трудом преодолевает итоги разного рода реформ – оптимизацию, отход от высокой образовательной миссии к сфере услуг по производству квалифицированного потребителя, засилье отчетности. Все это привело к падению качества образования, возникновению дефицита учителей. В Советском Союзе очень любили слово «оптимизм», в вот в России все больше в ходу «оптимизация». Они звучат похоже, но очень различаются по смыслу и результату.
По факту нынешнее российское общество – это не общество созидателей, готовых «грызть гранит науки», а общество «грамотных потребителей». Более того, это общество людей, сознательно погруженных в виртуальный мир. Чем это грозит? Если ребенок в свое время не получает реального практического и чувственного опыта, предпочитая виртуальный мир реальному, то как он сможет правильно себя позиционировать, найти себя в этой суровой действительности?
Еще одним результатом реформ стало т.н. «игровое, карамельное образование» как ответ на потребности части общества потребителей. Происходит формирование общественного мнения: не надо напрягаться, не надо учиться через волю, все знания получишь легко и доступно. Это пугает, ведь что легко дается – легко забывается. Но зато таким неграмотным обществом легко управлять.
Есть уверенность, что с этим всем мы сможем расстаться. Во многом этому способствует и СВО, которая наглядно показала наши сильные и слабые места, бюрократизацию принятия решений. Мы должны найти какую-то формулу оптимизма без самообмана, оптимизма без иллюзий, которая дала бы нам новые силы и уверенность в завтрашнем дне.
В этот день мы с особым чувством признательности поздравляем педагогов. В деле обучения и воспитания подрастающего поколения им должна отводиться главенствующая роль. Какими бы продуманными не были образовательные стандарты и учебники, они лишь приложение к учителю, без которого – все это лишь кипа бумаги. Труд учителя нельзя измерить количеством выпускников, затратами рабочего времени. Общение с детьми не поддается временному измерению. В профессии учителя невозможно остановиться, необходимо постоянно работать над собой, учитывать новые реалии.
Современный учитель, педагог – это консультант, наставник, а ученик, студент-исследователь. Еще Сократ говорил: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», и это может сделать лишь тот, кто сам горит. Мы очень надеемся, что так и будет!
Наш интернет-журнал и весь дружный коллектив Проекта «Школа молодого этнополитолога» (включая наших уважаемых экспертов) постарается внести свою лепту в дело воспитания и образования российских граждан всех возрастов.
Еще раз с праздником всех нас!
В. Петров, директор ШМЭП
.