Правительственный Прогноз социально-экономического развития РФ на 2024-2026 годы внешне выглядит как предтеча к созданию такой модели. Об этом много говорили, однако в реальности мало кто верил, что страна готова так резко развернуться, обнулив многолетнюю работу и достижения государственного и бизнес-секторов. Мы еще помним про «перезагрузку» отношений с Западом, активную работу глав регионов с западными инвесторами, помним кластеризацию экономики, которая во многом строилась на привлечении мировых инвесторов в регионы. Калужское автомобильное чудо, когда тогдашнему губернатору Артамонову удалось превратить область в промышленную площадку западных производителей, регулярно приводили в пример как некий эталон деловой работы региональных руководителей.

В нынешнем Прогнозе за сложными и подчас непонятными обывателю формулировками, по сути, вшит вектор дальнейшего развития страны. Как справедливо отмечают коллеги из «Незыгаря», запланированный рост затрат на оборону до 6% ВВП, помимо профильных задач, образует порядка 20-25 тысяч современных рабочих мест и автоматически обеспечивает рост производства на 4-8% по сопряженным технологическим цепочкам. Это в свою очередь увеличивает реальные доходы населения и спрос на потребительском рынке.

В правительственном Прогнозе обозначено мощное бюджетное стимулирование. На мой взгляд, объективно сегодня нет признаков сокращения госрасходов. Однако монетарная политика Центрального банка в целях таргетирования инфляции, очевидно, представляется вынужденно жесткой. Это, несомненно, дестимулирует часть национальной экономики. Думаю, что выведенная в Прогнозе конфигурация может существовать исключительно в краткосрочной перспективе, не более нескольких лет. Однако после этого заметно возрастают риски замедления экономического роста.

Мобилизационная модель – а именно она сегодня фактически нарисована в Прогнозе – выглядит вполне реалистично. Не прослеживается шапкозакидательских настроений. Так, Прогноз учитывает актуальную ситуацию: снижение ВВП, падение объемов экспорта, девальвацию рубля, нарастающую инфляции. При этом прогнозируемый подъем экономики после значительного спада 2022 года тоже представляется вполне закономерен. Однако такая модель, драйверами развития которой выступает симбиоз сырьевой и оборонной экономики, действительно не выглядит долговечной. Россия объективно потеряла и продолжает терять нефтегазовые рынки, стране не удалось в полной мере выстроить систему импортозамещения – это логично, поскольку данные процессы могут быть реализованы в течение 10-20 лет, особенно в наукоемких отраслях. Кроме того, у страны заметно осложнился доступ ко многим технологиям и инновациям, что автоматически сказывается на техническом прогрессе.
Другой важный фактор – нестабильность, при всей внешней риторике, российско-китайских отношений, прогнозируемое осложнение отношений с Турцией, что в конечном итоге может поставить под вопрос функционирование системы параллельного импорта.

Таким образом, нынешний экономический Прогноз во многом отражает объективные реалии, однако речь идет не о стратегии и попытках «иранизировать» экономику, а скорее о прагматичном желании Правительства просто «пересидеть» черные дни.

Russia is beginning transition to a mobilization economy

The government Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for 2024-2026 looks outwardly like a forerunner to the creation of the mobilization model. The vector of further development of the country is sewn into it, powerful budgetary stimulation is indicated, the mobilization model is actually drawn.

Grashchenkov

Источник: https://t.me/thegraschenkov/3925

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля