
Проблемы основного общего образования в России уже невозможно замалчивать. Доведенные до крайности школьные учителя написали открытое письмо президенту Владимиру Путину.
Открытое письмо в адрес президента Российской Федерации Владимира Путина, опубликованное на интернет ресурсе «Завуч.инфо» от имени российских учителей, вызвало большой общественный резонанс.
«Мы больше не можем молчать. В школах накопилось столько проблем, что молчание стало соучастием», — заявляют авторы обращения, написанного, как отмечается, «от имени тысяч учителей, которые каждый день ведут уроки, растят будущее России, стараются выстоять, несмотря на всё».
Педагоги нашли в себе мужество громко заявить о том, что сегодня обсуждают все — и учителя, и родители.
«Посмотрите: в пепел уже почти превратилось наше образование. Не из-за угроз извне, а из-за молчаливого разрушения и равнодушия внутри», — обращают они внимание главы государства на проблемы, накопившиеся внутри системы отечественного образования.
«Если мы потеряем школу — мы потеряем страну. Без единого выстрела. И без внешнего врага», — отмечает педагогическое сообщество.
В тексте обращения говорится, что школа стала «местом бумажного ада»: школьная администрация занята отчетами и статистикой, знания уступили место формальностям. Молодые учителя в школу не приходят, в том числе потому, что цены растут, а зарплаты нищенские.
Накопившиеся проблемы в образовании в обращении к президенту изложены по пунктам.
Нищенская заработная плата учителей
Педагоги не согласны с логикой «хотите больше денег — берите больше часов», поскольку школьные учителя и сегодня работают больше чем на одну ставку, часто — на две или даже на три. А поскольку и эти небольшие деньги (около 30 тысяч в месяц) не покрывают жизненных потребностей, им приходится подрабатывать репетиторством до позднего вечера или ночи.
«Обещали с января поднять на 20% — подняли на 4%», — комментируют педагоги — читатели «Завуч.инфо».
«Цены выросли, а зарплата не растет! Хотя даже пенсии индексируют», — возмущаются школьные учителя в комментариях под опубликованным обращением.
Педагоги со стажем все чаще уходят из школ «на вольные хлеба», где они могут заработать больше. И, конечно, на «смешную» зарплату не приходят и новые педагоги — молодые, только что окончившие вуз. Уж лучше курьером или баристой. Все денег больше.
Педагоги жалуются на засилье бумажной работы
Авторы обращения подробно расписали, как перегруженных «бюрократией и цифровыми платформами» учителей «вынуждают заполнять таблицы, а не вдохновлять учеников».
За бесконечной чередой олимпиад, тестов и проверочных работ (ВПР, МЦКО) теряется главная задача — фундаментальные знания предмета и мотивация ребенка к дальнейшему обучению. Для российской школы стало важно «не знание, а отчетность», заполнение бумаг. А сами учителя постоянно вынуждены искать варианты, как им в очередной раз подтвердить свою квалификацию, собрать как можно больше грамот и сертификатов.
Ужас всей этой ситуации еще и в том, что такие «правила игры», навязываемые педагогам чиновниками, перенимают и ученики: дети и подростки, так же как и взрослые, настраиваются на формальное отношение к учебе: они стремятся не максимально усвоить материал, а угадать правильный ответ в тесте, они учатся списывать.
«Мы приучили детей ко лжи, потому что сама система построена на фальши», — отмечают авторы обращения.
«У чиновников пару лет назад были попытки снизить бумажную волокиту в школе, даже издали для этого необходимые документы. Но одновременно вырос вал бесконечных акций, конкурсов и инициатив, которые хотят реализовать через школу. Это ложится на плечи администрации школы, та не справляется — перекладывает на учителей», — поддерживает авторов обращения глава профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков (учитель истории и обществознания).
Неуважение и травля учителей со стороны детей и родителей
«Дисциплина разрушена. Учитель не может даже сделать замечание, иначе его обвинят в нарушении прав ребенка», — жалуются авторы обращения на свою каждодневную боль.
Это подтверждают и многочисленные комментарии, оставленные под опубликованным на «Завуч.инфо» текстом.
«Мы бесправны. Не учится ребенок — ты не заинтересовал. Прогуливает — ты допустил. Не уважает — ты не воспитал», — подтверждает проблему один из учителей.
Чтобы разрешить кризис в образовании, педагогическое сообщество выдвинуло свои требования.
Первое из них — «выразить недоверие министру просвещения и всей его команде».
Авторы обращения уверены, что в этом их «поддержит абсолютное большинство педагогического сообщества», поскольку «нынешний министр и его окружение утратили доверие учителей» как авторы реформ, разрушающих образование.
Следующее требование — создать при администрации президента независимую рабочую группу по образованию, в которой вместо «лояльных общественников» и «формальных лидеров» будут эксперты, «реально работающие в школе».
Среди других требований — снижение бюрократической нагрузки на педагогов и повышение заработных плат (с обязательным уравниванием доходов школьных учителей из «бедных» регионов с «богатыми»).
Авторы открытого письма в адрес президента РФ называют это обращение «голосом самой школы.
«Мы просто записали то, что десятки тысяч учителей уже много лет говорят в личных разговорах, чатах, кулуарах, но редко публично», — комментирует главред «Завуч.инфо» Евгений Барановский.
«Это коллективная настоящая реакция тех, кто ежедневно выходит к детям и больше не может молчать», — резюмировал Барановский как один из авторов обращения.
Андрей Цезарев
Источник: https://dzen.ru/a/aBI30XrDiSdK-IgE