Аннотация. Данная статья посвящена исследованию роли политической элиты Украины в формировании внешней политики страны. Элита играет значительную роль в определении стратегических приоритетов Украины на международной арене и принятии ключевых решений по внешней политике. На формирование и эволюцию политической элиты Украины влияют такие факторы, как политические предпочтения населения, экономические интересы и внешние связи. В статье подчеркивается важность эффективного диалога и координации между политической элитой, государственными институтами и обществом в целом для достижения единой, устойчивой и прогрессивной внешней политики.
Ключевые слова: политическая элита, Украина, внешняя политика, формирование, стратегические приоритеты, решения, факторы, политические предпочтения, экономические интересы, внешние связи, диалог, координация, государственные институты, общество.
Введение
Роль политических лидеров в определении внешней политики государства
Роль элиты в мировом политическом процессе очень велика, ведь именно эта часть людей формирует как внешне, так и внутриполитический курс того или иного государства. На сегодняшний день проводится большое число встреч лидеров разных стран, парламентские форумы, а также совещания межправительственных политических блоков, на которых определяется дальнейшее сотрудничество отдельно взятых государств по экономическим, политическим, социальным, культурным, военным и другим вопросам.
Как и в любом государстве, роль политических лидеров Украины является неотъемлемой составляющей государства. Украина является республикой со смешанной формой правления, а значит ее президент и парламент находятся друг от друга в сильной зависимости. Поскольку парламент государства – однопалатный, то на него возлагается большая роль. Чрезмерно важен партийный состав парламента, так как от этого зависят принятые им решения.
Важной составляющей при анализе как политических элит, так и любого другого политического актора является объективная оценка, при помощи которой формируется наиболее корректная и независимая позиция по отношению к этим акторам. Субъективизм не всегда может в полной мере отражать те или иные проявления действительности, а скорее зависит от личной точки зрения исследователя.[1]
Переходя от общих рассуждений к наиболее конкретным идеям касательно роли элиты в мировом политическом процессе, прежде всего хочется отметить сходство самого термина «элита» с термином «личность». О роли личности в истории определенного государства можно говорить много. Безусловно, историю делают не народы, а отдельно взятые люди. Прежде всего На мировоззрение таких людей влияет политическая и социально-культурная действительность, становление данных индивидов.
В общем смысле, саму элиту в сфере как внешней, так и внутренней политики можно назвать множеством личностей, формирующих политический курс страны, взаимодействующих друг с другом по основным вопросам, которые возникают как в стране, так и за ее пределами.
Как уже говорилось ранее, наиболее существенными составляющими при анализе государства являются: форма государственного устройства, форма государственного правления и политический режим. Рассматривая наиболее детально именно форму государственного правления, как правило, выделяют монархию И республику. Начиная анализировать любое
государство с точки зрения деления его на эти два элемента, прежде всего в качестве элиты упоминают короля/королеву, президента или премьер- министра; при этом неотъемлемой частью является парламент государства, его представители и органы исполнительной, а также судебной властей.
Рассмотрим наиболее подробно президентско-парламентскую республику, которую также называют смешанной, где президент и парламент находятся в наибольшей взаимозависимости друг от друга.
Наряду с Украиной к таким государствам относятся: Россия, Литва, Румыния, Киргизия, а также ряд африканских государств. Согласно В. Парето[2] под термином элита понимается «Высшая страта, класс избранных». Основываясь на этом определении и учитывая вышесказанное, можно предположить, что «основой» элиты в таких государствах будут пониматься именно президент и члены парламента.
Рассматривая президента как отдельно взятого индивида, важно заметить, что большую роль здесь играет личностный фактор. Более подробно об этом пишет Н. Макиавелли.[3] Лидер государства, вне зависимости, от названия должности, которую занимает, и, не принимая во внимание форму государственного правления, является наиболее важной фигурой при анализе политических элит.
Особенно личностный фактор играет роль на международных переговорах и отдельно взятых встречах. И, хотя, большинство речей, которые произносят лидеры государств на этих встречах, готовятся заранее, все-таки нельзя исключать значение психологического давления. Психологическое давление может быть вызвано ввиду определенных тайн, которые умалчиваются не только для журналистов и населения, но и для групп людей, являющихся приближенными к руководителю страны. Кроме тайн, это могут быть личные угрозы, угроза близким людям и т.д., то есть любая манипуляция, которая может повлиять на определенное решение того или иного лидера государства. Поэтому крайне важно на посту руководителя государства иметь морально сильную личность.
Состав парламента менее важен, но пренебрегать им нельзя. Например, обеих палатах парламента России присутствует большое число представителей самых разных сфер: спорта, науки, бизнеса, и т.д. С одной стороны, таких людей сложно назвать хорошими специалистами в сфере законодательства, но с другой они лучше знают те сферы жизнедеятельности общества, из которых они пришли.
Во внешней политике, состав парламента играет большую роль, нежели во внутренней. Поскольку на сегодняшний день проходит большое число межпарламентских встреч, то говорить о важности знания в сфере права членами парламента не приходится.
Касательно роли лидера государства, а также всех органов власти можно смело заявить, что без них трудно представить само существование государства как политического института. Публичная власть является неотъемлемой частью любого государства наряду с системой права и системой налогов.
С точки зрения народа следует заметить, что любой народ в какой-то степени сам хочет, чтобы им управляли. Очевидным примером из истории здесь может служить призвание варягов на Русь в 862 году. [4]
Таким образом, можно сделать вывод, что роль элиты в мировом политическом процессе почти невозможно рассмотреть отдельно от роли элиты внутри одного государства, поскольку внутренняя и внешняя политика любой страны являются взаимосвязанными И элементами, при этом, роль политической элиты может определяться личностным фактором и формой государственного правления.
взаимодополняющими
Роль политической элиты Украины по формированию внешней политики страны
Касательно самого термина «элита», то в Украине под ним можно подразумевать часть людей, управляющих государством, в первую очередь де-факто, занимающих большинство руководящих постов в стране. Такими являются: президент Украины, депутаты однопалатного парламента Верховной Рады, члены правительственного органа Кабинета Министров, включая подчиняющихся ему министров, а также представители судебной власти. И хотя, в предыдущем параграфе делался упор исключительно на главу государства и парламент, для более детального анализа нельзя не упомянуть также ряд других органов.
Начать описание политической элиты следует с главы государства. В Украине, как было отмечено выше, им является президент, срок полномочий которого составляет пять лет. Первым президентом Украины является Л.М. Кравчук, Далее невозможно оставить без внимания Л.Д. Кучму, В.А. Ющенко, В.Ф. Януковича и П.А. Порошенко. После выборов 2019 года эту должность занимает В.А. Зеленский. Важно отметить, что роль всех президентов в формировании внешней политики государства чрезмерно велика, ведь именно президент, согласно конституции, осуществляет руководство внешнеполитическим курсом страны.[5]
Л.М. Кравчук, первый в должности президента, во внутренней политике делал упор на самоидентификацию и самоопределение украинского государства после подписания Беловежских соглашений. Во внешней политике Украина старалась стать самостоятельным субъектом, геополитическая ситуация которого позволяла быть частью как группы постсоветских государств, так и взаимодействовать с государствами Западной Европы и США.
Такой ряд действий, с одной стороны, казалось бы, очевиден, однако очевидно и то, что подобный внешнеполитический курс вряд ли смог бы устроить представителей российской политической элиты, которые хотели бы видеть лидеров Украины, скорее настроенных пророссийски, чем проевропейски.
Дальнейшая циркуляция элит, a именно смена Л.М. Кравчука Л.Д. Кучмой возможно была осуществлена не без действий со стороны России. Хотя Л.Д. Кучма был настроен пророссийски, все же в его действиях наблюдалась постепенная тенденция к Европейскому союзу.
Наибольшие шансы для присоединения страны к европейскому блоку по мнению многих политологов[6] был период президентства В. А. Ющенко, который был явным сторонником Запада.
Европейская настроенность у В.Ф. Януковича прослеживается меньше всего. Он был явным сторонником России и, скорее всего, именно этот фактор стал причиной не подписания им соглашения об ассоциации с ЕС в 2013 году в Вильнюсе.
Пришедший к власти в 2014 году П.А. Порошенко являлся полной противоположностью В.Ф. Януковича. Начавшаяся война на Донбассе и присоединение Крыма к России четко определили внешнеполитический курс Украины. С одной стороны, такой курс позволяет до конца обозначить свою позицию на международной арене, но с другой Украина больше не может быть частью двух блоков сразу. Возможно в тактическом плане Украина потеряет, но в стратегическом это наиболее корректное решение со стороны политической элиты государства.
Победивший на выборах в 2019 году В.А. Зеленский в социальном отношении более открытый и не воспринимается народом как «царь». Такая позиция лидера государства наиболее характерна для западных стран. Этим ходом, возможно, в культурном отношении идет самоотождествление украинского государства с западным миром.
Поскольку президент является основной составляющей политической элиты страны, рассмотрев всех президентов, можно сделать вывод, что
их роль очень велика, так как именно президент определяет внешнеполитический курс государства, а в случае с Украиной от этого будет зависеть ряд социальных и культурных факторов: идеология, язык, культура и т.д. Также стоит вопрос о территориальной целостности украинского государства, наличия военных и других конфликтов.
К политической элите в Украине можно также отнести членов парламента. В последнее время, а именно, начиная с выборов в Верховную Раду 2012 года, прослеживается явное доминирование по количеству мест партии президента. Основываясь этих данных, можно сделать вывод, что большинство указов президента реализовывались и будут реализовываться в дальнейшем.
С одной стороны, не совсем корректно рассматривать членов парламента в качестве политической элиты, так как Верховная Рада Украины действует, скорее, как субъект внутриполитических отношений, но с другой в смешанных республиках законодательная Система устроена Таким образом, что президент и парламент находятся в наибольшей зависимости друг от друга и это может быть крайне важно для анализа в дальнейшем.
Конечно, наиболее важной составляющей так или иначе остается глава государства президент, поэтому анализ будет проводится, отталкиваясь в большей степени от позиций президентов разного времени. Президент любого государства отражение не только законодательной части, но и всех остальных сфер, включая культурную, о которой речь пойдет ниже. Парламент в самом анализе займет меньшую роль, несмотря на важность значения законов, которые он принимает.
Заключение
В целом, подводя итоги, хочется еще раз заметить, что политическая элита Украины на данный момент держит проевропейский курс. При П.А. Порошенко он был более ярко выраженным. Внешнеполитический курс украинского государства резко поменялся, при этом, он был подкреплен цитатами и высказываниями самого Петра Алексеевича. Однако, даже при такой позиции большинство проблем, которые возникли после ухода В.Ф. Януковича так и не удалось решить. Возможно, для решения подобных геополитических вопросов требуется больше времени. С одной стороны, 5 лет довольно короткий срок для решения конфликта такого уровня, с другой, можно заметить, что конфликт находился и находится в статике и вряд ли, можно дать какие-либо прогнозы на ближайшее время.
Циркуляция политических элит в рамках президентских выборов 2019 года может сказаться положительно на отношениях России и Украины. Рассматривая личность В.А. Зеленского, прежде всего, хочется заметить такие качества, как: открытость и желание сотрудничать. Конечно, сам по себе личностный фактор может слабо повлиять на международные отношения не только в направлении Российской Федерации, но также и со многими другими странами; при этом, нельзя пренебрегать данным критерием.
Возможно, в период президентства В.А. Зеленского удастся решить конфликт на Донбассе и частично признанные государства ДНР и ЛНР останутся в составе украинского государства неизменно. Вряд ли, можно будет до конца определить правовой статус Крыма, скорее это вопрос не одного президентского срока и для этого должна произойти смена политической элиты в России.
Проблема коррупции в Украине сказывается существенно не только на внутренней, но и на внешней политике страны. Политическая элита Европейского союза, явно, не готова видеть в своем составе государство с таким уровнем восприятия коррупции. Таким образом, можно выделить еще один существенный недостаток украинского государства, который может затруднить его вхождение в ЕС.
Рассматривая культурный аспект, необходимо подчеркнуть следующее: маловероятно, что культура Украины затруднит ее вхождение B EC, поскольку, каждая страна Европейского союза сегодня сохранила большинство своих духовных ценностей и общеевропейская культура не распространена в той степени, чтобы проводить общую культурную политику по отношению к другим странам. В целом, можно выделить, что каждая страна в сфере культуры действует отдельно. Подобные действия крайне важны, поскольку они имеют существенные различия в таких культурных направлениях как: язык, национальная кухня, самоопределение граждан и т.д.
Таким образом, рассмотрев большинство аспектов, можно сказать, что роль политической элиты Украины по формированию внешней политики государства будет зависеть от ее состава, их деятельности и ряда других факторов.
Список использованной литературы
1. Ашин Г. К. Элитология. Становление. Основные направления. – М.: Академия политической науки, 1995. 124 с.
2. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. – М.: РОССПЭН, 2006. 448 c.
3. Елизаров В. П. Элитистская теория демократии и современный российский политический процесс. – М.: Политические исследования, 1999. 72 c.
4. Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. – М.: Захаров, 2004. 216 с.
5. Мухаев Р. Т. Политология. – М.: ЮНИТИ, 2007. 495 с.
6. Кислицын С.А. Политические элиты и контрэлиты на Украине:
Основные тенденции развития / Кислицын С.А., Петрова С.В. // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. No 2-2 (18). C. 95-99.
Зарубежные авторы:
7. Богомолова Н. Роль политической элиты в становлении
украинской государственности / Богомолова Н., Малеваный Н. // ІпіЕНД
ім. І.Ф. Кураса НАН України. 2018. Выпуск 6(62). С. 333-340
8. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 2007. 194 с.
9. Гарань А. Трудный путь Украины к европейской интеграции / Гарань А., Золкина М. // PONARS Eurasia. 2014. No311.
10. Конституція України // Відомості Верховної Ради України. 1996. (https: //www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/45425/72851/F-
423885451/UKR45425.pdf)
[1] Парето В. Компендиум по общей социологии. – М., 2008. С.57
[2] Парето В. Компендиум по общей социологии. – М., 2008. – С. 309.
[3] Макиавелли Н. Государь. – М., 2006.
[4] Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М., 2016.
[5] Конституція України [Электронный ресурс]. URL:
https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/45425/72851/F-423885451/UKR45425.pdf
[6] Гарань А. Трудный путь Украины к европейской интеграции / Гарань А., Золкина М. // PONARS Eurasia. – 2014. – Аналитическая записка No311.
Автор: Пономарева Екатерина, студент 4 курса МГЛУ