
Аннотация: Статья посвящена оценке роли идеологии в государстве. Рассмотрено влияние идеологии на государство, проявлении этого влияния, приведены примеры.
Ключевые слова: идеология, государство, государственная идеология, идеологическое влияние, роль идеологии.
Идеология – это совокупность определённых взглядов, идей, представлений, которые характеризуют то или иное множество людей, объединяемых этой идеологией. Её роль тяжело переоценить, поскольку именно идеи и взгляды человека задают его поведение и поступки. Из этого следует, что государство, как образование, состоящее из людей, не способно существовать без конкретной системы воззрений, представлений, идей. Идеология организует общество, является его основой.
Государство, будучи сложной структурой и способом формирования человеческого общества, имеет множество функций: политическая, экономическая, культурная, образовательная, социальная и так далее. Эти функции выполняются в соответствии некоторым пониманием мира, его устройства, природы тех или иных событий, процессов. Значит, и на данном уровне организации государство довольно тесно связано с набором некоторых взглядов и идей.
Идеология – это система политических, экономических, культурных, социальных, духовных и прочих ценностей, выражающая максимально обобщенные интересы конкретной социальной группы людей.
Имея четкое представление о том, что есть идеология, необходимо понять, насколько неразрывно это понятие связано с государством. Может ли существовать государство без идеологии? Почему именно так? В чем заключаются функциональная польза идеологии для государства? В зависимости от основополагающей идеи различные идеологии можно классифицировать. Существует социально-политический тип идеологий, к которому относятся фашизм, консерватизм, анархизм, либерализм. Также выделяют классовый и национально-этнический типы. К первому причисляют капитализм, социализм и коммунизм, а ко второму – нацизм, национализм, шовинизм, расизм. Кроме того, некоторые идеологии не выделяют в отдельные типы. Например, есть феминизм, который направлен на борьбу за женские права и преодоление сексизма.
Как пишет Н.М. Казанцев в своей статье «Идеология права госуарству или идеология государству права» [2], в любом обществе в один период времени живет множество представителей идеологий различных типов. В этой смеси проходит вся общественная жизнь, что играет особую роль в политическом контексте.
История знает множество примеров стран с официальной государственной идеологией. Заданный набор идей и воззрений на столь высоком уровне организации государства позволяет власти консолидировать народ, задавать вектор его развития, поднимать конкретные общественные настроения. Это очень удобный инструмент управления, доказательством чего может послужить возникшее в 1935 году в СССР Стахановское движение, последователи которого многократно превышали необходимые нормы производства во благо государства. Это был как раз тот период времени жизни страны, когда ей требовался быстрый экономический подъём в принципе и быстрый подъём тяжелой промышленности, в частности. Ещё один пример – способность людей на длительное участие в тяжелых кровопролитных войнах даже в самых страшных и непростых ситуациях (оборона Сталинграда в Великую Отечественную войну, оборона крепости Осовец в Первую мировую войну).
В современном мире в большинстве развитых стран люди придерживаются позиции политико-идейного плюрализма, что говорит о невозможности существования государственной идеологии. Но, тем не менее, это не означает, что в этих государствах не существует идеологий в принципе.
В разных ситуациях одни и те же идеи, и одно и то же мировоззрение может, как помочь достичь успеха, так и наоборот, помешать. Идеального баланса достичь невозможно. Как уже было упомянуто ранее, не все современные государства отказались от государственной идеологии на данный момент. В Китайской Народной Республике есть маоизм, основанный на марксизме-ленинизме. В экономической области маоизм предполагает плановое ведение хозяйства, распределение труда, параллельное развитие отраслей. Успех маоизма в сравнении с марксизмом- ленинизмом, судя по опыту Китая, основывается на осознании «новой буржуазии», образовывающейся внутри правящей партии, и на борьбе с ней [5]. Данный пример наиболее четко показывает, что государственная идеология не является атавизмом, поскольку Китай не только под эгидой маоизма сумел развиться из страны третьего мира в одну из самых процветающих стран современности, но и продолжает развиваться быстрыми темпами даже сейчас.
Почему идеология так важна? Во-первых, она определяет легитимность власти. Если идеология согласуется с поведением власти и находит поддержку у населения, государство укрепляется, так как поддержка власти народом – один из важнейших критериев стабильности государства. Во-вторых, идеология создает политическую, экономическую и духовную атмосферу в стране. В-третьих, идеология позволяет населению четко представлять образ ближайшего будущего. Это особенно ясно прослеживается на примерах маоизма в КНР, марксизма-ленинизма в СССР, идей свободы, равенства и братства во Франции конца XVIII века [1].
Очевидно, что идеология имеет большое влияние на развитие и функционирование государства даже в случае, если у этого государства нет официального набора воззрений, представлений и идей, которого должны придерживаться все его граждане. Поэтому она имеет одну из важнейших ролей в государстве, а значит, идеологию необходимо развивать и поддерживать если не прямыми, то косвенными методами.
Литература и источники:
- Бернацкий Г.Г. Государству необходима государственная идеология // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2012. С. 4–7.
- Казанцев Н.М. Идеология права государству или идеология государству права // Общественные науки и современность. 2010.
- Молчанов С.М. Политические партии США на современном этапе // Самиздат. 2009.
- Ремарчук В.Н. «Новый патриотизм» в современной российской политике. В сборнике: Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Москва, 2015. С. 115–127.
- Смирнов Д.А. Политико-идеологические аспекты модернизации КНР. 2012.
- Якунин И.В. О запрете идеологии в государстве. 2009.
Набиев Ф.М., студент группы ИУ7‐43
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Ламинина О.Г., канд. философ. наук,
доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»