В статье исследуется влияние этнических и религиозных особенностей населения на политические процессы в мире. Обосновывается понятие этнорелигиозного фактора и анализируется его значение в современной политической жизни развитых и развивающихся стран. Рассматривается проблема несоответствия государственных границ и административно-территориального деления внутри стран ареалам расселения этносов. Актуализируется вопрос сепаратизма. Выявлены основные причины столь некорректного межевания и установления государственных границ, а также раскрыты ключевые факторы этнорелигиозной конфликтности в странах мира. Устанавливается степень зависимости становления единого государственного политико-географического комплекса в странах от этнорелигиозной структуры их населения.
Сегодня мировая научная общественность всё более акцентирует внимание на проблемах этнополитической направленности. Факт постоянного роста политизированных межнациональных и межрелигиозных столкновений отмечается большинством учёных и политических акторов. Одновременно с этим, несмотря на всеобщую значимость решения данного вопроса, его острота в отдельных регионах и странах имеет достаточно дифференцированный характер.
На начало 2015 г. в мире насчитывается 251 государство, из которых 195 являются независимыми [1]. В них проживает до 5 тыс. этносов и этнических групп, из которых свыше 90% входят в состав многонациональных (полиэтнических) государств [5, с. 127]. Большинство стран в мире также поликонфессиональны (многорелигиозны). Этническая и религиозная структуры населения страны часто не совпадают. К тому же этническое самосознание ряда народов подменяется религиозно-общинным. Этнические и религиозные особенности населения оказывают заметное влияние на общественную жизнь.
Под этнорелигиозным фактором понимается вся совокупность отношений, связанных с этническим и конфессиональным составом населения в той или иной стране, её части, регионе. Эти отношения охватывают по существу все сферы жизни общества. Они пронизывают политику и экономику, социальную стратификацию и культуру, идеологию и психологию, международные отношения. С состоянием этих отношений тесно связаны многие политические процессы (незавершённость государственно-территориального размежевания, политико- и административно-территориальное деление, конфигурация границ и т.д.).
Огромное влияние на этнорелигиозный фактор оказывает наследие предыдущих эпох.
Этот фактор, как правило, не сам по себе является первопричиной формирования пространственных структур политических сил, конфликтов, споров, социальных взрывов и даже войн. Их становление, развитие, функционирование и эволюция обусловлены в конечном итоге социально-экономической природой государства.
Для современной общественной жизни почти всех стран мира характерно выдвижение этнорелигиозного фактора на видное место. Это свойственно даже для многих стран с этнически- и религиозно-гомогенным населением, в некоторых из них остроту политической ситуации привносят группы населения, отличающиеся от основной массы населения диалектом, обычаями, элементами материальной и духовной культуры.
Центральные власти вынуждены порой идти на предоставление таким группам особого административного статуса или даже территориальной автономии.
Сложнее обстоит дело, когда этнически-гомогенное население исповедует разные религии. При определённых условиях, отягощённых нередко внешними влияниями, это ведёт к появлению требований расчленения страны и создания независимых государств, территориально охватывающих районы расселения того или иного формирующегося этноса.
В ряде развитых стран (Франция, Канада, Испания, Португалия и др.) имеются этнически однородные группы населения или построенные на основе этногенетической близости организации, которые, стремясь к выделению из государств, чьими подданными являются, порой прибегают даже к террористическим акциям. В Испании каталонцы (в 1979 г.) и баски (в 1980 г.) добились автономии [3], а корсиканцы (в 1982 г.) во Франции – особого административного статуса [4].
Вопрос об отделении или предоставлении какой-либо иной формы самоопределения особенно актуален для развивающихся стран, где сильны сепаратистские движения, выступающие под лозунгами национального освобождения. В Азии, Африке и Латинской Америке имеется немало этнополитических организаций и вооружённых групп. Сепаратистские движения следует отличать от национально-освободительных.
Сложное положение отмечается нередко в странах, государственные границы которых рассекли некогда этнически-однородные народы. Наиболее острая ситуация с несоответствием государственных и этнических границ наблюдается в Африке, где истоками межгосударственной напряжённости часто являются территориальные претензии, иногда взаимные (Сомали – Эфиопия, Марокко – Алжир, Чад – Ливия и др.). Более того, сепаратистские организации нередко используют для размещения своих баз снабжения и подготовки территорию расселения этнических сородичей, оказавшуюся в пределах другого государства.
Подоплёка большинства территориальных споров среди развивающихся стран лежит в их колониальном прошлом, когда великие державы захватывали территории, не считаясь со сложившимися там границами расселения этносов. Вот почему один и тот же народ оказался раздробленным между различными колониями, а позднее, после распада колониальных империй, между различными независимыми государствами.
Разумеется, стоит искать причины таких конфликтов и в современной политике развитых стран.
В странах Западной Европы заметное воздействие на политические процессы оказывает большое число т.н. цветных, т.е. трудовая иммиграция из Азии, Африки и Латинской Америки. К ним относятся как к людям второго сорта, а их присутствие вызывает приступы шовинизма у части западноевропейского населения, доходящего до открытых актов вандализма. Это приводит к возникновению новых очагов этнорелигиозной конфликтности.
«Цветные» иммигранты, в т.ч. и подданные бывших метрополий, селятся, как правило, компактно, в соответствии с этнорелигиозной принадлежностью. В трущобных районах многих городов Западной Европы появились «турецкие», «алжирские», «суринамские» и т.п. кварталы. Они становятся ареной столкновений местных жителей и иммигрантов. Последние, не имея (за исключением иммигрантов, имеющих гражданство бывших метрополий) гражданских прав в стране пребывания, лишены возможности вести открытую борьбу за лучшие условия жизни,
труда. И всё же, преодолевая страх потерять работу и быть депортированными, они не склонны в настоящее время безропотно мириться с дискриминацией и террористическими актами местных националистов.
Во многих странах, и особенно в развивающемся мире, этнические и религиозные конфликты часто
имеют большее значение в политической жизни, чем социальные противоречия. Политические движения дискриминируемых народов, чаще всего ставящих перед собой цель отделения и образования собственного государства, окрашиваются в национальные и религиозные цвета.
В ряде стран эти политические движения принимают форму вооружённой борьбы, как это происходит в Турции, где курдские повстанцы в юго-восточных и восточных провинциях – самых отсталых в социальноэкономическом отношении в стране – выступают против правительства.
Немало специфичного в пространственно-политическую структуру общества привносят политические партии, основанные на этнорелигиозногенетической близости («Братья-мусульмане» в ряде арабских стран, «Тигры освобождения Тамил-Илама» в Шри-Ланке и т.д.) [2].
Клерикальные партии и общественные организации во многих странах (христианские демократы в Германии, Италии и др.), активно действуя среди верующих, добиваются роста числа своих сторонников, а тем самым и успеха на выборах в местные и центральные органы власти. Электоральная география как часть политической географии, таким образом, заметно определяется географией расселения верующих.
Большой интерес в глобальных этнополитических процессах представляют явления, получившие название этноурбанизма и религиозного урбанизма. Речь идёт об этнических или религиозных группах, компактно расселённых на городской территории. Они соседствуют друг с другом или составляют анклавы среди этнического большинства. Особе значение имеют здесь этнопсихологическая и религиознопсихологическая сферы жизни этих групп, их связи с коренным этносом или адептами соответствующей религии. Этническая и религиозная изолированность поддерживается интенсивными этнокультурными, религиозными, хозяйственными и прочими связями внутри урбанизированных этно- или религиозно-территориальных общностей. Среди них заметно развивается этноцентризм – склонность оценивать все жизненные явления с точки
зрения ценностей своего этноса, а вследствие длительной оторванности от него – ещё и с позиций уже выработанных новых восприятий. Возникающие таким образом локальные этнополитические очаги в городе становятся факторами политико-территориальной интеграции и дезинтеграции.
Подобная ситуация присуща городам Думагете, Дагупан и Давао на Филиппинах, где пространственно сегрегированны мусульмане и христиане, китайцы и тагальцы; Бейруту, в котором чётко выражена граница между западной и восточной частями, населёнными соответственно арабами-мусульманами и арабамимаронитами (христианами); Никосии, поделённой между греками-киприотами и турками-киприотами, и т.д.
В африканских странах трайбализм в городской среде в период обострения общей политической обстановки принимает форму открытых межэтнических столкновений. С этнорелигиозной структурой населения тесно связаны обе составляющие политико-административной
территориальной системы – политико-территориальное и административно-территориальное деление. Этнический, в т.ч. лингвистический (поскольку язык – важный элемент этноса), принцип положен в основу федеративного устройства Индии, Нигерии, Бельгии и др.
Замкнутость в этнических и лингвистических границах административно-территориальных единиц при определённых условиях (межрайонный антагонизм, диспропорции в социально-экономическом развитии, этнорелигиозная и языковая дискриминация и т.д.) порождает тенденции обособления, сепаратизма. В связи с этим нередко меняется политико-территориальной устройство, например, в Индии увеличилось число субъектов федерации.
Попытки усовершенствовать территориальное устройство, учитывающее в т.ч. историко-географические
особенности развития этносов и границы их расселения, хорошо просматриваются в частых его переменах.
Это особенно свойственно странам Африки. В развитых странах редки подобные изменения.
В отличие от развитых стран, где функции государства реализуются повсеместно, в развивающихся государствах формирование политико-территориального комплекса ещё не завершилось. В них существует разобщённость многих частей территории, например, т.н. реликтовых государств в пределах ряда современных
стран Африки (Нигерия, Гана, Уганда и др.). Процесс создания единого государственного политикогеографического комплекса в развивающихся странах ещё в большей степени, чем в развитых, зависит от этнорелигиозной структуры населения, этнополитической ситуации в целом.
Как видим, этнорелигиозный фактор является одним из основных составных частей современных политических процессов. И одну из ключевых ролей он играет при формировании административно-территориального облика стран мира. Его игнорирование, как показывает мировая история, имеет далеко идущие последствия, что является весьма показательным для будущих трансформаций на политической карте мира в целом и административной карте отдельных стран в частности.
Источник и список литературы: https://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2015_8_36.pdf