
Сегодня, 19 июня 2025 года, наступает знаковая дата для всей системы местного самоуправления в России. Ровно 90 дней назад был опубликован, и сегодня вступает в силу основная часть нового Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (ФЗ-33). Это означает, что почти двухдесятилетняя эпоха Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формально подошла к концу, уступив место новой, более сложной и интегрированной в «вертикаль» модели МСУ.
Хотя полная трансформация системы рассчитана до 2027 года, игнорировать сегодняшний день нельзя.
С 19 июня муниципалитеты, юристы и чиновники начинают жить и работать в условиях правовой бифуркации – когда часть старых норм еще действует, а новые уже формируют обязательную к исполнению рамку. Разберемся, что именно меняется прямо сейчас и как это повлияет на правоприменительную практику.
«Двойное соответствие» – главное правило переходного периода
Ключевая норма, определяющая жизнь муниципалитетов до 1 января 2027 года (или до принятия специальных региональных решений), заложена в Статье 91 ФЗ-33. Ее суть можно описать как «правило двойного соответствия»:
- Полномочия – пока по-старому. Согласно ч.1 ст.91, ОМСУ продолжают осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения, установленные статьями 14-16 старого ФЗ-131. То есть, в своей ежедневной операционной деятельности (ЖКХ, благоустройство, дороги и т.д.) муниципалитеты по-прежнему опираются на привычный перечень ВМЗ.
- Муниципальные акты – уже по-новому. Согласно ч. 2 ст. 91 все действующие и вновь принимаемые муниципальные правовые акты должны не противоречить уже вступившим в силу нормам нового ФЗ-33. Это критически важный момент!
Таким образом, принимая сегодня любой местный нормативный правовой акт, юристы администрации и депутаты должны провести его через двойной фильтр: проверить, не выходит ли он за рамки полномочий, установленных ФЗ-131, и одновременно – не противоречит ли он общим принципам и вступившим в силу процедурам ФЗ-33. Аналогичным образом нужно поступать и при обращении к ранее принятым на местном уровне актам.
Что из ФЗ-33 уже действует и на что обратить внимание?
Несмотря на отложенное вступление в силу статьи о полномочиях (ст. 32), значительный блок новелл начинает действовать именно с 19 июня 2025 года:
- Новая концепция МСУ (Ст. 1): Определение МСУ через «самоорганизацию граждан», введение термина «ВНОЖН» и, главное, закрепление вхождения ОМСУ в единую систему публичной власти (ЕСПВ) – эти концептуальные положения теперь являются частью действующего правового поля.
- Новые модели формирования ОМСУ (Ст. 19): Возможность избрания главы из кандидатов от губернатора, новый состав конкурсной комиссии, механизм назначения ВРИО – все эти модели теперь легитимны. Регионы получили право принимать свои законы, устанавливающие эти модели.
- Единый срок полномочий (ст. 25): Норма о пятилетнем сроке полномочий для всех выборных органов и лиц действует. Это нужно учитывать при планировании будущих избирательных кампаний.
- Ревизия форм участия населения (гл. 5, ст. 42-51): Исключение из федерального закона голосования по отзыву, голосования по вопросам изменения границ и преобразования МО, а также правотворческой инициативы граждан как самостоятельной формы – это уже свершившийся факт. Положения Уставов и МНПА, регулирующие эти процедуры по правилам ФЗ-131, становятся противоречащими новому закону. Также кардинально изменена роль схода граждан (ст. 45) и повышен возрастной ценз до 18 лет для ряда форм (инициативные проекты, ТОС, публичные слушания).
- Новые требования к ответственности (Ст. 28-30): Детализированные антикоррупционные требования и новые основания для досрочного прекращения полномочий вступают в силу.
Утрата силы ФЗ-131:
Согласно статье 93 ФЗ-33 с 19 июня 2025 года утрачивают силу основные содержательные главы ФЗ-131: глава 1 (общие положения), глава 2 (территориальные основы), глава 4 (наделение госполномочиями), глава 5 (формы участия), глава 6 (органы и ДЛ МСУ), глава 7 (МПА), глава 8 (экономика), глава 9 (межмуниципальное сотрудничество), нлава 10 (ответственность), глава 11 (особенности), глава 12 (переходные положения) и другие.
Сохраняет свою силу лишь Глава 3 ФЗ-131 «Вопросы местного значения» (за исключением статьи 18.1), которая и будет определять компетенцию МСУ до 1 января 2027 года.
Что делать муниципалитетам прямо сейчас?
Сегодняшняя дата – это не просто отметка в календаре, а сигнал к началу активной и системной работы:
- Провести экспресс-аудит Устава и ключевых МНПА: необходимо выявить самые явные противоречия уже вступившим в силу нормам ФЗ-33, особенно в части форм участия населения и процедур ответственности, чтобы не допустить ошибок в правоприменении.
- Спланировать полную ревизию Устава: предложенный законодателем дедлайн (01.01.2027) только кажется далеким. Разработка новой редакции, ее публичное обсуждение и государственная регистрация требуют значительного времени.
- Активизировать мониторинг регионального законодательства: теперь именно региональные законы будут определять ключевые параметры организации МСУ на вашей территории (территориальная модель, модель формирования главы, перераспределение полномочий).
Практика регионов: Реформа уже началась
Хотя федеральный закон дает время на переход до 2027 года, отдельные регионы не стали ждать и уже приняли ключевые решения, определив будущее своих муниципалитетов. Это подтверждает, что реформа идет полным ходом, и пассивная выжидательная позиция для МО рискованна.
- Концептуальный пересмотр территориальной модели: Красноярский край стал первым регионом, который принял решение о переходе на одноуровневую модель МСУ и даже пошел дальше, решив образовывать новые муниципальные округа не на базе существующих муниципальных районов, а концептуально пересмотрев идею территориальной организации. Ряд районов Красноярского края будет сливаться друг с другом, образуя муниципальные округа, другие будут объединяться с городскими или ранее существовавшими муниципальными округами, и лишь некоторые пойдут по базовой модели перехода от муниципального района к муниципальному округу.
- Курс на укрупнение на базе муниципальных районов: Омская область стала одним из примеров, где Законодательное собрание уже приняло закон, завершающий переход на одноуровневую систему. Для всех создаваемых округов установлена единая модель избрания глав – представительными органами из числа кандидатов, предложенных губернатором. Это классический пример полной имплементации новых подходов ФЗ-33.
- Сохранение традиций: Иной путь выбрали Республика Саха (Якутия) и Воронежская область. Руководство этих регионов, используя право, данное ФЗ-33, официально заявило о сохранении двухуровневой модели (районы + поселения), аргументируя это необходимостью учета местной специфики и сохранения власти, близкой к людям. При этом в Воронежской области для столицы региона установлена модель избрания главы от губернатора.
- Политическая борьба: Интересная ситуация складывается в Республике Хакасия, где внесены два альтернативных законопроекта: от главы-коммуниста (о сохранении 2 уровней) и от депутатского большинства “Единой России” (о переходе на округа). Этот кейс наглядно демонстрирует, что реформа МСУ становится полем не только для юридических, но и для серьезных политических дискуссий.
Эти примеры показывают: модель развития МСУ в вашем регионе определяется именно сейчас.
Выводы
Реформа местного самоуправления официально началась. Период неопределенности, когда новый закон был лишь законопроектом, закончился. Теперь муниципалитетам предстоит сложная юридическая и организационная работа в условиях переходного периода, где необходимо будет балансировать между сохраняющими силу нормами о полномочиях старого закона и уже действующими принципами и процедурами нового.