Фаина Георгиевна Раневская — человек-легенда. Даже те, кто не погружен в искусство глубоко, не могут избежать встречи с настоятельной рекомендацией в адрес Мули, а также с указанием направления, которым должны идти пионеры.
Большой человек
Ну и, конечно, мачеха из «Золушки» — вечный образ приземленного, жестокого, но в то же время смешного в своем корыстолюбии злодейства.
Впрочем, где за легендой образ самого человека, было трудно понять даже современникам Раневской. Что уж говорить о тех, кто живет спустя четыре десятилетия после того, как ее не стало.
Сериал «Раневская» взял на себя смелость рассказать о ней. Но попытку эту, наверное, можно считать провальной.
Есть два подхода к биографическим произведениям. Первый предлагает скрупулезное следование истории героя, ни на шаг не отходя от документов. Второй же сознательно создает миф, в котором от исторической основы мало что остается.
Василий Иванович Чапаев в жизни и Василий Иванович из фильма братьев Васильевых — это абсолютно разные люди. И любимым героем фольклора стал как раз тот, кого создало важнейшее из всех искусств.
Десять лет тому назад публике предложили сериал «Страсти по Чапаю», который, развенчивая легенду, и к реальному комдиву не приблизился. В результате он благополучно утонул, причем быстрее, чем сам Чапай в кино (в реальности, кстати, раненый командир все-таки добрался до противоположного берега, где и умер).
Крымские баржи и комиссары-антисемиты в Таганроге: что это было?
С сериалом «Раневская» приключилась ровно та же история — не став скрупулезным исследованием жизни актрисы, он и до легенды не поднялся.
К замечательной Мариэтте Цигаль-Полищук, сыгравшей Раневскую, нет ни малейших претензий. Но в рамках сюжетного коридора она не в состоянии вдохнуть подлинный «раневский» блеск в образ.
Вообще кажется, что ближе всего к себе самой Фаина Георгиевна была в роли, где звучит только ее голос — озвучивая Фрекен Бок в мультфильме про Карлсона. Ведь, если вдуматься, «домомучительница», несмотря на весь свой жесткий характер, оказывается человеком добрым и ранимым.
А «Раневская» бомбит зрителя штампами — вот актерская среда пытается дистанцироваться от маргиналов в революционном Крыму, вот Фаина не желает окна с видом на море, так как там топят баржи с белыми, и т. д.
Краеведы города Таганрога, ставшего одной из локаций сериала, в недоумении, откуда на их родине в разгар Первой мировой войны взялись большевики у власти и почему эти большевики оперируют термином «жидовская морда».
Ленинская партия определенно не была самой антисемитской организацией того периода. В отличие, к примеру, от действовавших на Украине петлюровцев.
Конвейер господина Ряшина
Почему мы вдруг заговорили о петлюровцах? Дело в том, что создателем сериала «Раневская» является компания Star Media, основанная Владиславом Ряшиным. Уроженец Запорожья и бывший продюсер украинского телеканала «Интер», которого боссы потеснили с должности, в свое время переориентировался на российский рынок, поставив производство «мыла» на конвейер.
Прорывом для Ряшина стало предложение главе Первого канала Константину Эрнсту пилотной серии проекта «Смерть шпионам». С этого момента началась победная поступь Star Media в России.
Ряшин никогда не скрывал, что следует трендам, не стесняясь, скажем так, подражать топовому «мылу» других произведений — как зарубежных, так и российских. И подход тут очень простой: используя одни и те же схемы и лекала, выпускать как можно больше продукта. И если не выстрелит один сериал, не понравится второй, то сработают третий или четвертый.
Проблема только в одном — к фигурам, подобным Раневской, конвейерный подход не может быть успешно применим. Оттого вместо рассказа о легенде получается куцая имитация.
До и во время СВО: что меняется на отечественном ТВ?
«Раневскую» снимали в 2021 году, после чего сериал завис, появившись для публики только в 2023-м. И выглядит это, честно говоря, как-то странно — и качество произведения вызывает вопросы, да и очередной привет от украинского производителя в разгар СВО — это, конечно, законом не запрещено, но оставляет вопросы.
Интересный момент: сериалы на военную тематику на российском ТВ даже после 2014 года снимали по большей части украинские компании. Не в этом ли ответ на вопрос, почему в этих картинах было засилье туповатых офицеров, маньяков-НКВДшников и тому подобной «красоты»?
В 2022 году, с началом СВО, начался массовый исход граждан с паспортами Украины, засевших на российском ТВ. Никто их отсюда не гнал — им просто оказалось важнее продемонстрировать верность нацистскому режиму в Киеве.
Однако люди, близкие к этой индустрии, уверенно говорят — демонстративно ушедшие рассчитывают сохранить однажды завоеванные позиции.
Что касается самого сериала «Раневская», то деньги съедены, а позор остался. Так говорила сама Фаина Георгиевна, когда ее спрашивали, почему она редко снимается.
Источник: https://aif.ru/culture/movie/ranevskaya_iz_proshlogo_serial_kotoryy_ne_stoilo_pokazyvat